№ 3 (2011)
Скачать выпуск
PDF
16-21 87
Аннотация
В статье анализируется соотношение
двух методологических традиций в рамках русской рели-
гиозной философии - традиции всеединства, основанной
на субстанционально-сущностных отношениях, и тради-
ции православного энергетизма, основанной на принци-
пе синергии, - по-разному решающих фундаментальную
философскую задачу поиска оснований онтологической
целостности, осмысления взаимодействия божественной
сущности и природного мира. Рассматриваются пути и
результаты методологического синтеза, включения эле-
ментов энергийной методологии в сферу всеединства с
образованием синтетической категории «энергетического
всеединства».
двух методологических традиций в рамках русской рели-
гиозной философии - традиции всеединства, основанной
на субстанционально-сущностных отношениях, и тради-
ции православного энергетизма, основанной на принци-
пе синергии, - по-разному решающих фундаментальную
философскую задачу поиска оснований онтологической
целостности, осмысления взаимодействия божественной
сущности и природного мира. Рассматриваются пути и
результаты методологического синтеза, включения эле-
ментов энергийной методологии в сферу всеединства с
образованием синтетической категории «энергетического
всеединства».
22-29 60
Аннотация
В данной статье явление диссимметрии
рассматривается с позиций материалистической диалек-
тики. Обращая внимание на диалектическую сущность
явления и подтверждая факт его универсальности, автор
вводит понятия D (правое) и L (левое) в состав атрибу-
тивных (онтологических) категорий. На основе этого
автор впервые использует феномен диссимметрии в по-
строении атрибутивной модели «материального объекта
вообще». Данная модель, выражая онтологический ста-
тус явления диссимметрии, позволяет построить атри-
бутивную модель диссимметрического, или реального
«объекта вообще», находящегося в состоянии развития и
трактующегося как диссимметрическая система.
рассматривается с позиций материалистической диалек-
тики. Обращая внимание на диалектическую сущность
явления и подтверждая факт его универсальности, автор
вводит понятия D (правое) и L (левое) в состав атрибу-
тивных (онтологических) категорий. На основе этого
автор впервые использует феномен диссимметрии в по-
строении атрибутивной модели «материального объекта
вообще». Данная модель, выражая онтологический ста-
тус явления диссимметрии, позволяет построить атри-
бутивную модель диссимметрического, или реального
«объекта вообще», находящегося в состоянии развития и
трактующегося как диссимметрическая система.
30-41 92
Аннотация
Статья посвящена относительно новому
разделу историко-эпистемологической познавательной
структуры, связанному с проблемами математизации
исторического знания, роли в этом процессе метода ма-
тематического моделирования. Рассмотрены принципы,
этапы и эффективность применения различных типов
математических моделей в современных исторических
исследованиях. Актуальность заявленной проблемати-
ки связана с попыткой преодоления кризиса познания в
исторической науке и распространением новых взглядов
на принцип историзма. Автором проделана работа по
выявлению значимости формализации и математизации
исторической науки.
разделу историко-эпистемологической познавательной
структуры, связанному с проблемами математизации
исторического знания, роли в этом процессе метода ма-
тематического моделирования. Рассмотрены принципы,
этапы и эффективность применения различных типов
математических моделей в современных исторических
исследованиях. Актуальность заявленной проблемати-
ки связана с попыткой преодоления кризиса познания в
исторической науке и распространением новых взглядов
на принцип историзма. Автором проделана работа по
выявлению значимости формализации и математизации
исторической науки.
42-47 79
Аннотация
В статье выявляется потенциал истори-
ческого текста в социальном конструировании, опреде-
лены основные каналы его актуализации в социальном
пространстве и роль в коммуникативном процессе. Рас-
смотрены механизмы функционирования исторического
текста в социокультурном контексте, способы трансля-
ции социально значимой информации во времени. Пред-
ставлен возможный путь разрешения аксиологического
кризиса на примере обращения к традиции и её синтеза с
новациями. Дана характеристика природы исторического
текста как формы социального сознания.
ческого текста в социальном конструировании, опреде-
лены основные каналы его актуализации в социальном
пространстве и роль в коммуникативном процессе. Рас-
смотрены механизмы функционирования исторического
текста в социокультурном контексте, способы трансля-
ции социально значимой информации во времени. Пред-
ставлен возможный путь разрешения аксиологического
кризиса на примере обращения к традиции и её синтеза с
новациями. Дана характеристика природы исторического
текста как формы социального сознания.
