ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Цель. Выявить и описать ключевые признаки и свойства феномена сознания в философии, психологии и когнитивистике.
Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов философского, психологического и иного научного содержания; обобщён и структурирован опыт предшествующих школ философской и научной мысли в вопросе описания феномена сознания и определения соответствующего понятия.
Результаты. По итогам обзора существующей литературы и обобщения соответствующего научно-философского опыта в исследуемой области были выявлены наиболее общие подходы к раскрытию содержания понятия сознания, установлены ключевые свойства сознания, принятые различными исследователями данной проблематики как неотъемлемые и необходимые; предложено междисциплинарное определение понятия «сознание».
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования призваны облегчить междисциплинарное взаимодействие в вопросе изучения феномена сознания, конкретизации и
уточнения данного понятия.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Цель. Выявить антропологические и метафизические особенности бунинского понимания женской красоты по рассказу «Чистый понедельник».
Процедура и методы. Герменевтически, логико-семантически, культурологически и текстологически проанализировать рассказ «Чистый понедельник» в контексте всего литературного творчества И. А. Бунина, а также соответствующие философские и литературоведческие работы ряда авторов: от И. А. Ильина до Максима Д. Шраера.
Результаты. Сделан вывод об антиномично-истинной природе оригинального бунинского взгляда на русскую женскую красоту. «Странная» и несомненная новизна бунинского описания женского тела и женской красоты органически приобрела неожиданную, непредсказуемую формулу Халкидонского православного догмата с его «не слитным, не превращённым, неразделимым, не разлучимым» принципом, имеющим особое значение для русского творческого сознания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Гносеологически и эстетически конкретизирован бунинский взгляд на русскую женскую красоту.
Цель. Проанализировать, основываясь на историко-философском анализе, проблему бессознательного отношения человека к собственному телу в символической форме его восприятия как капитала, через отождествление с которым происходит упраздняющий его полноценное существование процесс самоотрицания в идеально сконструированном образе определения им себя как инобытия Другого.
Процедуры и методы. Полученные в ходе данного исследования результаты базируются как на диалектическом, так и герменевтическом методах с использованием сравнительного анализа, что позволило целостно и системно осмыслить сложившиеся в истории философии основополагающие концепции, отражающие восприятие человеком собственного тела в символически амбивалентной форме в качестве фундаментального инструмента капиталистического производства, используемого для различных нужд и связанных с ними иррациональных желаний.
Результаты. По результатам проведённого исследования был сделан вывод о том, что идеализированный образ человеческого тела в форме капитала бессознательно усваивается в качестве основополагающего источника образования, экономически структурированного антагонистическими взаимоотношениями символического самоопределения человека в качестве обезличенной фигуры Другого, через отождествление с которой он отчуждается от самого себя и от своего подлинно полноценного процесса индивидуации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Принципиальная ценность проведённого исследования состоит в том, что глубокомысленный анализ бессознательного измерения человеческого тела отражает сложившиеся в неоднозначной символической форме кризисные процессы в экономике, в частности на уровне индивидуального самоопределения человека как личности, в качестве сформированного субъекта коммодификации и связанных с ним последствий имплицитного образования и эксплицитного распространения антагонистических взаимоотношений.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Цель. Раскрыть содержание основных этапов эволюции представлений философов и учёных о научном методе, его сущности и возможностях.
Процедура и методы. На основе материала истории науки и философии реконструированы основные этапы развития представлений о содержании научного метода, его природе, сущности и познавательных возможностях. Показано, что эти изменения были вызваны как содержанием научного знания в разные эпохи, так и социокультурным контекстом.
