Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск
№ 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

6-16 213
Аннотация

   Цель. Выявить и описать ключевые признаки и свойства феномена сознания в философии, психологии и когнитивистике.

   Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов философского, психологического и иного научного содержания; обобщён и структурирован опыт предшествующих школ философской и научной мысли в вопросе описания феномена сознания и определения соответствующего понятия.

   Результаты. По итогам обзора существующей литературы и обобщения соответствующего научно-философского опыта в исследуемой области были выявлены наиболее общие подходы к раскрытию содержания понятия сознания, установлены ключевые свойства сознания, принятые различными исследователями данной проблематики как неотъемлемые и необходимые; предложено междисциплинарное определение понятия «сознание».

   Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования призваны облегчить междисциплинарное взаимодействие в вопросе изучения феномена сознания, конкретизации и
уточнения данного понятия.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

17-22 155
Аннотация

   Цель. Выявить антропологические и метафизические особенности бунинского понимания женской красоты по рассказу «Чистый понедельник».

   Процедура и методы. Герменевтически, логико-семантически, культурологически и текстологически проанализировать рассказ «Чистый понедельник» в контексте всего литературного творчества И. А. Бунина, а также соответствующие философские и литературоведческие работы ряда авторов: от И. А. Ильина до Максима Д. Шраера.

   Результаты. Сделан вывод об антиномично-истинной природе оригинального бунинского взгляда на русскую женскую красоту. «Странная» и несомненная новизна бунинского описания женского тела и женской красоты органически приобрела неожиданную, непредсказуемую формулу Халкидонского православного догмата с его «не слитным, не превращённым, неразделимым, не разлучимым» принципом, имеющим особое значение для русского творческого сознания.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Гносеологически и эстетически конкретизирован бунинский взгляд на русскую женскую красоту.

23-34 118
Аннотация

   Цель. Проанализировать, основываясь на историко-философском анализе, проблему бессознательного отношения человека к собственному телу в символической форме его восприятия как капитала, через отождествление с которым происходит упраздняющий его полноценное существование процесс самоотрицания в идеально сконструированном образе определения им себя как инобытия Другого.

   Процедуры и методы. Полученные в ходе данного исследования результаты базируются как на диалектическом, так и герменевтическом методах с использованием сравнительного анализа, что позволило целостно и системно осмыслить сложившиеся в истории философии основополагающие концепции, отражающие восприятие человеком собственного тела в символически амбивалентной форме в качестве фундаментального инструмента капиталистического производства, используемого для различных нужд и связанных с ними иррациональных желаний.

   Результаты. По результатам проведённого исследования был сделан вывод о том, что идеализированный образ человеческого тела в форме капитала бессознательно усваивается в качестве основополагающего источника образования, экономически структурированного антагонистическими взаимоотношениями символического самоопределения человека в качестве обезличенной фигуры Другого, через отождествление с которой он отчуждается от самого себя и от своего подлинно полноценного процесса индивидуации.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Принципиальная ценность проведённого исследования состоит в том, что глубокомысленный анализ бессознательного измерения человеческого тела отражает сложившиеся в неоднозначной символической форме кризисные процессы в экономике, в частности на уровне индивидуального самоопределения человека как личности, в качестве сформированного субъекта коммодификации и связанных с ним последствий имплицитного образования и эксплицитного распространения антагонистических взаимоотношений.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

35-48 144
Аннотация

   Цель. Раскрыть содержание основных этапов эволюции представлений философов и учёных о научном методе, его сущности и возможностях.

   Процедура и методы. На основе материала истории науки и философии реконструированы основные этапы развития представлений о содержании научного метода, его природе, сущности и познавательных возможностях. Показано, что эти изменения были вызваны как содержанием научного знания в разные эпохи, так и социокультурным контекстом.