48-53 63
Аннотация
В статье рассматривается понятие «ду-
ховность» в различных содержательно-смысловых полях:
традиционном - религиозном и современном - общече-
ловеческом (светском), в том числе в качестве элемента
виртуального пространства. Духовность как обществен-
ная ценность и непременный атрибут социального бытия
анализируется в контексте социальных трансформаций,
происходящих в современном российском обществе.
Выявление составляющих понятия «духовность» смыс-
ловых и сущностных компонентов позволяет определить
базовые характеристики, присутствующие во всех трёх
названных измерениях (аспектах).
ховность» в различных содержательно-смысловых полях:
традиционном - религиозном и современном - общече-
ловеческом (светском), в том числе в качестве элемента
виртуального пространства. Духовность как обществен-
ная ценность и непременный атрибут социального бытия
анализируется в контексте социальных трансформаций,
происходящих в современном российском обществе.
Выявление составляющих понятия «духовность» смыс-
ловых и сущностных компонентов позволяет определить
базовые характеристики, присутствующие во всех трёх
названных измерениях (аспектах).
54-59 173
Аннотация
В статье рассматривается соотношение
теории постиндустриального общества и концепции тех-
нологического детерминизма, даётся анализ концептуа-
лизации категории «технология» у различных исследова-
телей постиндустриализма. На основе анализа эволюции
социальной философии выделяются две традиции в
трактовке сущности техники и технологии: идеалистиче-
ская и материалистическая; прослежены их проекции в
теории постиндустриального общества. Раскрываются
концептуальные различия в трактовке технологии Д. Бел-
ла и М. Кастельса, обосновывается тезис об усилении
материалистической линии в трактовке техники у теоре-
тика второй «волны» постиндустриализма М. Кастельса.
теории постиндустриального общества и концепции тех-
нологического детерминизма, даётся анализ концептуа-
лизации категории «технология» у различных исследова-
телей постиндустриализма. На основе анализа эволюции
социальной философии выделяются две традиции в
трактовке сущности техники и технологии: идеалистиче-
ская и материалистическая; прослежены их проекции в
теории постиндустриального общества. Раскрываются
концептуальные различия в трактовке технологии Д. Бел-
ла и М. Кастельса, обосновывается тезис об усилении
материалистической линии в трактовке техники у теоре-
тика второй «волны» постиндустриализма М. Кастельса.
60-66 73
Аннотация
В статье исследуются причины утраты
историческим знанием ведущего положения в системе гу-
манитарного знания в эпоху кризиса европейской культу-
ры в начале ХХ в. Делается вывод о том, что её основной
причиной стала неспособность системы ценностей идеа-
листического романтизма сформировать элиту, адекват-
ную социальным вызовам. Это привело к социальным
потрясениям и масштабной переоценке ценностей. Исто-
рическое знание было вытеснено на второй план новыми
социальными науками.
историческим знанием ведущего положения в системе гу-
манитарного знания в эпоху кризиса европейской культу-
ры в начале ХХ в. Делается вывод о том, что её основной
причиной стала неспособность системы ценностей идеа-
листического романтизма сформировать элиту, адекват-
ную социальным вызовам. Это привело к социальным
потрясениям и масштабной переоценке ценностей. Исто-
рическое знание было вытеснено на второй план новыми
социальными науками.
66-70 63
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме
изучения художественной культуры города как системы.
Актуальность изучения городской художественной куль-
туры как системы связана с процессами урбанизации и
возрастающей ролью городов. В настоящее время идёт
процесс активного формирования методологической па-
радигмы, позволяющей рассмотреть город как целост-
ный объект. В статье описываются эвристические воз-
можности системного и урбанистического подходов при
его изучении. Рассмотрены стратегии изучения художе-
ственной культуры и её внехудожественных аспектов
на культурном поле города. Городскую художественную
жизнь автор представляет как совокупность институциа-
лизированных и неинституциализированных форм произ-
водства, сохранения и воспроизведения художественных
ценностей. В статье показан методологический потенци-
ал урбанистических подходов для изучения художествен-
ной жизни современного города
изучения художественной культуры города как системы.