Результаты. Обосновано положение, что в истории науки и философии никогда не было однозначных представлений среди учёных и философов о научном методе, его природе, сущности и познавательных возможностях. Это имело место на всех этапах истории науки и философии, включая наше время. Основанием такой неоднозначности являются: качественно различная структура научного знания (разные области науки, уровни научного познания, виды научного знания), изменение предметного содержания научного знания, уровень философской рефлексии научного познания. Показано, что в истории методологии науки с самого начала конкурировали две исследовательские программы научного метода: монистическая и плюралистическая. Сторонники монистической программы исходили из идеи существования единого, универсального научного метода, инвариантного по отношению к различным предметам научного познания, сторонники плюралистической парадигмы подчёркивали зависимость содержания научного метода от содержания предмета исследования и указывали на факты использования в реальной науке любой эпохи разных методов познания. Анализ эволюции представлений о научном методе показывает, что в длительной исторической конкуренции монистической и плюралистической парадигм методологии науки победа оказалась на стороне последней. Методологический плюрализм в науке оказался естественным и закономерным следствием предметного и структурного разнообразия научного знания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Доказано, что методологический плюрализм в науке является естественным и закономерным следствием предметного и структурного разнообразия научного знания, что методологическая истина в науке столь же конкретна, как и всё остальное научное знание. Осознание этого обстоятельства должно стать необходимым элементом методологической культуры современного учёного.
Цель. Определить основные тенденции развития экспериментальной философии.
Процедура и методы. Проанализировано современное состояние противоречивых суждений развития экспериментальной философии. Методологией исследования выступает системный анализ проблемы развития экспериментальной философии в науке, а также общенаучные методы теоретического познания, методы системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме изучения. Экспериментальная философия предполагает эмпирическое изучение методов и концептуальных суждений, подтверждающих эмпирические исследования, основанные на экспериментах и опросах для оценки философской эпистемологической деятельности.
Результаты. На основании изучения концепций, положительных и отрицательных моделей встаёт вопрос о значимости экспериментальной философии в науке. Выделяются критические замечания в адрес экспериментальной философии: экспериментальным условиям недостаёт структурированной теоретической обоснованности, осуществляется опора на экспериментальные данные; рефлексивные и социальные направления философского анализа размыты; наблюдается неточность истолкования процедурных и оценочных форм философской экспертизы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в методологическое основание философии. Актуальность детерминирована практической значимостью экспериментальной философии, т. е. применением экспериментальных результатов к методологии в аспекте философских теорий. Это позволит решить дилемму использования интуиции в качестве формы философского доказательства. Авторы приходят к выводу, что
экспериментальная философия вправе использовать как интуицию, так рациональный и эмпирический пути в решении научной проблемы. Следовательно, экспериментальная философия предполагает наличие положительного и отрицательного результатов как противоположных структур в теоретико-методологической совокупности исследований для получения рационально обоснованной модели.
СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Цель. Философский анализ, обоснование и выявление специфики научных подходов к управлению как основе становления философии управления.
Методы. Для изучения вопросов, связанных с научными подходами к управлению как основе становления философии управления, использовались системный подход, методы анализа, синтеза источников по проблеме исследования, обобщения и сравнения.
Результаты. В ходе проведённого исследования были выявлены предпосылки становления философии управления как практической философии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Научная значимость заключается в формировании авторского подхода к понятию «управленческое сознание менеджеров». Практическая составляющая проведённого исследования – это определение роли философии в формировании теоретических основ управления, необходимых для изменения социальных систем и перехода из состояния неустойчивого развития в состояние стабильности.
Цель. Выделить сущность логики смысла российской цивилизационной традиции в сопоставлении с логикой смысла западной цивилизации.
Процедура и методы. Исследование выполнено в рамках локально-цивилизационного подхода с применением сравнительно-сопоставительного и герменевтического методов, а также образно-логического моделирования.
