Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7227-2019-1-148-158

Аннотация

Цель работы - исследовать системный подход в его ценностном аспекте в качестве основы изучения социальных систем в целом и научно-образовательных систем в частности. В качестве философско-методологической платформы для понимания ценностного основания субъектов научно-образовательной деятельности и трансформации в социальные системы рассмотрены системный, диалогический подходы. Акцентируется внимание на системном подходе, который позволяет смоделировать взаимодействие субъектов научно-образовательной деятельности в социальных системах, выявить природу и определить тенденции становления ценностного основания социальной реальности. Подчёркивается, что диалогический подход предполагает диалогическое взаимодействие как тип ценностного отношения субъектов образовательной деятельности, определяет пути устойчивого развития общества, актуализирует ценностное основание в социальных системах. Обосновывается необходимость исследования социальных систем и субъектов взаимодействия в социальном пространстве с точки зрения трансформации ценностного основания в социальную реальность. Авторы приходят к выводу, что методологические подходы - системный и диалогический - выступают как совокупность условий и методов, целенаправленно активизирующих процесс духовно-нравственного развития субъектов взаимодействия, и определяют ценностно-нормативные требования социальных отношений.

Об авторах

В. П. Майкова
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Мытищинский филиал
Россия


В. С. Горбунов
Московский городской университет управления Правительства Москвы
Россия


И. В. Наместникова
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986.

2. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992.

3. Власова Е. В. Проблемы потребления ценностей культуры: автореф. дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1982. 19 с.

4. Информационное общество и формирование новой эпистемологической парадигмы современной науки / В. Ивлев и др. М., 2013.

5. Колотуша В. В. Пограничная сфера общества в условиях становления многополярного мира // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 5. С. 280-288.

6. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. 423 с.

7. Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 280 с.

8. Майкова В. П., Молчан Э. М. Духовность как фактор устойчивости социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Философские науки. 2017. № 1. С.46-54.

9. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. 74 с.

10. Методологические и аксиологические подходы к решению проблем консолидации общества в эпоху глобализации / Беркут В. П. и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. С. 138-158.

11. Нехамкин В. А. Роль образования руководителя государства в процессе исторического развития // Социология образования. 2012. № 2. С. 82-97.

12. Петрий П. В. Общественный идеал как фактор модернизации России в условиях глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 2.

13. Черников В. В. Оптимизация управления качеством обучения человека в среде современного социума. М.: Форма-Т, 2008, с. 128.

14. Maykova V., Falko V., Molchan E. Transformation of Educational Activity: Social and Philosophic Aspects // International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018). Atlantis Press, 2018. P. 8-12.


Рецензия

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)