Актуальность изучения городской художественной куль-
туры как системы связана с процессами урбанизации и
возрастающей ролью городов. В настоящее время идёт
процесс активного формирования методологической па-
радигмы, позволяющей рассмотреть город как целост-
ный объект. В статье описываются эвристические воз-
можности системного и урбанистического подходов при
его изучении. Рассмотрены стратегии изучения художе-
ственной культуры и её внехудожественных аспектов
на культурном поле города. Городскую художественную
жизнь автор представляет как совокупность институциа-
лизированных и неинституциализированных форм произ-
водства, сохранения и воспроизведения художественных
ценностей. В статье показан методологический потенци-
ал урбанистических подходов для изучения художествен-
ной жизни современного города
70-75 61
Аннотация
Цель данной статьи - показать приме-
нимость философской теории социальных эстафет в
процессе законотворческой практики как социокультур-
ного явления. В современных подходах к исследованию
законотворчества сложилось представление о нём как
о процедуре официального прохождения законопроек-
та в высшем представительном органе. В данной связи
предлагается рассмотреть альтернативную концепцию,
позволяющую обогатить традиционную точку зрения на
законотворчество и сделать возможным более широкое
восприятие данного феномена.
нимость философской теории социальных эстафет в
процессе законотворческой практики как социокультур-
ного явления. В современных подходах к исследованию
законотворчества сложилось представление о нём как
о процедуре официального прохождения законопроек-
та в высшем представительном органе. В данной связи
предлагается рассмотреть альтернативную концепцию,
позволяющую обогатить традиционную точку зрения на
законотворчество и сделать возможным более широкое
восприятие данного феномена.
76-80 70
Аннотация
Статья посвящена теме межнациональ-
ного взаимодействия в условиях многонационального
региона. В работе для описания ситуации в Иркутской об-
ласти использована методика профессора М. Джунусо-
ва. Соотношение по числовому критерию национальных
групп в регионе определяет индекс мозаичности нацио-
нального состава. От мозаичности зависит степень веро-
ятности вступления национальностей в межэтнические
контакты. Результатом таких контактов является регио-
нальный тип культуры, синтезирующий определённые
черты культуры каждого этнотипа, представленного в
территориальном объекте.
ного взаимодействия в условиях многонационального
региона. В работе для описания ситуации в Иркутской об-
ласти использована методика профессора М. Джунусо-
ва. Соотношение по числовому критерию национальных
групп в регионе определяет индекс мозаичности нацио-
нального состава. От мозаичности зависит степень веро-
ятности вступления национальностей в межэтнические
контакты. Результатом таких контактов является регио-
нальный тип культуры, синтезирующий определённые
черты культуры каждого этнотипа, представленного в
территориальном объекте.
81-86 91
Аннотация
В статье предпринята попытка опреде-
ления места и роли философемы в системе культуры.
С этой целью используется понятие культурного кода,
который рассматривается с четырёх позиций: онтологи-
ческой, гносеологической, аксиологической и антрополо-
гической. Данная методика позволяет выявить сущност-
ные и содержательные признаки философемы, а также
той среды, в которой она функционирует. Кроме того, в
статье описан характер взаимодействия философемы и
идеологемы, представление о котором даёт возможность
более детально изучить механику взаимодействия вто-
ричных языков культуры.
ления места и роли философемы в системе культуры.
С этой целью используется понятие культурного кода,
который рассматривается с четырёх позиций: онтологи-
ческой, гносеологической, аксиологической и антрополо-
гической. Данная методика позволяет выявить сущност-
ные и содержательные признаки философемы, а также
той среды, в которой она функционирует. Кроме того, в
статье описан характер взаимодействия философемы и
идеологемы, представление о котором даёт возможность
более детально изучить механику взаимодействия вто-
ричных языков культуры.
87-91 47
Аннотация
В статье раскрывается методологическая
роль философского осмысления свободы и необходимо-
сти для решения проблем современного реформирова-
ния российской системы образования. Анализируются
различные парадигмы образовательной деятельности.
Намечаются основные направления выхода из кризиса
современной образовательно-воспитательной системы.
В статье даётся авторская классификация возможностей.
Свобода рассматривается как осознанный выбор между
двумя или несколькими возможностями. Анализируется
соотношение понятий «свобода» и «случайность».
роль философского осмысления свободы и необходимо-
сти для решения проблем современного реформирова-
ния российской системы образования. Анализируются
различные парадигмы образовательной деятельности.
Намечаются основные направления выхода из кризиса
современной образовательно-воспитательной системы.
В статье даётся авторская классификация возможностей.
Свобода рассматривается как осознанный выбор между
двумя или несколькими возможностями. Анализируется
соотношение понятий «свобода» и «случайность».
