Восприятие феномена толерантности в российской образовательной среде
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-2-76-83
Аннотация
Цель. Определение отношения к феномену толерантности в современной российской образовательной среде и выявление особенностей его функционирования, а также дальнейших перспектив развития системы толерантности в отечественном академическом пространстве.
Процедура и методы. При написании работы использовались как общенаучные методы, так и совокупность методов социально-философского исследования, прежде всего компаративистскийь тподход. Это позволило провести разграничительную черту между российским и западным восприятием толерантности в меняющихся социально-политических условиях.
Результаты. Основным выводом проведённого исследования является выявление и объяснение точек зрения на феномен толерантности в российской образовательной среде с двух сторон: педагогической, предполагающей осмысление проблемы в частности, и философской, рассматривающей толерантность в фундаментальном смысле. В ходе анализа феномена толерантности в академической среде России были выявлены слабые стороны педагогического подхода и предложено философское осмысление вопроса. Особое внимание было уделено трактовке толерантности не только в традиционном смысле, т. е. в противопоставлении «своего» и «чужого», но и в рамках дихотомии «традиционное» и «прогрессивное».
Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы исследования могут использоваться в преподавании философии, политологии, культурологии и других университетских курсов.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ВиноградовРоссия
Андрей Иванович Виноградов, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры
кафедра философии и социальных наук
183010; ул. Спортивная, д. 13; Мурманск
Е. В. Зенов
Россия
Егор Всеволодович Зенов, старший преподаватель
кафедра иностранных языков
183010; ул. Спортивная, д. 13; Мурманск
Список литературы
1. Гуторов В. А. Современные концепции толерантности: философские и политико-технологические аспекты (опыт дискурсивной аналитики) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022. № 1. C. 11–23.
2. Ильинская С. Г. Парадоксы толерантности и терпимости. Западный и российский опыт // Свободная мысль. 2023. № 3 (1699). С. 73–88.
3. Логинов А. В. Религиозный аргумент в публичной сфере: толерантность и идентичность // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 2. C. 229–235.
4. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 c.
5. Мареева С. В., Слободенюк Е. Д., Аникин В. А. Толерантность к социальным неравенствам в эпоху неопределённости в России: важна ли субъективная мобильность? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 39–60.
6. Петренко В. Ф. Гуманитарная культура и образование – основа толерантности и сохранения национальной идентичности // Образовательная политика. 2011. № 2 (52). С. 81–87.
7. Прохода В. А. Образование как фактор формирования толерантности в России и других европейских странах // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 3 (32). С. 377–380.
8. Синенко В. Я., Бондарева Я. В. Интеграционные процессы как основа метапредметности в системе образования (философско-педагогический дискурс) // Современные философские исследования. 2023. № 3. С. 68–75.
9. Чимитова И. З. Права человека и межэтническая толерантность в условиях России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 110–114.
10. Justice for George Floyd and a Reckoning for Global Mental Health [Электронный ресурс] / S. Weine, B. A. Kohrt, P. Y. Collins, J. Cooper, R. Lewis-Fernandez, S. Okpaku, M. L. Wainberg // Global Mental Health. 2020. № 7 (22). URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7490771 (дата обращения: 10. 12. 2023).