ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Цель. Раскрыть сущность и природу психической формы отражения действительности.
Процедура и методы. В работе проведён философский анализ процесса психического отражения в контексте проблемы «мозг и психика». В процессе исследования использовались теоретический метод научного познания, общефилософский диалектический метод, а также методы абстрагирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза, мысленного моделирования этапов психического отражения.
Результаты. В данной работе подробно рассмотрен процесс психического отражения действительности с позиции культурно-исторического подхода Л. С. Выготского и системной организации физиологических функций. Автором обращается внимание на то, что мозг и психика взаимодействуют друг с другом посредством когнитивных межфункциональных связей. Хотя известно, что психическая деятельность мозга имеет двойственную материально-идеальную природу, пока остаётся нерешённым вопрос, каким же образом материальный мозг воспроизводит нематериальную психику. В этой связи в работе приводится мнение, что познание психических явлений происходит через высшие умения и навыки, психонервную деятельность и нейронную гиперсеть – когнитом. Раскрывается роль когнитивной нейродинамической системы в адекватном психическом отражении внешнего мира. Подчёркивается особое значение когнитивных нейронных связей и отношений в психическом отражении, в том числе позиция А. Р. Лурии по этому вопросу. Анализируются взгляды С. Л. Рубинштейна на взаимосвязь психических процессов с функциями мозга. Приводится мнение Д. Чалмерса относительно двух понятий ментального – феноменального и психологического. Обращается внимание на позицию Д. Деннета, согласно которой нематериальный разум чётко соотносится с материальным мозгом. В этой связи высказывается мнение, что деятельность когнитивной системы мозга человека имеет круговой характер, в котором прослеживаются следующие этапы: восприятие, осознание, понимание, мышление, речь и движение. В заключении автором показывается роль когнитивных межфункциональных связей в системе психического отражения действительности.
Теоретическое и/или практическое значение работы. В работе впервые проведено переосмысление процесса психического отражения внешнего мира с позиции культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, в котором особую роль играют межфункциональные связи и отношения. Предпринята попытка показать истинную сущность и природу психического отражения объектов и явлений внешнего мира на основе системной организации психической деятельности мозга.
Цель. В кругу семантических разысканий возникает концептуальная сверхзадача – освоение самоизбыточных (диффузных, «нечётких») контекстов со специфической реляционной, многоуровневой, многозначной семантикой потенциальных состояний, адаптированной к экспозиции «трансмировых линий» за счёт выхода из реалиса в кондициалис, из фактива в контрфактив, из актуатива в посессив.
Процедура и методы. Процедурным остовом рассмотрения выступил блок общенаучных (индукция, дедукция, традукция, абдукция) и специфических (рефлексия, трансляция и др.) способов освоения реалий.
Результаты. Результат исследования – положительная программа: обосновывается, что в отличие от лингвистической, логической семантик философская семантика оценивает генерируемые образы мира через установление их соответствия предметному строю реальности – с позиции Status Rerum.
Теоретическая и/или практическая значимость. Доктринальное и прагматическое значение материала заключается в демонстрации необходимости перехода от осмысления пропозиций, формул, образов мира, в слове явленных, к стоящим за символами предметам, обстояниям, конституентам реальности.
Цель. На основе философской методологии детально рассмотреть содержание некоторых общенаучных (философских) категорий «содержание», «сущность», «организация», «структура», «целое», «количество», «качество», «мера», «скачок», «система» и дать им определение в современной редакции.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. Рассуждения о системе философских категорий как результате интеллектуальной деятельности, представляющей собой систематизацию сведений о каком-либо явлении и назывании этого явления, сегодня по-прежнему актуальны. В категориях отражаются признаки явлений определённого класса, фиксируются существенные свойства явлений и связи между ними. Более того, на основе содержания общенаучных категорий формируются приёмы познания. Они также имеют общенаучный применяются, участвуют во всех без исключения научных исследованиях. Этот факт придаёт особое значение пониманию сути общенаучных (философских) категорий, которые, работая на решение задач научных исследований, трансформируются в приёмы научного исследования. Данное обстоятельство детерминирует необходимость детального представления содержания общенаучных (философских) категорий в их современной редакции.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.
Цель. Философски интерпретировать понимание образа человека в процессе глобализации в современном мире. Обращение к проблеме места и положения образа человека с точки зрения философской интерпретации обусловлено изменениями, происходящими в современном обществе.
Процедуры и методы. Определение места и положения образа как смыслового начала, латентно выражающегося в повседневной деятельности и познавательных функциях.
Результаты. Был выявлен ряд аспектов, в которых образ человека как сложный научный смысловой принцип интерпретируется в соответствии с конкретными обстоятельствами.