92-99 111
Аннотация
Статья посвящена одному из новых
направлений критической социальной теории - «ради-
кальному мультикультурализму». Показано, что внутри
теории построения мультикультурного общества можно
выделить особое направление «радикального» мульти-
культурализма. В отличие от либеральных мультикульту-
ралистов, радикалы требуют не формального правового
уравнивания существующих социальных культур, а ради-
кального отказа от западных ценностей, призывая к раз-
витию самобытных форм жизни этнических меньшинств
и постколониальных народов. Автор кратко эксплицирует
теоретические взгляды мыслителей данного направле-
ния и делает ряд критических замечаний в их адрес.
направлений критической социальной теории - «ради-
кальному мультикультурализму». Показано, что внутри
теории построения мультикультурного общества можно
выделить особое направление «радикального» мульти-
культурализма. В отличие от либеральных мультикульту-
ралистов, радикалы требуют не формального правового
уравнивания существующих социальных культур, а ради-
кального отказа от западных ценностей, призывая к раз-
витию самобытных форм жизни этнических меньшинств
и постколониальных народов. Автор кратко эксплицирует
теоретические взгляды мыслителей данного направле-
ния и делает ряд критических замечаний в их адрес.
100-105 76
Аннотация
В статье представлен авторский подход
к анализу культурных процессов. Дано определение дис-
сипативных процессов в культуре. Автор определяет ди-
намику динамических систем, находящихся в состоянии,
удаленном от равновесия, формирует диссипативные
процессы. Иллюзорное сознание есть результат смеше-
ния выраженных в сознании предметных уровней чело-
веческого бытия (принятие одного за другой). В статье
представлена классификация диссипативных процессов
в культуре на основе степени распылений культурных
процессов. Автор представляет целостную систему фи-
лософской рефлексии диссипативных процессов в куль-
туре и причин формирования иллюзорного сознания.
к анализу культурных процессов. Дано определение дис-
сипативных процессов в культуре. Автор определяет ди-
намику динамических систем, находящихся в состоянии,
удаленном от равновесия, формирует диссипативные
процессы. Иллюзорное сознание есть результат смеше-
ния выраженных в сознании предметных уровней чело-
веческого бытия (принятие одного за другой). В статье
представлена классификация диссипативных процессов
в культуре на основе степени распылений культурных
процессов. Автор представляет целостную систему фи-
лософской рефлексии диссипативных процессов в куль-
туре и причин формирования иллюзорного сознания.
106-112 50
Аннотация
В статье рассматриваются основные
теоретические подходы к изучению процесса глобализа-
ции, которые сформировались в рамках мир-системного
анализа. Данный подход был разработан Ф. Броделем,
А.Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги,
Т. дус Сантусом и отечественным социологом В.П. Илю-
шечкиным. В рамках мир-системного анализа постулиру-
ется, что человечество за весь период своего сознатель-
ного развития пережило четыре интеграционных цикла,
которые определяют конфигурацию современной глоба-
лизации. Спецификой глобализационных процессов на-
чала ХХI в. является то, что на их развитие оказывают
воздействие шесть неистребимых по своей природе фак-
торов - сила, богатство, хаос, идентичность, справедли-
вость, увеличение человеческой семьи, которые способ-
ствуют формированию новой, униполярной мир-системы
теоретические подходы к изучению процесса глобализа-
ции, которые сформировались в рамках мир-системного
анализа. Данный подход был разработан Ф. Броделем,
А.Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги,
Т. дус Сантусом и отечественным социологом В.П. Илю-
шечкиным. В рамках мир-системного анализа постулиру-
ется, что человечество за весь период своего сознатель-
ного развития пережило четыре интеграционных цикла,
которые определяют конфигурацию современной глоба-
лизации. Спецификой глобализационных процессов на-
чала ХХI в. является то, что на их развитие оказывают
воздействие шесть неистребимых по своей природе фак-
торов - сила, богатство, хаос, идентичность, справедли-
вость, увеличение человеческой семьи, которые способ-
ствуют формированию новой, униполярной мир-системы
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ
СМЕНЫ НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ
113-118 77
Аннотация
В статье анализируются трансформа-
ционные процессы, происходящие в деятельности на-
учно-образовательных школ в период смены научных
парадигм. Автор обосновывает вывод, что в этот период
трансформируются предметно-логическая, социальная
и личностно-психологическая составляющие данной
деятельности. В статье также утверждается, что транс-
формация деятельности научно-образовательных школ
в процессе смены парадигм может стимулироваться и
внешними факторами, такими, как идеологическое дав-
ление, прямое вмешательство государства в научную де-
ятельность и пр. В статье делается вывод, что дальней-
шая судьба научно-образовательных школ после смены
парадигм может складываться по-разному: они либо пре-
кращают своё существование, либо находят себя в новой
парадигме, либо продолжают сохранять идеи прежней
парадигмы.
