ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Цель. Прицельный анализ сущности интеллекта в контексте его соотношения с такими центральными ментальными феноменами, как психика и сознание.
Процедура и методы. Ключевым методами стали системный и диалектический. Они позволяют отразить комплексный характер ментальной реальности человека. Диалектика вскрывает противоречивость и динамичность взаимопроникновения объективного и субъективного в интеллекте, подчёркивает его несовпадение с сознанием при их тесном сосуществовании.
Результаты. Интеллект не может быть сведён к нейтральному феномену третьего лица. Он оказывается интегральным образованием живой психики, объединяющей мышление и прочие процессы в направленности на постановку целей, преодоление проблем, принятие решений, освоение нового.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии сложной интеракции между интеллектом и сознанием в поле психического. Исследование утверждает субстанциальную первичность в интеллекте первого лица, его фундированность активностью Я.
Цель. Показать ограничения биологического редукционизма со стороны автокоммуникации, осуществляемой как на индивидуальном, так и на всеобщем уровнях.
Процедура и методы. Анализируются вероятностные модели биологического редукционизма в сопоставлении с моделями контингентности, применяются историко-философские данные, методы интерпретации дискурса и коммуникации, реконструкция и моделирование условий автокоммуникации. Процедурой становится поэтапная критическая проверка применимости редукционизма к факту автокоммуникации.
Результаты. Сделан вывод о природе автокоммуникации как не сводимой к когнитивным операциям контингентной ситуации опыта. Последовательная критическая проверка показывает несводимость опыта к его фиксациям, а также возможность превращения моделирований опыта в элементы опыта. Современный мир в эпоху языковых моделей искусственного интеллекта позволяет проделывать такие операции текущего обогащения опыта, которые дают и новый стимул развития для религиозной философии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Показаны как гносеологические, так и онтологические импликации автокоммуникации в её несводимости к когнитивным операциям.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Цель. Показать непреходящее значение экономического учения славянофилов, противостоящее господствующей западной политэкономии, являющейся теоретической основой современного потребительского общества, обессмысливающего существование человека вообще и не соответствующего задачам развития России как уникальной цивилизации.
Процедуры и методы. Сопоставлены взгляды сторонников либерального и консервативного направлений русской социально-философской мысли на принципы экономического развития страны в переходные периоды рубежей ХХ и XXI вв.
Результаты. Авторы обосновывают тезис, согласно которому в период противоречивого развития «русского капитализма», проводимого либеральными реформаторами по западным моделям и приводящего к порабощению и разорению страны западным капиталом, сформировалось альтернативное направление философско-экономической мысли, объединявшее выдающихся учёных-теоретиков и профессионалов-практиков, православных патриотов и государственников. Они детально разработали и предложили программу системного изменения курса страны, включавшего финансово-экономические преобразования в единстве с очищением государственно-управленческой сферы от коррумпированной бюрократии и укреплением общинных (народных) начал в земстве и в православной церкви. Эти меры должны были привести к государственному планированию гармоничного развития производительных сил страны, раскрытию трудового потенциала, повышению народного благосостояния и укреплению суверенитета страны, но без революционных потрясений. Некоторые их идеи были реализованы в советское время и особо востребованы в постсоветское в условиях борьбы за национальную модель развития.
Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена необходимостью суверенизации и мобилизации сфер социальных наук и образования для осмысления проходящего в мире глубинного перелома и выбора правильных решений с опорой на принципы славянофильской философской традиции, в которой экономика рассматривается как поприще для человека, ведущего осмысленную хозяйственную деятельность в соответствии с христианскими ценностями.
Цель. На материале классического евразийства реконструировать процесс разработки новой философии. Выявить и оценить не только корпус текстов и группу интеллектуалов, но и контекст, совокупность социальных факторов, оказавших влияние на идеологически мотивированный «креативный» процесс. Из всего периода эволюции евразийства упор делается на третьем, завершающем этапе, когда видны уже результаты, а не набор деклараций.
