Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск
№ 2 (2011)
Скачать выпуск PDF
5-10 74
Аннотация
Издавна считается, что философия
- «божественная наука». Вместе с тем термин «фило-
софия» - земного происхождения. Сократ «спустил»
философию с неба на землю для того, чтобы дать воз-
можность человечеству выбраться из плена животного
бытия и подняться до «Небес», превратив «рабскую при-
роду человека» в свободную, универсально-всеобщую
творческую сущность, т. е. сформировать человека как
природно-социальное существо.
Древняя философия представляла собой такой вид
деятельности, который пытался отобразить мироздание
в его абсолютном, бесконечном, вечном, целостном бы-
тии. «Всё, что вверху, то и внизу» - положение древних
мыслителей даёт основание считать, что земная жизнь
предопределяется небесной.
Аристотель попытался изгнать «небесное» содержа-
ние из философии и превратить её в земной феномен,
в человеческое достояние. «Снисхождение» философии
на землю представляло собой длительный исторический
процесс, связанный с появлением Homo sapiens. На Зем-
ле философия предоставляет людям способность (пока
что находящуюся в возможности) соединить абстрактную
форму мышления со свободной, универсально-всеобщей
творческой формой практики.
11-20 45
Аннотация
Феномен диссимметрии, рассматриваю-
щийся сегодня в качестве естественнонаучной пробле-
мы, имеет предфилософские и философские истоки.
Придавая большое значение широте и общности фено-
мена правизны-левизны, автор акцентирует внимание
на выявлении зафиксированного в предфилософских и
философских истоках проблемы качественного различия
D (правых) и L (левых) объектов, ставшего (наряду с их
тождеством) существенным фактором в естествознании
XX в. В статье также впервые уточняется соответствие
мифологических, религиозных и кантовских представле-
ний о D и L современному естественнонаучному опреде-
лению диссимметрии. Отмечая, что проблема зеркаль-
ного отражения, изначально возникшая в религиозном
сознании, со временем перешла исключительно в естес-
твеннонаучную плоскость, автор выявляет возможные
причины подобного «перехода».
20-27 95
Аннотация
Биологическая шкала времени имеет
своим следствием эволюционную стрелу времени. При-
знание необратимости биологического времени, всеобщ-
ность эволюционных процессов - или всё то, что может
быть названо биологической парадигмой, функциониру-
ющей на базе эволюционного мышления, - вступало в
противоречие только с одним, но очень существенным
биологическим объектом. Это человек разумный, кото-
рый, в соответствии с традиционными эволюционными
представлениями, не подвержен действию естественного
отбора и в этом смысле вечен как вид. С помощью новой
научной дисциплины - эволюционной эпистемологии -
выяснилось, что это не совсем так. Человек эволюциони-
рует по линии когнитивных программ. Эволюция человека
связана со способами получения, хранения, восприятия
и передачи информации. Следовательно, эволюционная
стрела времени имеет место для всего живого.
28-34 49
Аннотация
Экология может быть определена как
система знаний, ставящая своей целью теоретическое
обоснование и практическое сохранение пространствен-
но-временного многообразия биосферы планеты. Изуче-
ние данного пространственно-временного многообразия с
целью его сохранения и использования проходит ряд эта-
пов, которые можно охарактеризовать как концептуаль-
ные системы экологии - это функционирование экологии
как части биологической науки, становление социальной
экологии и экологической парадигмы, изучение процесса
глобализации и создание инженерной экологии. Каждой
концептуальной системе экологии соответствует своя
онтология, отличающаяся одна от другой целым рядом
базовых категорий и прежде всего категорией времени.
Антропогенная деятельность привела к созданию новой
онтологической реальности со своими специфическими
пространственно-временными характеристиками. Ос-
новной чертой такой реальности является чётко фикси-
руемая необратимость всех процессов, происходящих в
природе. Эта необратимость свидетельствует о станов-
лении нового явления - экологической стрелы времени.
Экологическая стрела времени выступает как проявле-
ние целого ряда процессов, имеющих в качестве причи-
ны антропогенное воздействие на физические, геологи-
ческие, химические, биологические свойства биосферы.
Следствием этих процессов может стать такое качество
биосферы, при котором существование в ней человека
станет невозможным или проблематичным.
