Основные структурно-функциональные особенности вуза как источника порождения и механизма трансфера знаний
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-2-102-109
Аннотация
Цель. Выявление основных структурно-функциональных особенностей вуза как источника порождения и механизма трансфера знаний в едином культурно-образовательном пространстве.
Процедура и методы. Использованы системный метод и метод структурно-функционального анализа. Проведён сравнительный анализ функциональной структуры российских и зарубежных вузов. Исследованы основные функции вузов и особенности их инновационного развития.
Результаты. Выделены основные структурно-функциональные особенности вуза. Сформулированы базовые функции вуза. Проанализированы основные типы российских вузов. Указаны основные
позитивные тенденции трансформации современного российского высшего образования.
Теоретическая и/или практическая значимость данного исследования состоит в возможности на базе сформулированных идей проанализировать причины негативных характеристик конкретных вузов и наметить реальные пути их эффективного позитивного преобразования. Кроме того, на базе данного исследования можно усилить успешность прогнозов развития высшего образования в России.
Об авторе
И. А. КокоеваРоссия
Ирина Александровна Кокоева, ассистент
Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки; кафедра непрерывного образования
141014; ул. Веры Волошиной, д. 24; Московская обл., Мытищи
Список литературы
1. Емельянова И. Н., Волосникова Л. М. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1. С. 83–92.
2. Кондрашова О. И., Колонтаевская И. Ф. Зарубежный опыт инновационного развития вузов // Альманах современной науки и образования. 2013. № 11 (78). С. 91–93.
3. Костин Г. А., Юмашева И. А. Управление образовательной системой вуза на основе разработки и внедрения технологии индивидуальной траектории обучения // Экономика и управление. 2020. Вып. 26. № 3 (173). С. 315–321.
4. Орлов С. Н. Формирование единого культурного пространства региона: институты и практики // Культурное наследие России. 2022. № 1 (36). С. 101–106.
5. Оселедчик М. Б. Знание как бионический концепт // Бионика – 2022 : сборник статей Второй Международной научно-практической конференции, Москва, 23–24 декабря 2022 г. М.: Ассоциация технических университетов, 2023. С. 65–72.
6. Оселедчик М. Б. Когнитивное неравенство и проблема трансфера знаний // Человек и общество в контексте современности: II философские чтения памяти профессора П. К. Гречко : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Директ-Медиа, 2023. С. 187–192.
7. Оселедчик М. Б. Функциональная теория знания [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник. 2022. № 4. doi: 10.18698/2306-8477-2022-4-797 (дата обращения: 08. 05. 2024).
8. Особенности социального, эмоционального и культурного интеллекта и распознавания эмоций у представителей России и стран Азии / Н. Б. Карабущенко, Т. С. Пилишвили, Т. В. Чхиквадзе, Н. Л. Сунгурова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. № 2. С. 394–404.
9. Поздняков А. Н. Становление российского университета как центра образовательной системы // Образование в современном мире : сборник научных статей. Вып. 4 / под ред. Ю. Г. Голуба. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2009. С. 64–68.
10. Пономарева О. Н. Модели и функции современных университетов [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2020. № 5. URL: https://esj.today/PDF/68ECVN520.pdf (дата обращения: 08. 05. 2024).
11. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Проректоры российского университета: социологический портрет и структурные изменения // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Вып. 24. № 1. С. 119–132.
12. Типология университетов, модели и инструменты организационного развития / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. 52 с.
13. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира / Д. А. Штыхно, Л. В. Константинова, Н. Н. Гагиев, Е. А. Смирнова, О. Д. Никонова // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 27–47. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47
14. Шибанова Е. К. Моделирование системы высшего образования: зарубежный опыт и российские тенденции // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20877 (дата обращения: 08. 05. 2024).