   Результаты. Обосновано положение, что в истории науки и философии никогда не было однозначных представлений среди учёных и философов о научном методе, его природе, сущности и познавательных возможностях. Это имело место на всех этапах истории науки и философии, включая наше время. Основанием такой неоднозначности являются: качественно различная структура научного знания (разные области науки, уровни научного познания, виды научного знания), изменение предметного содержания научного знания, уровень философской рефлексии научного познания. Показано, что в истории методологии науки с самого начала конкурировали две исследовательские программы научного метода: монистическая и плюралистическая. Сторонники монистической программы исходили из идеи существования единого, универсального научного метода, инвариантного по отношению к различным предметам научного познания, сторонники плюралистической парадигмы подчёркивали зависимость содержания научного метода от содержания предмета исследования и указывали на факты использования в реальной науке любой эпохи разных методов познания. Анализ эволюции представлений о научном методе показывает, что в длительной исторической конкуренции монистической и плюралистической парадигм методологии науки победа оказалась на стороне последней. Методологический плюрализм в науке оказался естественным и закономерным следствием предметного и структурного разнообразия научного знания.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Доказано, что методологический плюрализм в науке является естественным и закономерным следствием предметного и структурного разнообразия научного знания, что методологическая истина в науке столь же конкретна, как и всё остальное научное знание. Осознание этого обстоятельства должно стать необходимым элементом методологической культуры современного учёного.

49-56 183
Аннотация

   Цель. Определить основные тенденции развития экспериментальной философии.

   Процедура и методы. Проанализировано современное состояние противоречивых суждений развития экспериментальной философии. Методологией исследования выступает системный анализ проблемы развития экспериментальной философии в науке, а также общенаучные методы теоретического познания, методы системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме изучения. Экспериментальная философия предполагает эмпирическое изучение методов и концептуальных суждений, подтверждающих эмпирические исследования, основанные на экспериментах и опросах для оценки философской эпистемологической деятельности.

   Результаты. На основании изучения концепций, положительных и отрицательных моделей встаёт вопрос о значимости экспериментальной философии в науке. Выделяются критические замечания в адрес экспериментальной философии: экспериментальным условиям недостаёт структурированной теоретической обоснованности, осуществляется опора на экспериментальные данные; рефлексивные и социальные направления философского анализа размыты; наблюдается неточность истолкования процедурных и оценочных форм философской экспертизы.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в методологическое основание философии. Актуальность детерминирована практической значимостью экспериментальной философии, т. е. применением экспериментальных результатов к методологии в аспекте философских теорий. Это позволит решить дилемму использования интуиции в качестве формы философского доказательства. Авторы приходят к выводу, что
экспериментальная философия вправе использовать как интуицию, так рациональный и эмпирический пути в решении научной проблемы. Следовательно, экспериментальная философия предполагает наличие положительного и отрицательного результатов как противоположных структур в теоретико-методологической совокупности исследований для получения рационально обоснованной модели.

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

57-63 110
Аннотация

   Цель. Философский анализ, обоснование и выявление специфики научных подходов к управлению как основе становления философии управления.

   Методы. Для изучения вопросов, связанных с научными подходами к управлению как основе становления философии управления, использовались системный подход, методы анализа, синтеза источников по проблеме исследования, обобщения и сравнения.

   Результаты. В ходе проведённого исследования были выявлены предпосылки становления философии управления как практической философии.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Научная значимость заключается в формировании авторского подхода к понятию «управленческое сознание менеджеров». Практическая составляющая проведённого исследования – это определение роли философии в формировании теоретических основ управления, необходимых для изменения социальных систем и перехода из состояния неустойчивого развития в состояние стабильности.

64-75 128
Аннотация

   Цель. Выделить сущность логики смысла российской цивилизационной традиции в сопоставлении с логикой смысла западной цивилизации.

   Процедура и методы. Исследование выполнено в рамках локально-цивилизационного подхода с применением сравнительно-сопоставительного и герменевтического методов, а также образно-логического моделирования.