35-39 59
Аннотация
В данной статье обосновывается не-
обходимость применения познавательно-ценностного
подхода в социально-философском исследовании техно-
генных ситуаций - многозначного, сложного, динамично-
го, внутренне противоречивого социально-технического
феномена. В качестве основных характеристик позна-
вательно-ценностного подхода приводятся положения:
техногенные ситуации должны не только познаваться, но
и оцениваться; человек создаёт техногенные ситуации,
является их автором, поэтому понимание их объектив-
ности возможно лишь на основе субъективных оценок;
в техногенных ситуациях оценка не менее, чем реально
существующий объективный мир, детерминирует иссле-
дуемый феномен и т. д. Последовательное применение
познавательно-ценностного подхода позволило устра-
нить содержательную и демаркационную неопределён-
ность категорий «техническая реальность», «техника»,
«техногенные ситуации».
40-45 56
Аннотация
В данной статье проводится сравни-
тельный анализ религиозного и рационального подходов
к процессу познания с точки зрения субъект-объектных
связей и нравственности как средства познания. Автор
развивает мысль, что религиозное познание относится
к закрытой рациональности, так как содержит утверж-
дение определенной концептуальной позиции, тогда как
современная картина мира может адекватно выстраи-
ваться и восприниматься только с помощью открытой
рациональности. В статье делается вывод, что с помо-
щью открытого, рационального познания субъект может
изменять свою нравственность, и для этого ему не нужна
навязываемая религией познавательная парадигма.
45-51 66
Аннотация
В статье прослеживается история воз-
никновения студенческих корпораций за рубежом и их
влияние на общественную и политическую жизнь. Начи-
ная с XIII в. в Болонском университете стали возникать
первые студенческие общества, которые создавались по
принципу землячеств и имели своей целью объединение
студентов определённой страны с целью воспитания
чувства долга, чести и патриотизма. Позднее, в XVIII-XX
вв., студенческие корпорации утверждают устав, которо-
му должны следовать все корпорации. Тартуский и Риж-
ский политехнический университеты стали колыбелью
возникновения студенческих корпораций.
51-56 59
Аннотация
Глобализация мирового пространства, с
точки зрения автора, влечёт неуклонное, повсеместное
изменение механизмов регуляции властеотношений
на различных уровнях. Повышается роль гражданского
общества, падает авторитет волевых решений. Конку-
ренция между нациями переходит в область экономики,
задающей отличные от политики принципы кооперации:
экономическая рациональность начинает превалировать
над политической.
57-61 64
Аннотация
Статья посвящена проблеме актуализа-
ции концепта «общество знаний» в современной социаль-
ной теории. Автор осуществляет анализ наиболее ярких
исследовательских позиций, отражающих крайние точки и
некий промежуточный вариант всего спектра представле-
ний об обществе знаний, сложившихся в отечественном
социогуманитарном дискурсе, что позволяет сформиро-
вать общее представление о его специфике и направ-
ленности. Раскрыт неоднозначный и полярный характер
разворачивающейся научной дискуссии в отношении фе-
номена и концепта общества знаний, выводящей иссле-
дователей на более высокий уровень рефлексии системо-
образующих процессов в современном обществе.
62-67 61
Аннотация
В статье актуальная проблема реальнос-
ти смысла в рамках коммуникативной сферы общества
рассматривается в аспектах поиска экстраинтерпретатив-
ных компонентов смысла и проведения различия между
смыслом и значением. Структуралистскому и семиотичес-
кому дискурсу, подменяющему смысл значением и сводя-
щему всю философскую работу к задаче интерпретации,
автор противопоставляет восходящее к М. Хайдеггеру
определение смысла через категорию «присутствие».
Анализируя идеи Хайдеггера и Х.У. Гумбрехта, автор в
противоположность постмодернистской философии ил-
люзорности объективной реальности возвращает смысл
субъекту и его бытию-в-мире как единству телесного и
сознательного, эмоционального и рационального.
67-71 131
Аннотация
В статье анализируются понятия «вирту-
альная реальность» и «киберпространство»; прослежи-
ваются причины и время возникновения данных явлений
в развитии человеческой цивилизации. Показано, что
Интернет является глобальным информационным про-
странством, объединяющим все существующие телеком-
муникационные и информационные сети. Даётся краткий
обзор работ российских учёных в изучении интернет-
пространства. Рассматривается соотношение киберпро-
странства и реального мира. Анализируется разница
между виртуальным чувственным образом и реальным.