Теоретическая и/или практическая значимость. Было определено, что образ человека включает личность в культуру, и это даёт возможность философской интерпретации образов людей и философской деятельности. Индивидуальная окраска идеальных представлений о человеке обеспечивает связь личности с контекстом культуры и позволяет философски осмыслить образы человека и реализовать проективную функцию философии.
Цель. Прояснить перспективы развития европейской философии в связи с постмодернистским отрицанием модерна, классики в целом. Показать, что за данным постмодернистским отрицательным жестом кроется утверждение проблемы актуальной бесконечности.
Процедура и методы. Методология исследования базируется на общенаучных методах (анализе, синтезе, дедукции), герменевтическом методе, аналогии. Установлено, что для проблемы актуальной бесконечности родовым является философско-метафизический аспект, который коренится в дофилософской традиции искания преображения природы.
Результаты. Показано, что европейской философии была свойственна тенденция неоправданно редуцировать проблему актуальной бесконечности к её количественному аспекту. При этом особенностью проблемы актуальной бесконечности является то, что даже неоправданное допущение возможности её реализации имеет следствием действительное изменение природы конечного, но основанием для него становится уже не актуальная, а потенциальная бесконечность, как это показал ещё Зенон. Потенциальная бесконечность становится парадигмальным ядром постмодернизма в рамках восстановления проблемы актуальной бесконечности в её исконном смысле как проблемы преображения природы, выводящей за пределы собственно европейской философии.
Теоретическая и/или практическая значимость. В задаваемой данным исследованием перспективе постмодернизм оказывается уже не ниспровергателем модерна, классики в целом, а отсылкой к этому более широкому контексту, от взаимодействия с которым теперь зависит будущее европейской философии.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Цель. Рассмотреть основной предмет философии Льва Исааковича Шестова, которым является человек с «плавающей идентичностью». Такой человек пережил опыт обесценивания ценностей, падения ориентиров, он не тождественен самому себе.
Процедура и методы. В исследовании были рассмотрены и проанализированы принципы работы Л. Шестова. Было выявлено, что основной метод Л. Шестова – «странствование по душам». Нами были изучены основные особенности этого метода.
Результаты. В исследовании был проанализирован метод исследования Л. Шестова – «странствование по душам». С помощью этого метода мыслитель исследует человеческие души. Льву Исааковичу важно вовсе не учение мыслителя, а живая и мечущаяся человеческая душа. Он старается раскрыть «сокрытое» в жизни мыслителя. Были также изложены и проанализированы те преграды, которые встают на пути мыслителя к исследованию индивидуальной души.
Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование актуально для современного человека, поскольку вопросы, поднимаемые Л. Шестовым, как никогда актуальны. Как жить человеку, у которого постоянно уходит почва из-под ног? Современный человек ежедневно проходит через обесценивание ценностей, крушение ориентиров. Такому человеку остаётся лишь его собственная свобода. Захотим ли мы воспользоваться ею или для нас притягательнее утонуть в «общезначимом»?
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Цель. Оценка влияния развития технологии на визуальное искусство, в частности на отношения копии и оригинала.
Процедура и методы. Влияние технологий раскрыто на материале произведений искусства разных эпох. Проанализированы технологии, используемые для массового копирования и создания объектов визуального искусства.
Результаты. Традиционно в искусстве ценилась подлинность. Художник-творец должен владеть мастерством работы с материей, доступным лишь избранным. Развитие технологий позволило делать копии проще и дешевле, чем был сделан оригинал (гравюра, литография, фотография). Технологии способствовали широкому распространению произведений искусства, однако разница между подлинником и копией не вызывала сомнений, хотя в истории искусства и были случаи художественной имитации массового. Оригинал имеет огромную ценность, материальную и культурную, и может служить предметом паломничества. Только цифровая эпоха полностью уничтожила возможность найти различия между оригиналом и копией. Цифровизация означает эпоху визуальных симулякров (по Ж. Бодрийяру), утраты ауры материально присутствующих произведений (В. Беньямин). Цифровые технологии служат не только для копирования произведений искусства разных эпох, но и для создания произведения, которое не утрачивает своих особенностей при тиражировании. Но и в цифровую эпоху оригинал и копия принципиально отличались технологическим процессом создания. Однако при работе с технологиями искусственного интеллекта от человека требуются умелое оперирование словами и выборы наиболее подходящих вариантов, что окончательно размывает грань оригинала и копии.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии роли технологии в искусстве. Показано, что современные цифровые технологии требуют нового подхода к пониманию и оценке художественного творчества.