   Результаты. Полученные результаты могут послужить основанием для понимания российской логики смысла, её склонности к холистическому типу мышления, имманентному включению аксиологической составляющей, возможности сосуществования одновременно нескольких «истин» и «картин мира» и другим особенностям. Различия в восприятии обусловлены целостностью (в противовес западной атомарности) восприятия и принципиально несхожими типами рациональности. Специфика типа мышления, сформировавшегося в рамках российской цивилизации, обусловлена тем, что присущие ему характеристики не ограничиваются чистой рассудочностью, сохраняя иррациональную компоненту.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Выделенные особенности российской логики смысла (в сравнении с западной) объясняют, почему для Запада встреча с Иным воспринимается как встреча с «чужим», имплицитно несёт в себе конфликтность и соревновательность, а мир видится как арена борьбы, что рождает метафоры «конфликта цивилизаций», «войны миров» и т. п. В то время как для российской логики смысла Иной – это «другой» (или «ближний»), что непосредственно связано со спецификой православия и понятием соборности.

76-83 114
Аннотация

   Цель. Определение отношения к феномену толерантности в современной российской образовательной среде и выявление особенностей его функционирования, а также дальнейших перспектив развития системы толерантности в отечественном академическом пространстве.

   Процедура и методы. При написании работы использовались как общенаучные методы, так и совокупность методов социально-философского исследования, прежде всего компаративистскийь тподход. Это позволило провести разграничительную черту между российским и западным восприятием толерантности в меняющихся социально-политических условиях.

   Результаты. Основным выводом проведённого исследования является выявление и объяснение точек зрения на феномен толерантности в российской образовательной среде с двух сторон: педагогической, предполагающей осмысление проблемы в частности, и философской, рассматривающей толерантность в фундаментальном смысле. В ходе анализа феномена толерантности в академической среде России были выявлены слабые стороны педагогического подхода и предложено философское осмысление вопроса. Особое внимание было уделено трактовке толерантности не только в традиционном смысле, т. е. в противопоставлении «своего» и «чужого», но и в рамках дихотомии «традиционное» и «прогрессивное».

   Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы исследования могут использоваться в преподавании философии, политологии, культурологии и других университетских курсов.

84-94 145
Аннотация

   Цель. Проанализировать понятия и идеи цивилизационного подхода, релевантные геополитической ситуации современности, выявить через их посредство специфику взаимоотношений России и Европы, место и роль нашей страны в общем контексте мировой истории.

   Процедура и методы. В исследовании последовательно рассматриваются следующие проблемные аспекты цивилизационного подхода: потенциал понятия «культурно-исторического типа» в качестве инструмента структурирования мировой истории; мировоззренческая установка европоцентризма, её негативное воздействие на Россию, вызвавшее к жизни «болезнь европейничания»; специфические особенности славянского культурно-исторического типа; определение исторической миссии России в духе цивилизационной концепции Н. Я. Данилевского. В качестве основных методов в исследовании используются исторический и логический, компаративный и структурный, а также методы аналогии и абстрагирования.

   Результаты. В исследовании выделены и проанализированы понятия и идеи цивилизационного подхода, соответствующие актуальной для нашей современности модели многополярного мира. На примере работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» выделены те из них, которые могут выступить мировоззренческими ориентирами определения вектора развития России, её места и роли в общем контексте мировой истории. В качестве таковых рассматриваются нетождественность России и Европы; специфика России как особого культурно-исторического типа; потенциал её будущей самореализации в рамках становления «всеславянского союза»; важность «восточного вопроса»; отказ от европоцентризма с сопутствующим преодолением «болезни европейничания» и др.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с предпринятой в нём попыткой спроецировать основные понятия и идеи цивилизационного
подхода на современную геополитическую ситуацию, рассмотреть через их призму ряд экзистенциально значимых для нашей страны проблем, в том числе проблему взаимоотношений России и Европы. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его положения и выводы могут быть положены в основу урегулирования сложных геополитических конфликтов, выстраивания справедливой системы международных отношений на принципах многополярности и поликультурности, с признанием особой исторической миссии в этом процессе современной России.

95-101 112
Аннотация

   Цель. Статья посвящена анализу понятия «творческая личность», выявлению его сущности и основных особенностей.

   Процедура и методы. Рассмотрены архетипы человека как закодированные в его психике коллективные символы мыслеформы, которые становятся фундаментом его духовности; даётся анализ понятия «творческий потенциал личности» как соотношения диалектической пары возможности и действительности; исследована сущность эмпирического, рефлексивного и духовного уровней развития личностного бытия человека.

