Общепризнанные научные категории как теоретико-методологический базис научных исследований. Часть II
https://doi.org/10.18384/2310-7227-2023-2-37-46
Аннотация
Цель. На основе философской методологии детально рассмотреть содержание некоторых общенаучных (философских) категорий «содержание», «сущность», «организация», «структура», «целое», «количество», «качество», «мера», «скачок», «система» и дать им определение в современной редакции.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. Рассуждения о системе философских категорий как результате интеллектуальной деятельности, представляющей собой систематизацию сведений о каком-либо явлении и назывании этого явления, сегодня по-прежнему актуальны. В категориях отражаются признаки явлений определённого класса, фиксируются существенные свойства явлений и связи между ними. Более того, на основе содержания общенаучных категорий формируются приёмы познания. Они также имеют общенаучный применяются, участвуют во всех без исключения научных исследованиях. Этот факт придаёт особое значение пониманию сути общенаучных (философских) категорий, которые, работая на решение задач научных исследований, трансформируются в приёмы научного исследования. Данное обстоятельство детерминирует необходимость детального представления содержания общенаучных (философских) категорий в их современной редакции.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.
Ключевые слова
Об авторах
Д. КостадиновичСербия
Костадинович Даниэла – доктор филологических наук, доцент факультета философии
18106, г. Ниш, Университетская площадь, д. 2
Я. В. Бондарева
Россия
Бондарева Яна Васильевна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Алёхина Е. В. Метатеоретический уровень биологии и генетики: проблема происхождения жизни // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2020. № 4 (22). С. 68–72.
2. Буренков С. В. Антропология и аксиология труда: Эллада // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 1. С. 39–45.
3. Горбунов А. С., Мирошкин М. С. Методологические проблемы научных исследований: к вопросу о функциях науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, г. Москва, 26 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 106–116.
4. Загребин М. В., Буренков С. В. Наука как сложное социальное явление // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник V Международной научной конференции, г. Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 133–145.
5. Колесниченко Ю. В. Методологический инструментарий научного исследования: способы и подходы // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник V Международной научной конференции, г. Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ(, 2022. С. 215–222.
6. Колесниченко Ю. В., Архангельская Н. О. Неоклассика как этап развития науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник V Международной научной конференции, г. Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 166–175.
7. Майкова В. П., Горбунов В. С., Наместникова И. В. Системный подход как основа научной методологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 148–158.
8. Молчан Э. М. Трансформация образовательной деятельности как социокультурный феномен // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН, г. Москва, 30–31 марта 2017 г. М.: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, 2017. С. 210–212.
9. Песоцкий В. А., Колесниченко Ю. В. Исследование и его роль в научном познании // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник V Международной научной конференции, г. Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 322–332.
10. Синенко В. Я. О качестве оценки качества образования // Сибирский учитель. 2009. № 3 (63). С. 5–9.