Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск
№ 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

8-14 69
Аннотация
Содержанием работы является анализ сущности духовной традиции и её статической и динамической структуры. В работе применены содержательный и деятельностный подходы, первый из которых позволил выявить статическую, а второй - динамическую структуру духовной традиции. Согласно содержательному подходу духовная традиция есть совокупность социальных качеств, выражающих самоидентификацию личности гражданина с обществом и его культурой. Деятельностный подход позволил определить её динамическую структуру, включающую: субъект традиции (личность), её объект (духовную культуру) и отношения между субъектом и объектом. В теоретическом плане это позволит глубже изучать духовную традицию в образовательном процессе с учётом тенденций мирового развития, в практическом - сформировать социальный механизм её реализации на государственном, общественном и личностном уровнях. Материал адресован студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных вузов, центров гуманитарной подготовки и курсов повышения квалификации.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

15-22 83
Аннотация
Статья посвящена исследованию воспроизводства современного общества. Автором проанализирован сложный процесс, в который включены различные виды деятельности субъектов общественных отношений, инструменты решения важнейших задач общества, при которых реализуются коренные интересы общества, достигаются его стратегические цели. Однако цели отдельных субъектов, общие и частные, могут как совпадать, так и противоречить друг другу. По итогам исследования сделан вывод, что жизнеспособность социальной системы детерминирована совершенством её элементов и компонентов, качеством общественных отношений, степенью реализации интересов основных субъектов общества (наиболее влиятельных и многочисленных социальных групп и слоёв). Особо выделена военная безопасность, которая является важнейшим фактором стабильности общества и его динамичного развития. Статья адресована специалистам в области социальной философии, занимающимся вопросами общественного воспроизводства.
23-32 72
Аннотация
Целью работы является обоснование методологии исследования управления, базирующейся на философском алгоритме познания. Для этого был проанализирован значительный массив исследований в области социального управления, что доказало необходимость привлечения потенциала философских методологических средств для решения его исследовательских проблем. Автором дана характеристика социально-философского анализа и обоснована потребность в философском алгоритме познания при проведении исследования управления. Доказан тезис о необходимости комплексного использования совокупности общелогических методологических процедур и методологии частных наук при таких исследованиях данного алгоритма. Практическая значимость работы заключается в выделении автором доминирующих методологических средств, которые целесообразно применять на каждом из этапов философского алгоритма познания при исследовании социального управления. Статья адресована широкому кругу исследователей социального управления.
33-42 139
Аннотация
В работе основное внимание уделено проблемам нерождённых детей и правовой защиты жизни и здоровья ребёнка на пренатальной стадии развития. Рассматривая баланс «принятости» и «непринятости», автор считает, что прерывание беременности не только оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье женщины, но и является неизлечимой раной для семьи и общества.
43-51 110
Аннотация
В статье исследуются ценностное основание социальных систем, генно-историческое развитие феномена духовно-нравственных ценностей, определяются их сущностность и характеристики. Методологией исследования выступают междисциплинарный, историко-философский, аксиологический подходы и социально-философский анализ актуальных проблем социального бытия. Акцентируется внимание на сущности духовно-нравственных ценностей, которые раскрывают ценностное основание социальных систем и являются системообразующим фактором, объединяющим субъектов взаимодействий в освоении социального пространства. Подчёркивается, что духовно-нравственные ценности задают гуманистический вектор развития современного государственного уклада наряду с системностью и структурированностью. Авторы приходят к выводу, что критериальные показатели духовно-нравственных ценностей определяют индивидуально-психологические изменения в структуре личности, нравственном её совершенствовании, формируют устойчивость и целостность социальных систем.
52-59 97
Аннотация
Целью данной работы является оценка практической значимости социально-философского аспекта в противодействии коррупции и антикоррупционном просвещении. Автором проанализированы и обобщены результаты ряда философских и общенаучных исследований вопросов противодействия коррупции. Особое внимание уделено значимости диссертационных анализов. На основании обобщения исследований разработана матрица направлений применения различных научных дисциплин и их ролей в борьбе с коррупционными проявлениями. Определено место социальной философии в данной матрице как координирующей науки, на основании чего обоснована её прикладная необходимость как аспекта противодействия коррупции. Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении информации об использовании разнообразных научно-теоретических дисциплин в антикоррупционной практике и в демонстрации высокого значения социальной философии. Статья адресована учёным и практикам, занимающимся разработкой и имплементацией мер по борьбе с коррупцией.