72-77 78
Аннотация
В статье даётся авторское пояснение фе-
номена гуманности как некоего «третьего пути», стоящего
между религией и внерелигиозным сознанием, и обосно-
вывается правомерность использования данного поня-
тия. Гуманность, как благожелательность и стремление
помочь другому, ни в коем случае нельзя редуцировать
и приравнивать к стремлению исправить существующий
порядок вещей - тот идеал гуманистического мировоз-
зрения, под лозунгом которого проходили все социальные
потрясения нового и новейшего времени. Гуманность как
культурная универсалия - явление более широкое и ис-
торически, и регионально-типологически, чем гуманизм.
Автор статьи отмечает наиболее характерные ключевые
позиции гуманистической психотерапии как примера прак-
тического воплощения светской гуманности и практики
милосердия в современной культуре «без Бога». Гуман-
ность такого подхода определяется тем, что диалоговая
самообъективация выступает моментом человеческого
роста, его самовозвышения и гармонизации в отношении
к самому себе и окружающему миру.
78-85 70
Аннотация
В статье даётся историко-философский
анализ развития христианско-теистического принципа
трансцендентности в его антиномических отношениях с
пантеистическими тенденциями разных этапов русской
религиозно-философской мысли; раскрывается степень
соответствия тех или иных методологических позиций,
принципиальных основ, на которых можно было бы со-
здать философские системы, органично сочетающиеся
с православным мистическим опытом, с христианским
теистическим мировоззрением, а также главной целью
русской философии - построением цельного знания о це-
лостном бытии в рамках христианского мировоззрения.
85-89 68
Аннотация
В статье анализируются философско-
правовые концепции Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева,
Н.Н. Алексеева и предлагаемые ими выходы из кризиса
правосознания. Б.Н. Чичерин видел этот выход в созда-
нии конституционной монархии и развитии гражданского
общества. П.И. Новгородцев предлагает в качестве на-
иболее приемлемого пути построение в России правового
государства посредством соблюдения «народного суве-
ренитета» и прав личности. Н.Н. Алексеев утверждал в ка-
честве такого выхода евразийское государство, основан-
ное на признании первенства права и нравственности.
90-95 67
Аннотация
Статья состоит из двух частей. В первой
рассматриваются некоторые аспекты теоретического
творчества Ф.А. Степуна как социального философа,
анализируются различные оценочные высказывания
его современников и современных исследователей от-
носительно самобытности созданного им социально-фи-
лософского наследия. Утверждается, что Ф.А. Степун
разработал методологию и является одним из родона-
чальников познавательно-ценностного подхода в России.
Вторая часть статьи посвящена обоснованию положения
о том, что Ф.А. Степун сумел разработать самобытную
методологию («методологическую транскрипцию»), поз-
воляющую достаточно эффективно исследовать соци-
альные феномены. Суть его «методологической транс-
крипции» составляют следующие положения: а) понятия
о непонятном для нас мире формируются через пережи-
вания; б) переживания не становятся предметом поня-
тия, а понятия не переживаются; в) понимание движения
от «переживания жизни» к «переживанию творчества»
возможно только через призму анализа ценностных отно-
шений; г) «переживание жизни» - целостность, не подда-
ющаяся логическому осмыслению, «переживание твор-
чества» поддаётся понятийному осмыслению; д) всё, что
рождается творчеством, может и должно быть подвергну-
то философскому осмыслению.
95-98 61
Аннотация
В творчестве С.Н. Булгакова проблема
света рассматривается в тесной взаимосвязи с вопросом
о трансцендентности и имманентности в отношениях Бога
и мира. Свет определяется им как божественная энергия
- действие, раскрывающее онтологические связи между
Богом и миром. Идея света рассмотрена С.Н. Булгаковым
через призму учения о Софии как проводника божествен-
ной энергии - света - в мир. В статье большое внимание
уделено раскрытию понятия «София» как фундаменталь-
но значимого для его творчества. Кроме того, идея света
рассмотрена в контексте учения о божественных именах,
выявляется взаимосвязь философии имени и филосо-
фии образа (иконы) как философских рецепций пред-
ставлений об энергийной природе света. Рассмотрены
представления С.Н. Булгакова об иконе как «иероглифе
имени», раскрывающем свое символическое содержание
в человеке и через человека.
99-103 72
Аннотация
В данной статье раскрываются фило-
софские основы свободного воспитания и образования.