ционные процессы, происходящие в деятельности на-
учно-образовательных школ в период смены научных
парадигм. Автор обосновывает вывод, что в этот период
трансформируются предметно-логическая, социальная
и личностно-психологическая составляющие данной
деятельности. В статье также утверждается, что транс-
формация деятельности научно-образовательных школ
в процессе смены парадигм может стимулироваться и
внешними факторами, такими, как идеологическое дав-
ление, прямое вмешательство государства в научную де-
ятельность и пр. В статье делается вывод, что дальней-
шая судьба научно-образовательных школ после смены
парадигм может складываться по-разному: они либо пре-
кращают своё существование, либо находят себя в новой
парадигме, либо продолжают сохранять идеи прежней
парадигмы.
119-124 36
Аннотация
Статья посвящена социально-философ-
скому анализу распределения совокупного прибавочного
продукта в условиях международного разделения труда.
Теоретически обосновываются основания социального
противоречия, связанного с преимущественной концен-
трацией капиталов капиталистических центров в сфере
создания новых производственных технологий. Делается
вывод о том, что глобализация формирует систему соци-
ально-экономических отношений зависимости хозяйству-
ющих социумов в связи с их местом и ролью в единой
системе общественного производства. При этом разви-
тие производственных технологий не отменяет человека
как единственного носителя живого труда, без которого
общественное производство невозможно
скому анализу распределения совокупного прибавочного
продукта в условиях международного разделения труда.
Теоретически обосновываются основания социального
противоречия, связанного с преимущественной концен-
трацией капиталов капиталистических центров в сфере
создания новых производственных технологий. Делается
вывод о том, что глобализация формирует систему соци-
ально-экономических отношений зависимости хозяйству-
ющих социумов в связи с их местом и ролью в единой
системе общественного производства. При этом разви-
тие производственных технологий не отменяет человека
как единственного носителя живого труда, без которого
общественное производство невозможно
125-127 44
Аннотация
В статье с точки зрения социальной
философии рассматривается феномен техносферы и её
влияние на современное общество. Изучение техносфе-
ры предполагается путём выделения элементов внутрен-
ней структуры и внешних составляющих. В основу пери-
одизации подобного развития положен волновой подход
Э. Тоффлера. В результате представленного анализа
достигается качественно новое понимание техносферы
как особой технической действительности, видоизменя-
ющейся на каждом этапе развития общества. Новизной
статьи является рассмотрение феномена ноосферы в
неотрывной связи с техносферой, как проекта техносфе-
ры, проявляющегося на каждом этапе развития челове-
чества.
философии рассматривается феномен техносферы и её
влияние на современное общество. Изучение техносфе-
ры предполагается путём выделения элементов внутрен-
ней структуры и внешних составляющих. В основу пери-
одизации подобного развития положен волновой подход
Э. Тоффлера. В результате представленного анализа
достигается качественно новое понимание техносферы
как особой технической действительности, видоизменя-
ющейся на каждом этапе развития общества. Новизной
статьи является рассмотрение феномена ноосферы в
неотрывной связи с техносферой, как проекта техносфе-
ры, проявляющегося на каждом этапе развития челове-
чества.
128-131 69
Аннотация
Статья посвящена проблеме пересмо-
тра традиционных гендерных установок социальными
субъектами под влиянием современной социокультурной
ситуации. Гендерная репрезентация рассматривается
как негативная тенденция в общественных отношениях.
Определяется роль коммуникации и СМИ в провокации
гендерных репрезентаций посредством трансляции и на-
вязывания определённых гендерных знаков и символов.
Вводится понятие гендерного симулакрума. Сформули-
рованы выводы относительно влияния общественного
мнения на явление гендерной репрезентации.
тра традиционных гендерных установок социальными
субъектами под влиянием современной социокультурной
ситуации. Гендерная репрезентация рассматривается
как негативная тенденция в общественных отношениях.
Определяется роль коммуникации и СМИ в провокации
гендерных репрезентаций посредством трансляции и на-
вязывания определённых гендерных знаков и символов.