60-68 128
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты, связанные с возрастанием роли массовой коммуникации в процессе социализации личности. Уровень межличностного общения внутри первичной группы и уровень коммуникации личности с социумом в целом спектре его институтов детерминированы в своих параметрах деятельностью средств массовой коммуникации, что придаёт их воздействию фундаментальный характер. В рамках первичной социализации рождается сложное явление, связанное с дроблением общества на сообщества, которые формируются посредством социальных сетей. Влияние данных сообществ может выходить за роль подготовительного этапа к полноценной социализации, в частности в данных рамках может замыкаться социальная активность индивида. Своевременное рассмотрение качества социализации личности с учётом масскоммуникационного фактора и поиск путей минимизации возможных негативных эффектов становятся сегодня одной из наиболее актуальных социально-философских задач.
69-76 57
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию места философем в структуре познания современных трансформаций социальной сферы. Анализируется представляющий собой практическую значимость этап интеграции философского и нефилософского знания в контексте изучения современных тенденций изменения социума на уровне социально-гуманитарных проблем. И фундаментальные, и прикладные науки признают «социальную трансформацию» неоднозначным, сложным и многовекторным явлением, поэтому философемы могут стать практическими «указателями» направления «трансформации» и трактовок понятий «социальных изменений», социальных революций, реформ, модернизации или социальных движений. Социальная философия сегодня соглашается, что в социально-гуманитарном знании понятие «социальной трансформации» используется в качестве философемы, которая становится как структурной частью различных областей нефилософского знания (в силу всеобщего момента в рассмотрении сложнейших общественных явлений), так и позволяет анализировать сущность конкретных явлений или процессов на базе междисциплинарного социально-гуманитарного и социально-философского синтеза.
77-85 55
Аннотация
Целью работы является рассмотрение фундаментальных оснований социальных трансформаций, которые связаны с социокультурной деятельностью субъектов культуры, реализующих базовый социокод. Основное внимание уделено актуальным проблемам новоевропейского социокода, в котором исходной коллизией его выявления оказываются противоречия между жесткими формами абстрактно-понятийных представлений об обществе («идеологиями») и идеопрактиками как индивидуальными способами социального выживания отдельных социально-культурных субъектов. Автор, развивая собственные идеи об идеопрактике, представленные в своих предшествующих работах, доказывает, что социальные трансформации возникают в первую очередь как накопление неизбежных «отклонений» реальных идеопрактик, базирующихся на чувствах и переживаниях индивида, от навязываемых идеологиями абстрактных схем, норм, автоматизмов и т. п. Кроме того, слом целого ряда идеологий во второй половине ХХ в. воздействовал на «мутацию» социокода, а, следовательно, вызвал серьёзные корректировки известных идеопрактик и появление новых социальных трансформаций. Автору удалось обновить проблематику формирования и роли социальных трансформаций, показав ключевое значение идеопрактик в их взаимодействиях как с идеологиями, так и с базовыми социокодами современного общества.
86-95 57
Аннотация
В данной работе исследуется взаимодействие субъектов в социальном бытии как основание решения проблемы влияния информатизации на современное общество в условиях глобализации. Методологией исследования выступают междисциплинарный, системный, аксиологический, диалогический, антропокульторологический и социально-философский анализ актуальных проблем социального бытия. Акцентируется внимание на существующих противоречиях рациональности и нравственности, виртуальности и реальности, транснационального глобализма и национальных культур, приводящих к конфликтам и кризисам. Подчёркивается, что изменение особенностей социальных систем требует актуализации ценностного основания в социальном бытии. Обосновывается необходимость исследования социальных систем и субъектов взаимодействия в социальном пространстве с точки зрения трансформации ценностного основания в социальном бытии. В результате проведённого анализа сделан вывод, что необходимы новые поведенческие императивы и стратегии развития субъектов взаимодействия в экономической, политической, воинской, научной и другой деятельности, консолидирующие общество в условиях информационной глобализации и обеспечивающие устойчивость развития страны.
96-107 88
Аннотация
Целью статьи является выявление аксиологических оснований процесса усложнения социальной организации, детерминирующих управление её развитием. Автором проанализирован значительный объём исследований в области философии, экономики, управления по данной проблеме. В статье дана характеристика условий усложнения социальной организации, доказано, что оно детерминировано рядом аксиологических оснований: смыслообразующих ценностей-целей, деятельностно-технологических ценностей, мотивационно-стимулирующих, регулятивных. Тем самым определён аксиологический контур управления развитием социальной организации как постепенно формирующаяся динамическая структура. Автором использованы методы социально-философского анализа: структурно-функциональный и сравнительный анализы, а также методы синтеза, индукции и дедукции. Практическая значимость статьи заключается в доказательстве взаимозависимости между ценностями, новациями и адаптацией социальной организации как основами управления её развитием, что следует учитывать как объективный фактор, определяющий изменения в стратегии её развития при доминанте аксиологического императива. Статья адресована широкому кругу исследователей социального управления.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

108-117 83
Аннотация
Цель работы состоит в выявлении способов обоснования онтологической целостности в русской религиозной философии XIX - первой половины XX вв. Исследование проведено с применением методов историко-философского анализа: сравнительного анализа, историко-философской реконструкции, интерпретации, синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве. В результате проведённого исследования выявлено, что в отечественной религиозной философии осуществлялись попытки построения целостной онтологической системы, в которой органично сочетались бы рационалистические представления о субстанции и христианское представление о божественных энергиях. Задача предпринятого синтеза так и не была решена, поскольку всегда возникали логические погрешности и нестыковки в системе. Теоретическая значимость материала заключается в том, что предпринятый историко-философский анализ неудавшегося онтологического синтеза ставит перед современной наукой задачу осмысления сущности энергии как таковой, раскрытия характера и возможностей взаимодействия человеческой и божественной энергий, что выводит рассматриваемую проблему на междисциплинарный уровень.