Цель. Раскрыть структуру современной науки и содержание её основных аспектов.
Процедура и методы. Рациональная реконструкция общей структуры современной науки и описание содержания её основных измерений.
Результаты. Показано различие понимания науки в классической эпистемологии и современной философии науки. Построена многомерная и гетерогенная по своему содержанию общая модель структуры современной науки. Выделено шесть её основных измерений, внутренне взаимосвязанных меду собой: эпистемологическое, деятельностно-когнитивное, социальное, культурное, аксиологическое, антропологическое, инновационное.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обосновано положение, что раскрытие общих закономерностей развития современной науки возможно только с позиций её понимания как многомерной когнитивно-социальной структуры.
Цель. Анализ логико-математических идей выдающегося российского гидроинженера, основателя отечественной школы механики грунтов Н. М. Герсеванова. В тот период, когда математическая логика в России делала первые шаги, известный инженер-механик уже широко применял её подходы при расчёте устойчивости насыпей с опорой на «ряж» – заполняемый булыжником и глиной деревянный сруб, служащий основанием для набережных. Для достижения цели исследования автор решает следующие задачи: показать, в каких условиях происходило обращение Н. М. Герсеванова к логическому инструментарию; определить, какие схемы алгебры логики применял российский гидроинженер для обоснования устойчивости гидросооружений; выявить мотивы, побудившие Герсеванова применить математическую логику, и, в частности, силлогистику, в своих теоретических построениях.
Процедура и методы. Методом исследования автору послужили ретроспективный анализ источников по истории логики.
Результаты. В ходе исследования было установлено, что Герсеванов, активно внедрявший аппарат математической логики в ткань инженерных расчётов, опередил в этом вопросе современных ему отечественных логиков.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование проливает свет на формирование отечественных школ неклассической и математической логики в XX в.
СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Цель. Проанализировать феномен “homo digital” с позиции воздействия на него ведущих достижений цифровой революции, раскрыть социальные, культурные, психологические и технологические аспекты формирования этого нового человеческого типа.
Процедура и методы. В исследовании последовательно раскрываются особенности бытия человека в современном мире, анализируется сформировавшийся в нём новый человеческий тип – homo digital, получают осмысление проблемы и вызовы, связанные с процессом его становления и развития, акцентируются социальные аспекты его бытия. Для рассмотрения указанной проблематики применяются диалектические методы анализа и синтеза, обобщения, дескриптивные процедуры, описательный метод и метод компаративного анализа.
Результаты. В исследовании сделан вывод о том, что понятие “homo digital” фиксирует не только цифровую составляющую бытия современного человека, но и культурные, социальные и психологические аспекты, связанные с его вовлечённостью в мир современной техники и технологий. Homo digital представлен как активный участник цифрового общества, который в полной мере осознаёт свою роль и ответственность в цифровом мире. Его основополагающие характеристики – цифровая грамотность, сформированные этические принципы онлайн-коммуникации, умение эффективно управлять данными и информацией, критически оценивать информацию, взаимодействовать в онлайн-среде, осознавать влияние цифровых технологий на общество и окружающую среду, заботиться о цифровой безопасности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в тематизации понятия “homo digital”, выявлении свойственных ему характерных черт и особенностей, проблем и перспектив бытия в новом цифровом мире. Практическая значимость исследования обусловлена представленными в нём практическими рекомендациями по совершенствованию образа жизни современного человека, преодолению существующих экзистенциальных проблем – цифрового неравенства, обеспечения необходимого уровня цифрового образования, соблюдения этических принципов общения и коммуникации в цифровой среде, соблюдения требований цифровой безопасности, встраивания человека в качестве полноценного субъекта в систему цифрового общества и цифровой экономики.
Цель. Обоснование проблемы репродуктивного здоровья российской молодёжи в контексте с духовно-нравственных ценностей. Разработка рефлексивной модели управления качеством жизни в отношении репродуктивного здоровья российской студенческой молодёжи на основе экспликации их ценностно-смысловых приоритетов, личностного потенциала и для стратегии накопления человеческого капитала и духовно-нравственного воспитания.
Процедуры и методы. Основное содержание работы составляет анализ концептов здоровье, репродуктивное здоровье, качество жизни, связанное со здоровьем, личностный потенциал, автономия личности, человеческий капитал, рефлексивность, рефлексивная модель управления качеством жизни в отношении репродуктивного здоровья. С использованием феноменологического, герменевтического, концептуального подходов рассматривается проблема репродуктивного здоровья российской молодёжи в контексте их ценностно-смыслового выбора.