Вводится понятие гендерного симулакрума. Сформули-
рованы выводы относительно влияния общественного
мнения на явление гендерной репрезентации.
132-138 46
Аннотация
Обоснование символов как смысловых
феноменов базируется на анализе социокультурных
практик в символическом аспекте. Посредством органи-
зации социокультурных практик общество формирует
содержание индивидуального сознания, и в этом про-
цессе большое значение имеют символы. Наиболее убе-
дительно символ как смысловой феномен представлен в
практике религиозного искусства и миропонимания. Опи-
раясь на исследования С.С. Аверинцева, П. Флоренского,
Е.Н. Трубецкого, автор выявляет смысловое содержание
русской иконописи и храмового зодчества, даёт опреде-
ление религиозным символам.
феноменов базируется на анализе социокультурных
практик в символическом аспекте. Посредством органи-
зации социокультурных практик общество формирует
содержание индивидуального сознания, и в этом про-
цессе большое значение имеют символы. Наиболее убе-
дительно символ как смысловой феномен представлен в
практике религиозного искусства и миропонимания. Опи-
раясь на исследования С.С. Аверинцева, П. Флоренского,
Е.Н. Трубецкого, автор выявляет смысловое содержание
русской иконописи и храмового зодчества, даёт опреде-
ление религиозным символам.
139-145 70
Аннотация
В статье рассматриваются основания
возникновения и развития через средства социально-
философского анализа экономической природы феноме-
на человека экономического. Выявлены качественные
характеристики экономической идеологии через спе-
цифику её носителей, в том числе через экзистенци-
альные свойства её идеологической единицы человека
экономического. Установлены место и роль человека
экономического в процессуальности социального бытия
через социально-правовые и культурные последствия
идеологической активности человека экономического
для современной европейской культуры
возникновения и развития через средства социально-
философского анализа экономической природы феноме-
на человека экономического. Выявлены качественные
характеристики экономической идеологии через спе-
цифику её носителей, в том числе через экзистенци-
альные свойства её идеологической единицы человека
экономического. Установлены место и роль человека
экономического в процессуальности социального бытия
через социально-правовые и культурные последствия
идеологической активности человека экономического
для современной европейской культуры
146-149 77
Аннотация
В статье на основе оригинальных доку-
ментов анализируется персональная философия сотруд-
ников современной полиции. Особое внимание уделено
ценностям полиции, которые определяют основные жиз-
ненные позиции полицейских, реализуются в их действи-
ях и поведении. Автор подчёркивает значение этичности
полицейских, служения сообществу, уважения прав и
свобод человека. Проведённое исследование показало
необходимость создания философского основания со-
циального института полиции и формирования мировоз-
зрения служащих полиции на основе деонтологического
подхода. Результаты исследования могут быть исполь-
зованы при реформировании органов правопорядка Рос-
сии
ментов анализируется персональная философия сотруд-
ников современной полиции. Особое внимание уделено
ценностям полиции, которые определяют основные жиз-
ненные позиции полицейских, реализуются в их действи-
ях и поведении. Автор подчёркивает значение этичности
полицейских, служения сообществу, уважения прав и
свобод человека. Проведённое исследование показало
необходимость создания философского основания со-
циального института полиции и формирования мировоз-
зрения служащих полиции на основе деонтологического
подхода. Результаты исследования могут быть исполь-
зованы при реформировании органов правопорядка Рос-
сии
150-156 64
Аннотация
Статья посвящена христианским фило-
софско-антропологическим воззрениям видного педагога
и мыслителя XIX в. К.Д. Ушинского на ключевые фено-
мены человеческого бытия: свобода, воля, счастье, цель
жизни. Автор, высказывая мысль о том, что свобода цен-
на не сама по себе, а лишь направленная на благую цель,
отводит ключевую роль в формировании свободы лично-
сти воспитателю, педагогу. По Ушинскому, дать счастье
человеку - значит сделать его внутренне свободным. В
этом - главная задача педагогики.
софско-антропологическим воззрениям видного педагога
и мыслителя XIX в. К.Д. Ушинского на ключевые фено-
мены человеческого бытия: свобода, воля, счастье, цель
жизни. Автор, высказывая мысль о том, что свобода цен-
на не сама по себе, а лишь направленная на благую цель,
отводит ключевую роль в формировании свободы лично-
сти воспитателю, педагогу. По Ушинскому, дать счастье
человеку - значит сделать его внутренне свободным. В
этом - главная задача педагогики.