Результаты. Полученные результаты могут послужить основанием для понимания российской логики смысла, её склонности к холистическому типу мышления, имманентному включению аксиологической составляющей, возможности сосуществования одновременно нескольких «истин» и «картин мира» и другим особенностям. Различия в восприятии обусловлены целостностью (в противовес западной атомарности) восприятия и принципиально несхожими типами рациональности. Специфика типа мышления, сформировавшегося в рамках российской цивилизации, обусловлена тем, что присущие ему характеристики не ограничиваются чистой рассудочностью, сохраняя иррациональную компоненту.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выделенные особенности российской логики смысла (в сравнении с западной) объясняют, почему для Запада встреча с Иным воспринимается как встреча с «чужим», имплицитно несёт в себе конфликтность и соревновательность, а мир видится как арена борьбы, что рождает метафоры «конфликта цивилизаций», «войны миров» и т. п. В то время как для российской логики смысла Иной – это «другой» (или «ближний»), что непосредственно связано со спецификой православия и понятием соборности.
Цель. Определение отношения к феномену толерантности в современной российской образовательной среде и выявление особенностей его функционирования, а также дальнейших перспектив развития системы толерантности в отечественном академическом пространстве.
Процедура и методы. При написании работы использовались как общенаучные методы, так и совокупность методов социально-философского исследования, прежде всего компаративистскийь тподход. Это позволило провести разграничительную черту между российским и западным восприятием толерантности в меняющихся социально-политических условиях.
Результаты. Основным выводом проведённого исследования является выявление и объяснение точек зрения на феномен толерантности в российской образовательной среде с двух сторон: педагогической, предполагающей осмысление проблемы в частности, и философской, рассматривающей толерантность в фундаментальном смысле. В ходе анализа феномена толерантности в академической среде России были выявлены слабые стороны педагогического подхода и предложено философское осмысление вопроса. Особое внимание было уделено трактовке толерантности не только в традиционном смысле, т. е. в противопоставлении «своего» и «чужого», но и в рамках дихотомии «традиционное» и «прогрессивное».
Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы исследования могут использоваться в преподавании философии, политологии, культурологии и других университетских курсов.
Цель. Проанализировать понятия и идеи цивилизационного подхода, релевантные геополитической ситуации современности, выявить через их посредство специфику взаимоотношений России и Европы, место и роль нашей страны в общем контексте мировой истории.
Процедура и методы. В исследовании последовательно рассматриваются следующие проблемные аспекты цивилизационного подхода: потенциал понятия «культурно-исторического типа» в качестве инструмента структурирования мировой истории; мировоззренческая установка европоцентризма, её негативное воздействие на Россию, вызвавшее к жизни «болезнь европейничания»; специфические особенности славянского культурно-исторического типа; определение исторической миссии России в духе цивилизационной концепции Н. Я. Данилевского. В качестве основных методов в исследовании используются исторический и логический, компаративный и структурный, а также методы аналогии и абстрагирования.
Результаты. В исследовании выделены и проанализированы понятия и идеи цивилизационного подхода, соответствующие актуальной для нашей современности модели многополярного мира. На примере работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» выделены те из них, которые могут выступить мировоззренческими ориентирами определения вектора развития России, её места и роли в общем контексте мировой истории. В качестве таковых рассматриваются нетождественность России и Европы; специфика России как особого культурно-исторического типа; потенциал её будущей самореализации в рамках становления «всеславянского союза»; важность «восточного вопроса»; отказ от европоцентризма с сопутствующим преодолением «болезни европейничания» и др.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с предпринятой в нём попыткой спроецировать основные понятия и идеи цивилизационного
подхода на современную геополитическую ситуацию, рассмотреть через их призму ряд экзистенциально значимых для нашей страны проблем, в том числе проблему взаимоотношений России и Европы. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его положения и выводы могут быть положены в основу урегулирования сложных геополитических конфликтов, выстраивания справедливой системы международных отношений на принципах многополярности и поликультурности, с признанием особой исторической миссии в этом процессе современной России.
Цель. Статья посвящена анализу понятия «творческая личность», выявлению его сущности и основных особенностей.
Процедура и методы. Рассмотрены архетипы человека как закодированные в его психике коллективные символы мыслеформы, которые становятся фундаментом его духовности; даётся анализ понятия «творческий потенциал личности» как соотношения диалектической пары возможности и действительности; исследована сущность эмпирического, рефлексивного и духовного уровней развития личностного бытия человека.