Результат. Актуализирована значимость проблемы репродуктивного здоровья российской молодёжи. Показана необходимость концептуальной разработки рефлексивной модели управления качеством жизни по репродуктивному здоровью молодёжи в контексте изменений их ценностных приоритетов в сознании.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе проблематизируется репродуктивное здоровье молодёжи. Концептуализируются его составляющие: здоровье, качество жизни по репродуктивному здоровью, личностный потенциал, рефлексивная модель управления качеством жизни по здоровью для стратегии накопления человеческого капитала. Доказывается, что без ориентации на духовно-нравственные и смысложизненные установки в сознании молодёжи не разрешима проблема качества жизни в отношении репродуктивного здоровья. Полученные результаты могут быть использованы в научно-педагогической и учебно-воспитательной деятельности, для разработки образовательных проектов по духовно-нравственному воспитанию студентов, для проектов по демографической, семейной и молодёжной политике.
Цель. Работа посвящена исследованию геополитических треугольников, являющихся частью многообразных отношений формирующегося многополярного мира. Глобальная цивилизация представлена авторской концепцией мировой цивилизационной сети, где узлами являются столицы и крупные города, а соединительные линии показывают потоки вещества, энергии, информации. Эта мировая сеть цивилизации находится в процессе становления, геополитические треугольники представляют один из существенных способов её самоорганизации.
Процедура и методы. Геополитические треугольники исследуются с применением методологии системного и ноосферного подходов, ноосферного энергетизма, авторской концепции мировой цивилизационной сети.
Результаты. Выявлена идеальная модель геополитического треугольника, включающая активный и пассивный полюса (страны) и страну-посредника, обеспечивающую взаимодействие в треугольнике. Выделены информационно-семиотический (мировоззренческий), структурно-энергетический (военно-политический), вещественный (экономический) уровни их функционирования. Становление реального геополитического треугольника стремится к проявлению этой структуры, но в каждый данный момент определяется текущим экономическим, политическим, культурным развитием и взаимодействием стран. Рассмотрены три типа геополитических треугольников (стратегический, региональный, этнический) и четыре дополнительных для распространения влияния отдельных стран или треугольников. Показано, что целостность геополитического треугольника образуется общим информационно-семиотическим полем, в котором страны ищут общие подходы к решению региональных / глобальных проблем. Исследованы положительные и отрицательные режимы функционирования геополитических треугольников, показано, что для возвращения к нормальным режимам необходимы поиск точек соприкосновения по вопросам решения текущих региональных / глобальных проблем, добрая воля, намерения сторон для поиска компромиссов.
Теоретическая и/или практическая значимость состоит в дальнейшем формировании учения о геополитических треугольниках, исследовании их как способа самоорганизации мировой цивилизационной сети.
Цель. В настоящее время наблюдается тенденция к профанации некоторых сфер деятельности, ранее считавшихся сакральными. К сожалению, одной из них стала наука. Следует также констатировать, что призвание учёного, воспринимаемое ранее как особый экзистенциальный дар, миссия, теряет свой изначальный высокий смысл. В представленной работе рассматриваются причины исчезновения духа науки, её демистификации, одной из которых, на наш взгляд, является потеря связи с живой традицией, восстановить которую способна теология как наука, являющаяся носителем непосредственной традиции, а потому, призванная стать мостом, соединяющим сакральное и профанное, вдыхая дух в современную научную мысль, предлагая отточенную веками систему координат, основанную на высших принципах морали и нравственности, способствуя возрождению подлинного призвания учёного.
Процедуры и методы. На основании анализа литературы, а также опыта как собственной научной деятельности, так и руководства научными исследованиями теологов автором предпринята попытка нового осмысления идей философов-идеалистов, традиционалистов, богословов и теологов разных веков и религиозных традиций относительно особой миссии учёного и подлинных целей науки, раскрывающих новыми гранями смыслы евангельских притч и мусульманских хадисов.
Результаты. Изучение опыта прошлого сквозь призму настоящего даёт осознание возможности и необходимости привнесения из религиозного поля в поле академическое ценностно-смысловых оснований благодаря посреднической роли теологии как науки, способствующей возрождению подлинного призвания учёного и возвращению науке её сакральных смыслов.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе выявлены пять проблем, являющихся, по мнению автора, причиной утраты учёными звания «соли земли» и «наследников пророков», представлены возможности теологии, её духовно-нравственного потенциала и мировоззренческого фундамента в решении каждой из указанных проблем, а также рассмотрены условия, соблюдение которых позволит теологии внести свой вклад в восстановление изначальных смыслов. Считаем, что предложенный подход возможно экстраполировать в другие научные сферы в качестве специального компонента общей системы воспитания молодого исследователя.
ISSN 2949-5148 (Online)