156-162 54
Аннотация
В статье рассматривается жизнеопи-
сание Томаса Рида - основоположника шотландской
школы эпохи Просвещения. Объектом биографического
исследования становится личность в социокультурном
контексте и периодизация творчества Рида, в котором
центральное место занимает проблема здравого смысла.
В такой опоре на здравый смысл - несомненная ценность
философствования шотландской школы. В философско-
биографическом измерении специфика творчества Рида
выразила себя также в том, что он посвятил себя защите
философии «здравого смысла» от скептицизма Юма и
имматериализма Беркли.
сание Томаса Рида - основоположника шотландской
школы эпохи Просвещения. Объектом биографического
исследования становится личность в социокультурном
контексте и периодизация творчества Рида, в котором
центральное место занимает проблема здравого смысла.
В такой опоре на здравый смысл - несомненная ценность
философствования шотландской школы. В философско-
биографическом измерении специфика творчества Рида
выразила себя также в том, что он посвятил себя защите
философии «здравого смысла» от скептицизма Юма и
имматериализма Беркли.
163-167 62
Аннотация
В статье анализируется значение экзеге-
тической практики истолкования доктринальных текстов,
которые у Аврелия Августина становятся своеобразной
формой осмысления человеческого бытия. Стремление
к интерпретации слова с течением времени становится
основным ориентиром в мыслительной культуре средне-
вековой эпохи. Истолкование Откровения приводит хри-
стианского философа к осмыслению свойств разума и
человеческого духа, с помощью которых, по мысли Авре-
лия, реализуется познавательная активность.
тической практики истолкования доктринальных текстов,
которые у Аврелия Августина становятся своеобразной
формой осмысления человеческого бытия. Стремление
к интерпретации слова с течением времени становится
основным ориентиром в мыслительной культуре средне-
вековой эпохи. Истолкование Откровения приводит хри-
стианского философа к осмыслению свойств разума и
человеческого духа, с помощью которых, по мысли Авре-
лия, реализуется познавательная активность.
168-171 163
Аннотация
В статье исследуется проблема концеп-
та «дружба» во взглядах философов-мыслителей эпохи
античности и Возрождения (Аристотеля, Платона, Дио-
гена Лаэртского, Сенеки, Цицерона, Плутарха и других)
в сравнении с учением таких мыслителей Востока, как
Абу Наср аль-Фараби, Ал-Хорезми, Абу Али ибн Сина,
Кайковус, Ахмад Югнаки, Алишер Навои и других. Рас-
сматриваются ментальные значения концепта «дружба»
и его эволюции в аспекте идеологии духовных ценностей.
Таким образом, по своему значению понятие дружба рас-
сматривалось в античной философии в качестве одной
из положительных связей между людьми, и эта идея поз-
же находит своё продолжение в процессе анализа поня-
тия дружбы в нравственных взглядах эпохи античности
Возрождения.
та «дружба» во взглядах философов-мыслителей эпохи
античности и Возрождения (Аристотеля, Платона, Дио-
гена Лаэртского, Сенеки, Цицерона, Плутарха и других)
в сравнении с учением таких мыслителей Востока, как
Абу Наср аль-Фараби, Ал-Хорезми, Абу Али ибн Сина,
Кайковус, Ахмад Югнаки, Алишер Навои и других. Рас-
сматриваются ментальные значения концепта «дружба»
и его эволюции в аспекте идеологии духовных ценностей.
Таким образом, по своему значению понятие дружба рас-
сматривалось в античной философии в качестве одной
из положительных связей между людьми, и эта идея поз-
же находит своё продолжение в процессе анализа поня-
тия дружбы в нравственных взглядах эпохи античности
Возрождения.
172-178 50
Аннотация
В статье сопоставляются точки зрения
русских философов-космистов В.С. Соловьева и Н.Ф. Фе-
дорова на личность и творчество М.Ю. Лермонтова. В
отличие от статьи В.С. Соловьева «Лермонтов», хорошо
известной лермонтоведам, возражение Н.Ф. Федорова
своему младшему современнику изучено мало и потому
представляет значительный интерес. Выявляются сход-
ства и различия философских концепций указанных авто-
ров. Подчёркивается обусловленность их взглядов на ве-
ликого русского поэта эпохой, в которую жили философы,
а также их собственными религиозно-философскими воз-
зрениями. Определяется значение работ В.С. Соловьева
и Н.Ф. Федорова для современного лермонтоведения.