   Результаты. Проведённый анализ позволяет утверждать, что личность – это духовная монада, а творчество – это атрибут личности. На основании этого даётся определение понятия «творческая личность».

   Теоретическая и/или практическая значимость. Значимость статьи заключается в авторском подходе к анализу характерных особенностей таких феноменов, как уровни личностного бытия, личность, творчество и творческая личность.

102-109 122
Аннотация

   Цель. Выявление основных структурно-функциональных особенностей вуза как источника порождения и механизма трансфера знаний в едином культурно-образовательном пространстве.

   Процедура и методы. Использованы системный метод и метод структурно-функционального анализа. Проведён сравнительный анализ функциональной структуры российских и зарубежных вузов. Исследованы основные функции вузов и особенности их инновационного развития.

   Результаты. Выделены основные структурно-функциональные особенности вуза. Сформулированы базовые функции вуза. Проанализированы основные типы российских вузов. Указаны основные
позитивные тенденции трансформации современного российского высшего образования.

   Теоретическая и/или практическая значимость данного исследования состоит в возможности на базе сформулированных идей проанализировать причины негативных характеристик конкретных вузов и наметить реальные пути их эффективного позитивного преобразования. Кроме того, на базе данного исследования можно усилить успешность прогнозов развития высшего образования в России.

110-118 112
Аннотация

   Цель. Выявить факторы, влияющие на развитие и распространение темпорализма в волонтёрской деятельности, а также проанализировать их влияние на реализацию различных волонтёрских проектов.

   Процедура и методы. Методологией исследования выступает историко-философский подход к совершенствованию волонтёрской деятельности, основанной на идее темпорализма. Проведён социально-философский анализ спектра областей, в которых образуются волонтёрские движения на принципах темпорализма.

   Результаты. В результате исследования выявлены факты, влияющие на развитие и распространение темпорализма в волонтёрской деятельности. Показано, что целью волонтёрства является не только конкретный результат в виде помощи нуждающимся и реализации определённых проектов, но и формирование глубокого понимания человеческой солидарности и взаимной ответственности за судьбу нашего общества. Результаты исследования подтверждают значимость временного фактора в успешной реализации волонтёрских проектов и осуществления волонтёрской деятельности в целом, позволяя выделить оптимальные временные рамки для достижения максимальных результатов.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования помогают более глубоко понять сущность временных факторов в волонтёрском движении и предлагают практические рекомендации по оптимизации использования временных ресурсов волонтёрами и их организациями.

119-127 207
Аннотация

   Цель. Описать взаимосвязь разнообразных социальных отношений в фокусе трансформации способов коммуникации и средств массовой информации как инструментов идеологии. Проследить данную динамику в социально-философском контексте XX в.

   Процедура и методы. Выводы проведённого исследования базируются на принципах философского, социального и междисциплинарного исследования. Используется анализ взглядов экспертов относительно трансформаций социальных областей.

   Результаты. По итогам исследования сделан вывод о безусловной зависимости появления модификаций в коммуникационной сфере от эволюционных этапов развития социума. Сделано итоговое заключение об актуальном состоянии референтивного компонента актуального общественного порядка.

   Теоретическая и/или практическая значимость. В работе даётся описание особенностей становления информационного общества. Выявляется взаимосвязь между коммуникативными процессами и средствами массовой информации с различными социальными явлениями. Отображается необходимость непрерывной рефлексии стремительных изменений, вносящих коррективы в бытие.

128-138 96
Аннотация

   Цель. Предложить систематику городского населения.

   Процедура и методы. Признаковая группировка онтологически равнообразных разрядов явлений.

   Результаты. Продемонстрировано: техника сосредоточения фигур интеракции по таксономическим единицам не имеет линейного представления, обусловлена динамичной координацией
видоотличительных параметров соматического, психического, социального, культурного, экзистенциального свойства.

   Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты находят применение в социально-политической рефлексии объёмного процесса урбанизации, принципов поведенческого самозаявления его агента – homo urbanus, равно как и в тематизации вопросов антропной систематики в курсах социальной и политической философии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)