Прослеживается история развития идей свободного
воспитания и образования в России. Выявляются сущ-
ностные характеристики идей свободного воспитания в
рамках философии образования. Рассматривается связь
философии и педагогики в исторической ретроспективе
свободного воспитания и образования. Анализируются
идеи отечественных философов исходя из данной про-
блематики. В работе поднимаются вопросы о происхож-
дении понятий свободного воспитания и образования.
104-109 83
Аннотация
Экзистенциальный анализ позволяет до-
полнить представление о коммуникации как бытии «между
я и ты» диалогического персонализма измерением логоса
(необъятности смыслов). В. Франкл рассматривает смысл
как уникальный смысл самотрансцендентного человечес-
кого существования; это - императив, обнаруживающийся
в объективной реальности, трансцендирующий границы
человека в отношении к сообществу, между которыми су-
ществует диалектическая связь. Эта открытость является
основанием для рассмотрения коммуникации, условием
осуществления смысла в его основных формах (смысл
жизни / смысл смерти, смысл страдания, смысл деятель-
ности и смысл любви). Однако сама по себе коммуникация
не реализует человеческое стремление к смыслу.
110-115 110
Аннотация
В данной статье рассмотрены характер-
ные особенности тринитарного богословия средневекового
мыслителя Иоахима Флорского, используемого им в качес-
тве историософской схемы. Во введении проанализирован
терминологический аппарат Флорского аббата, прежде
всего, такие понятия, как «status», «aetas» и «tempus». Да-
лее исследованы понятия prima definitio и secunda definitio.
Если схема prima definitio - т. е. деление всемирной исто-
рии на три эпохи - достаточно известна русскоязычному
читателю, то понятию secunda definitio в отечественной
историософии уделяется сравнительно мало внимания.
Аббат считал, что вся история (люди, события, обществен-
ные институты) есть не что иное, как отражение внутрен-
ней идеальной природы Пресвятой Троицы. Концепция
трёх исторических эпох Отца, Сына и Святого Духа поз-
волила как средневековым, так и современным учёным
считать Иоахима Флорского антитринитарием. Исследо-
вание secunda definitio как отражения основных принципов
католического богословия позволяет уравновесить эти
обвинения иллюстрацией «неслитного и нераздельного»
единства и симбиоза всех исторических эпох. История, по
мнению Иоахима Флорского, была сложным процессом, в
пределах которого ряд ключевых элементов развивается
от начала до полной реализации своих целей.
116-121 83
Аннотация
В условиях перехода России в инфор-
мационное общество особую социальную значимость
приобретает нормативное регулирование общественных
отношений. В статье выдвигается положение, что для
регулирования отношений в информационном обществе
необходимо преодолеть традиционное отношение к силе
государственного принуждения, присущей позитивист-
ской традиции права. На первый план выведен такой
регулятор, как ответственная саморефлексия участников
взаимодействия, что позволяет сформировать саморе-
гулируемую полисубъектную социальность, адекватную
принципам существования и движения информации.
122-126 47
Аннотация
Статья посвящена вопросу национальной
идентичности как совокупности примордиальных факто-
ров: исторических, ареально-хронологических, территори-
альных, языковых, этнических, политических, а также лю-
бых проявлений социального бытия человека. Этническая
идентичность выражает себя через речевые практики, при
этом этничность выступает коммуникативным ресурсом.
Характерным выражением национальной идентичности
представляется категория «национальный язык». Конс-
труирование этнического сознания в поликультурной сре-
де - это результат межкультурного диалога.
127-132 648
Аннотация
Статья посвящена проблемам осмысле-
ния идеологии и социальных практик иеговизма в совре-
менных условиях российского конфессионального поля.
Актуальность внимания к современным вероучительным
текстам организации «Свидетели Иеговы» в России обус-
ловлена той непростой ситуацией, которая складывается
в нашей стране вокруг этого неоднозначного религиозного
течения. Целью данного исследования является рассмот-
рение возможных стратегий и тактик иеговистов, приме-
няемых ими на современном этапе развития российского
религиозного пространства, и попытка определить воз-
можные перспективы взаимоотношения государства и
этой религиозной организации на примере анализа текс-
тов наиболее современных изданий, изучающихся сегод-
ня на молитвенных собраниях групп организации «Свиде-
тели Иеговы» на территории Забайкальского края.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)