русских философов-космистов В.С. Соловьева и Н.Ф. Фе-
дорова на личность и творчество М.Ю. Лермонтова. В
отличие от статьи В.С. Соловьева «Лермонтов», хорошо
известной лермонтоведам, возражение Н.Ф. Федорова
своему младшему современнику изучено мало и потому
представляет значительный интерес. Выявляются сход-
ства и различия философских концепций указанных авто-
ров. Подчёркивается обусловленность их взглядов на ве-
ликого русского поэта эпохой, в которую жили философы,
а также их собственными религиозно-философскими воз-
зрениями. Определяется значение работ В.С. Соловьева
и Н.Ф. Федорова для современного лермонтоведения.
178-183 97
Аннотация
В статье исследуются вопросы развития
буддизма во Вьетнаме в эпоху правления династии Чан.
Автор статьи прослеживает влияние буддизма во всех
областях экономической, культурной, политической и
общественной жизни, отмечая, что в эпоху Чан буддизм
выполнял роль официальной системы ценностей в обще-
стве, сохранившей за собой роль духовного ориентира
в управлении страной. Наследуя патриотический дух
буддийских монахов эпохи Ли, в эпоху Чан буддийские
наставники, помимо забот о мирских проблемах, одно-
временно начали проповедь, создание и усиление народ-
ного национального сознания и духа, которое уже пробу-
дилось в эпоху Ли.
буддизма во Вьетнаме в эпоху правления династии Чан.
Автор статьи прослеживает влияние буддизма во всех
областях экономической, культурной, политической и
общественной жизни, отмечая, что в эпоху Чан буддизм
выполнял роль официальной системы ценностей в обще-
стве, сохранившей за собой роль духовного ориентира
в управлении страной. Наследуя патриотический дух
буддийских монахов эпохи Ли, в эпоху Чан буддийские
наставники, помимо забот о мирских проблемах, одно-
временно начали проповедь, создание и усиление народ-
ного национального сознания и духа, которое уже пробу-
дилось в эпоху Ли.
184-187 57
Аннотация
Весьма интересным для нас является тот
факт, что деятельность многих классиков философии свя-
зана непосредственно с публицистикой, как со способом
трансляции своих философских и политических взглядов.
В ХIХ в. в западно-европейской общественно-философ-
ской мысли наряду с идеями борьбы за демократию и
общественный прогресс в литературно-журналистской
социокультурной среде становятся актуальными темы
профессиональной ответственности журналистов, высту-
пления против цензуры и за свободу слова.
факт, что деятельность многих классиков философии свя-
зана непосредственно с публицистикой, как со способом
трансляции своих философских и политических взглядов.
В ХIХ в. в западно-европейской общественно-философ-
ской мысли наряду с идеями борьбы за демократию и
общественный прогресс в литературно-журналистской
социокультурной среде становятся актуальными темы
профессиональной ответственности журналистов, высту-
пления против цензуры и за свободу слова.
188-194 57
Аннотация
Статья посвящена проблематике воз-
никновения экономической науки. Разбираются социаль-
но-культурные предпосылки появления новой науки: на-
копленные практические знания, которые сопровождали
развитие торговли, промышленности и привели, в конце
концов, к появлению рыночной экономики; теоретические
и практические знания, изложенные в богатой литера-
туре; внимание философов античности, средневековья
и Нового времени к происходящим экономическим про-
цессам, постановка вопросов об этих процессах, вскры-
тие проблем, смысла и значения экономических явлений
для общества; особое внимание уделяется шотландским
философам XVII-XVIII вв. Ф. Хатчесону, Д. Юму и А. Фер-
гюсону. Рассматриваются социально-экономические
взгляды последнего, а также взгляды Адама Смита, и
указывается родство их идей.
никновения экономической науки. Разбираются социаль-
но-культурные предпосылки появления новой науки: на-
копленные практические знания, которые сопровождали
развитие торговли, промышленности и привели, в конце
концов, к появлению рыночной экономики; теоретические
и практические знания, изложенные в богатой литера-
туре; внимание философов античности, средневековья
и Нового времени к происходящим экономическим про-
цессам, постановка вопросов об этих процессах, вскры-
тие проблем, смысла и значения экономических явлений
для общества; особое внимание уделяется шотландским
философам XVII-XVIII вв. Ф. Хатчесону, Д. Юму и А. Фер-
гюсону. Рассматриваются социально-экономические
взгляды последнего, а также взгляды Адама Смита, и
указывается родство их идей.
ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)
ISSN 2949-5148 (Online)