Результаты. Проведённый анализ позволяет утверждать, что личность – это духовная монада, а творчество – это атрибут личности. На основании этого даётся определение понятия «творческая личность».
Теоретическая и/или практическая значимость. Значимость статьи заключается в авторском подходе к анализу характерных особенностей таких феноменов, как уровни личностного бытия, личность, творчество и творческая личность.
Цель. Выявление основных структурно-функциональных особенностей вуза как источника порождения и механизма трансфера знаний в едином культурно-образовательном пространстве.
Процедура и методы. Использованы системный метод и метод структурно-функционального анализа. Проведён сравнительный анализ функциональной структуры российских и зарубежных вузов. Исследованы основные функции вузов и особенности их инновационного развития.
Результаты. Выделены основные структурно-функциональные особенности вуза. Сформулированы базовые функции вуза. Проанализированы основные типы российских вузов. Указаны основные
позитивные тенденции трансформации современного российского высшего образования.
Теоретическая и/или практическая значимость данного исследования состоит в возможности на базе сформулированных идей проанализировать причины негативных характеристик конкретных вузов и наметить реальные пути их эффективного позитивного преобразования. Кроме того, на базе данного исследования можно усилить успешность прогнозов развития высшего образования в России.
Цель. Выявить факторы, влияющие на развитие и распространение темпорализма в волонтёрской деятельности, а также проанализировать их влияние на реализацию различных волонтёрских проектов.
Процедура и методы. Методологией исследования выступает историко-философский подход к совершенствованию волонтёрской деятельности, основанной на идее темпорализма. Проведён социально-философский анализ спектра областей, в которых образуются волонтёрские движения на принципах темпорализма.
Результаты. В результате исследования выявлены факты, влияющие на развитие и распространение темпорализма в волонтёрской деятельности. Показано, что целью волонтёрства является не только конкретный результат в виде помощи нуждающимся и реализации определённых проектов, но и формирование глубокого понимания человеческой солидарности и взаимной ответственности за судьбу нашего общества. Результаты исследования подтверждают значимость временного фактора в успешной реализации волонтёрских проектов и осуществления волонтёрской деятельности в целом, позволяя выделить оптимальные временные рамки для достижения максимальных результатов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования помогают более глубоко понять сущность временных факторов в волонтёрском движении и предлагают практические рекомендации по оптимизации использования временных ресурсов волонтёрами и их организациями.
Цель. Описать взаимосвязь разнообразных социальных отношений в фокусе трансформации способов коммуникации и средств массовой информации как инструментов идеологии. Проследить данную динамику в социально-философском контексте XX в.
Процедура и методы. Выводы проведённого исследования базируются на принципах философского, социального и междисциплинарного исследования. Используется анализ взглядов экспертов относительно трансформаций социальных областей.
Результаты. По итогам исследования сделан вывод о безусловной зависимости появления модификаций в коммуникационной сфере от эволюционных этапов развития социума. Сделано итоговое заключение об актуальном состоянии референтивного компонента актуального общественного порядка.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе даётся описание особенностей становления информационного общества. Выявляется взаимосвязь между коммуникативными процессами и средствами массовой информации с различными социальными явлениями. Отображается необходимость непрерывной рефлексии стремительных изменений, вносящих коррективы в бытие.
Цель. Предложить систематику городского населения.
Процедура и методы. Признаковая группировка онтологически равнообразных разрядов явлений.
Результаты. Продемонстрировано: техника сосредоточения фигур интеракции по таксономическим единицам не имеет линейного представления, обусловлена динамичной координацией
видоотличительных параметров соматического, психического, социального, культурного, экзистенциального свойства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты находят применение в социально-политической рефлексии объёмного процесса урбанизации, принципов поведенческого самозаявления его агента – homo urbanus, равно как и в тематизации вопросов антропной систематики в курсах социальной и политической философии.
ISSN 2949-5148 (Online)