118-126 71
Аннотация
Данное исследование посвящено проблеме толкования текстов Священного Писания и Священного Предания, а также их теоретическим и практическим корреляциям в жизни каждого человека и общественном развитии в целом на пути духовно-нравственного совершенствования. Целью работы являются обнаружение и обозначение некоторых немаловажных аспектов христианского символизма в антропологической и историко-философской перспективе. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении общих тенденций и особенностей христианского символизма и символической интерпретации текстов Священного Писания. В процессе изучения данной проблемы автором использовались общелогические методы теоретического познания и приёмы научного исследования: сравнительный анализ и синтез, обобщение, аналогия и системный подход. В результате научного изыскания выявлены общие тенденции и особенности христианского символизма и символической интерпретации в историко-философской и антропологической перспективе.
127-135 142
Аннотация
Цель работы - философский анализ теологии Тертуллиана, а именно проблемы соотношения во Христе божественной и человеческой природы. В основе исследования лежит философский метод - уподобление человека Богу-творцу, где человек наделяется всеми свойствами, традиционно присущими Богу: любовью, разумом, свободной волей. Эмпирически проведено исследование самых первых контуров ранней христианской антропологии и этики, с одной стороны, а с другой, показано, как антропологические постулаты постепенно становятся основанием этического учения. Теоретическая и практическая значимость материала заключается в раскрытии антропологического и этического учения христианства, а также в определении места христианской этики в современном мире. Статья адресована студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям философии, теологии и религиоведения.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

136-147 92
Аннотация
Цель работы состоит в выявлении влияния авангардных технологий на развитие человеческой цивилизации. Методологическую основу исследования составляют сопоставительный анализ фазовых переходов от аграрной до NBICS (нано-био-инфо-когно-социо)-революции, социально-философский анализ постиндустриального хозяйственно-культурного типа. В результате проведённого исследования установлено, что переход человечества от раннего к позднейшему периоду каменного века, заложивший материальные предпосылки прогресса культуры, знаменовал прежде всего революцию в отношениях человека к природе. Новизна здесь определялась культивацией природопотребительских форм народно-хозяйственной практики (прогресс скотоводства, земледелия, ремёсел как инструментов обеспечения «потребительского» жизненного цикла человечества) и соответствующих им форм мышления. Потенциальный же переход человечества от современности, максимизирующей принципы неолитической революции, к идущей на смену ей фазе цивилизации принципиально отличается от предыдущего. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в определении направленности будущей революции, пафос которой - в утверждении новых форм человеческой практики и идеологии. Последние разовьются на базе формирования новых субъект-объектных взаимосвязей, характеризующихся разрушением «потребительского» и утверждением производительного, творчески-созидательного отношения человека к природе и принятия норм, идеалов, ценностей, характеризующихся специфическими критериями эковзаимодействия и экокоммуникации.
148-158 98
Аннотация
Цель работы - исследовать системный подход в его ценностном аспекте в качестве основы изучения социальных систем в целом и научно-образовательных систем в частности. В качестве философско-методологической платформы для понимания ценностного основания субъектов научно-образовательной деятельности и трансформации в социальные системы рассмотрены системный, диалогический подходы. Акцентируется внимание на системном подходе, который позволяет смоделировать взаимодействие субъектов научно-образовательной деятельности в социальных системах, выявить природу и определить тенденции становления ценностного основания социальной реальности. Подчёркивается, что диалогический подход предполагает диалогическое взаимодействие как тип ценностного отношения субъектов образовательной деятельности, определяет пути устойчивого развития общества, актуализирует ценностное основание в социальных системах. Обосновывается необходимость исследования социальных систем и субъектов взаимодействия в социальном пространстве с точки зрения трансформации ценностного основания в социальную реальность. Авторы приходят к выводу, что методологические подходы - системный и диалогический - выступают как совокупность условий и методов, целенаправленно активизирующих процесс духовно-нравственного развития субъектов взаимодействия, и определяют ценностно-нормативные требования социальных отношений.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)