Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

Роль теологии в возрождении подлинного призвания учёного

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2023-2-153-168

Аннотация

Цель. В настоящее время наблюдается тенденция к профанации некоторых сфер деятельности, ранее считавшихся сакральными. К сожалению, одной из них стала наука. Следует также констатировать, что призвание учёного, воспринимаемое ранее как особый экзистенциальный дар, миссия, теряет свой изначальный высокий смысл. В представленной работе рассматриваются причины исчезновения духа науки, её демистификации, одной из которых, на наш взгляд, является потеря связи с живой традицией, восстановить которую способна теология как наука, являющаяся носителем непосредственной традиции, а потому, призванная стать мостом, соединяющим сакральное и профанное, вдыхая дух в современную научную мысль, предлагая отточенную веками систему координат, основанную на высших принципах морали и нравственности, способствуя возрождению подлинного призвания учёного.
Процедуры и методы. На основании анализа литературы, а также опыта как собственной научной деятельности, так и руководства научными исследованиями теологов автором предпринята попытка нового осмысления идей философов-идеалистов, традиционалистов, богословов и теологов разных веков и религиозных традиций относительно особой миссии учёного и подлинных целей науки, раскрывающих новыми гранями смыслы евангельских притч и мусульманских хадисов.
Результаты. Изучение опыта прошлого сквозь призму настоящего даёт осознание возможности и необходимости привнесения из религиозного поля в поле академическое ценностно-смысловых оснований благодаря посреднической роли теологии как науки, способствующей возрождению подлинного призвания учёного и возвращению науке её сакральных смыслов.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе выявлены пять проблем, являющихся, по мнению автора, причиной утраты учёными звания «соли земли» и «наследников пророков», представлены возможности теологии, её духовно-нравственного потенциала и мировоззренческого фундамента в решении каждой из указанных проблем, а также рассмотрены условия, соблюдение которых позволит теологии внести свой вклад в восстановление изначальных смыслов. Считаем, что предложенный подход возможно экстраполировать в другие научные сферы в качестве специального компонента общей системы воспитания молодого исследователя.

Об авторе

Т. Е. Седанкина
Российский исламский институт
Россия

Седанкина Татьяна Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой систематической теологии

420079, г. Казань, ул. Газовая, д. 19



Список литературы

1. Аль-Газали А. Х. «Кимийа-йи са‘адат» («Эликсир счастья»). Часть 1: ‘Унваны 1–4. Рукн 1. / пер. с перс., вступ. ст., комм., указ. А. А. Хисматулина. М.: Ихлас, 2011. 464 с.

2. Альтюссер Л. Противоречие и сверхдетерминация (Заметки к исследованию) / пер. с А. В. Денежкина // Альтюссер Л. За Маркса. М.: Праксис, 2006. С. 127–186.

3. Антоновский А. Ю., Бараш Р. Э. О науке Макса Вебера: рецепция и современность // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 174–188.

4. Бирженюк Г. М., Ефимова Т. В. Индекс Хирша как симулякр, или Уравнение известных с неизвестными // Вестник культуры и искусств. 2018. № 1 (53). С. 22–32.

5. Братусь Б. С. Проблема возвращения категории «Души» в научную психологию // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 3–12.

6. Ванхузер К. Дж. Искусство понимания текста. Литературоведческая этика и толкование Писания / пер. В. Четирко. Черкассы: Коллоквиум, 2007. 736 с.

7. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / пер. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.

8. Генон Р. Кризис современного мира / пер. Н. Мелентьевой // Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. С. 5–140.

9. Грант Р. Герменевтическая спираль. Общее введение в библейское толкование / пер. Н. Сериковой. Одесса: Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация, 2009. 728 с.

10. Дёмин И. В. Принцип «онтологической дифференции» в феноменологии М. Хайдеггера и в метафизике интегрального традиционализма Р. Генона [Электронный ресурс] // Философская мысль. 2015. № 7. URL: https://nbpublish.com/e_fr (дата обращения: 14.07.2022).

11. Егерев С. В. Научное творчество и общественные стереотипы // Науковедческие исследования. 2016. № 1. С. 129–154.

12. Касавин И. Т. Дилемма учёного: после Макса Вебера // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 18‒22.

13. Касавина Н. А. Миссия учёного в «расколдованном» мире // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 28–32.

14. Кумарасвами А. К. Восток и Запад. Религия, мифология, символика, искусство / пер. М. В. Макович. М.: Беловодье, 2018. 184 с.

15. Любимова Т. Б. «Вечная философия» единой традиции в символах [Электронный ресурс] // Vox: философский журнал. 2018. № 24. URL: https://vox-journal.org (дата обращения: 14.07.2022).

16. Мамардашвили М. К. Беседы о мышлении. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2015. 816 с.

17. Масланов Е. В. Гражданская наука – наука как призвание // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 3. С. 40–44.

18. Никифоров А. Л. Трансформация науки в ХХ в.: от поиска истины к совершенствованию техники // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 3. С. 20–29.

19. Никифоров А. Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / отв. ред., сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. С. 296–327.

20. Огородников А. Ю. Прагматические и аксиологические основания деятельности учёного в мировом научном пространстве // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2021. № 4. С. 100–106.

21. Пылаев М. А. Категория «Священного» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2017. 215 с.

22. Столярова О. Е. Призвание учёного в расколдованном и вновь заколдованном мире // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 55. С. 255–260.

23. Тиллих П. Систематическая теология. Т. I–II / пер. Т. П. Лифинцевой, О. Р. Газизовой, В. М. Ошеровой, В. В. Рынкевич. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 463 с.

24. Тимофеев И. В. Бируни. М.: Молодая гвардия, 1986. 304 с.

25. Трубников Н. Н. Наука и нравственность (о духовном кризисе европейской культуры) // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / отв. ред., сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. С. 278–295.

26. Тухватулина Л. А. О мнимом противоречии в научной рациональности // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 3. С. 51–55.

27. Федотова О. Д., Семенов Г. В. Предназначение учёного в оценке философов – ректоров Берлинского университета // Общество: философия, история, культура. 2018. № 1. С. 10–14.

28. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении учёного // Фихте И. Г. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / сост. В. Волжский. СПб.: Мифрил, 1993. С. 7–64.

29. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / пер. В. Бибихина // Владимир Бибихин: [сайт]. URL: http:// bibikhin.ru/pismo_o_gumanizme (дата обращения: 14.07.2022).

30. Шмонин Д. В. Научная рациональность и «возвращение к теологии» // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 3. С. 280–306.

31. Эвола Ю. Восстание против современного мира / пер. Д. Зеленцова. М.: Прометей, 2016. 476 с.

32. Эвола Ю. Герметическая традиция / пер. Г. Бутозова. Воронеж: Terra Foliata, 2015. 272 с.

33. Эвола Ю. Учение о пробуждении. Очерки буддийской аскезы / пер. А. П. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль, 2016. 416 с.


Рецензия

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)