Процедура и методы. Используется комплекс приёмов, характерных для историко-философского исследования: определение репрезентативной эмпирики в виде первоисточников, анализ их содержания, оценка идей участниками процесса и наблюдателями, учёт факторов объективного и субъективного плана, формирование контекста. Таким образом, задействованы техники и практики герменевтики, анализа (контекстуального и структурного).
Результаты. Определены ключевые персонажи третьего этапа эволюции классического евразийства, интеллектуальными усилиями которых формируется «новая» философия, не только выражающая базовые установки этого движения, но и претендующая быть методологической платформой для полидисциплинарных исследований. Таковыми участниками оказываются Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, Н. Н. Алексеев, В. Н. Ильин, Д. П. Святополк-Мирский, П. П. Сувчинский. Выявлено, что в данный момент предпринята попытка интегрировать в формируемую на втором этапе «персонологию» – учение Н. Ф. Фёдорова «Общее Дело», найти точки опоры в критически переосмысленном марксизме, а также сформировать концепт «идеократии».
Теоретическая и/ или практическая значимость. Полученные результаты создают платформу для понимания произошедшего в определённом месте и при определённых условиях события (конструирования новой философии). Классическое евразийство оказывается продуктивным «кейсом» для философского исследования, поскольку появляется возможность наблюдать опыт как организации междисциплинарных исследований, так и создания нового философского направления, которое претендовало на выражение новой идеологии в категориях академической философии.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Цель. На основе философской методологии детально раскрыть природу, сущность и содержание научного исследования, а также некоторые аспекты общенаучного алгоритма познания как интегрального универсального средства и категориального мышления.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. Установлено, что общенаучный алгоритм познания формируется прежде всего на базе философского знания, но вместе с тем в его содержании диалектически «сняты» методологические возможности как отраслевых, так и частных наук. Общенаучный алгоритм познания правомерно считать базовым в методологии научных исследований. Он является первым необходимым звеном методологии анализа всех без исключения явлений действительности. Общенаучный алгоритм научных исследований во многом определяет суть процедур выбора методологических средств науки для решения задач познания и в то же время влияет на определение последовательностей их использования в ходе изучения явлений.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.
Цель. Оценка современной концепции взаимосвязи философии и науки в работах С. А. Лебедева по философии и методологии науки.
Процедура и методы. Полученные в ходе данного исследования результаты основываются на аналитическом, логико-историческом и герменевтическом методах.
Результаты. Были выявлены основные пункты позитивно-диалектической концепции взаимодействия философии и науки, которые проходят через всё творчество отечественного методолога. Проект С. А. Лебедева акцентирует внимание на исследовании норм и идеалов научного познания, ценностей и научных картин мира как посредников между философией и наукой. Социальный и конструктивистский взгляд на субъект и объект научного познания и знания дополняется оригинальными концепциями: консенсуальным характером природы научной истины, системным методологическим плюрализмом, методологической культурой учёного и уровневой методологией. Реальность, определяемая через понятия эталона и объективного мира как мира возможностей, выступает средой для консенсуального диалога философии и науки.
Теоретическая и/или практическая значимость. Идеи С. А. Лебедева, изложенные в его работах, вносят большой вклад в разработку сложного механизма взаимодействия философии и науки, философских идей и естественнонаучных теорий.
Цель. Оценка вклада гидроинженера Н. М. Герсеванова и электротехника В. И. Шестакова в развитие математической логики и применение выводов этой науки в инженерном проектировании.
Процедура и методы. Ретроспективный анализ источников по истории логики, инструментарий формальной логики, сравнительно-исторический метод.
Результаты. В статье определено, что оба мыслителя применяли аппарат логики в целях синтеза и анализа дискретных систем. Применение формул алгебры логики Луи Кутюра в строительной аргументации, в частности в процессе обоснования устойчивости гидросооружений, стало инновационным для отечественного инженерного проектирования. Показана преемственность идей Герсеванова и Шестакова.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии потенциала формальной логики в сфере обоснования архитектурных проектов и решения при помощи этой науки инженерных задач. Обращение к наследию Шестакова и Герсеванова обусловлено необходимостью расширения сферы применения алгебры логики.
СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Цель. Раскрыть современное социально-философское значение концепции ресентимента Фридриха Ницше и выявить причины и последствия её редукционистского прочтения.
Процедура и методы. Методологическая основа работы включает герменевтический анализ основных текстов Ницше, дополненный междисциплинарным подходом, объединяющим философский, социальный и психологический дискурсы и критическим анализом концепции ресентимента.
Результат. Установлено, что вульгарное толкование основных понятий философии Ницше связано с игнорированием их экзистенциально-творческого и духовного содержания, что ведёт к искажению всей ницшеанской философии и формирует почву для её использования в милитаристских и экстремистских целях. Предложена авторская интерпретация ресентимента через концепт «воли к свободе», подчёркивающий диалогичность человеческого бытия и этическую ответственность.
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложенная интерпретация ресентимента позволяет преодолеть бинарную социально-онтологическую оппозицию «сила – слабость» за счёт интеграции идей современной социальной философии и психологии. Исследование в целом позволяет расширить возможности применения ницшеанской мысли в современных антропологических и этических исследованиях. Практическая ценность работы заключается в противодействии манипуляциям и экстремистским интерпретациям философской концепции Ницше.
Цель. Анализ квазигуманистических идей псевдо-, анти-, транс-, пост- и неогуманизма в контексте современной реальности надзорного капитализма.
Процедура и методы. Методы классификации, критического анализа, обобщения.
Результаты. Показано, что надзорный капитализм с ранних стадий своего развития приобрёл псевдогуманистический характер, имея скрытые властные претензии на сбор как можно большего количества поведенческих данных с пользователей. Выявлено, что отношение к пользователям как к источнику ресурсов нового типа – поведенческих излишков – является признаком зарождающегося постгуманизма.
Теоретическая и/или практическая значимость. В ответ на вызовы надзорного капитализма предложено использовать неогуманизм на базе христианской традиции, что обуславливает практическое значение исследования для философов, теологов, экономистов, изучающих устройство современного цифрового общества.
Цель. Раскрыть аксиологические основания проектирования программы подготовки будущих учителей к формированию у подростков сознательного и ответственного отношения к будущей семейной жизни.
Процедура и методы. Методологическую базу исследования составили основные положения аксиологического, системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, сочетание которых создаёт продуктивную основу для разработки программы приобщения подростков к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества. В исследовании использовались методы изучения научной литературы, баз данных, публикаций в средствах массовой информации (контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация); прогностические методы (проектирование и схематизация); эмпирические методы (системный анализ аксиологических характеристик образовательного процесса в вузе, анкетирование, опрос); математическая обработка полученных данных.
Результаты. Анализ современной социокультурной ситуации, психолого-педагогической литературы и воспитательной практики показывает, что будущие учителя и старшеклассники в образовательном процессе должны приобщаться к таким традиционным духовно-нравственным ценностям, как семья, материнство и отцовство, семейные традиции, уважение, доверие, любовь, поддержка, ответственность и честность. Это детерминирует необходимость разработки программы подготовки будущих педагогов к формированию у подростков культуры семейных отношений. Образовательный контент данной программы группируется вокруг следующих аксиологических матриц: семьи и её социальной роли, молодой семьи, родительства, культуры семейных взаимоотношений, семейной и социальной политики государства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Определение аксиологических основ подготовки будущих педагогов к формированию у подростков культуры семейных отношений обеспечивает приращение знаний в области социокультурного и организационно-педагогического потенциала вуза в аспекте трансляции семейных ценностей и подготовки молодёжи к семейной жизни. Полученные в исследовании теоретические выводы и обобщения создают основу для дальнейшего изучения способов приобщения студентов и школьников к ценности семьи и культуре семейных взаимоотношений. Практическая значимость исследования заключается в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, а также подготовке студентов и школьников к предстоящей семейной жизни, что важно для успешной социализации подрастающего поколения. Аксиологический подход к разработке программы позволит сформировать у будущих педагогов и подростков устойчивую систему ценностных ориентиров личности, основанную на традиционных представлениях и способствующую социально-культурному развитию общества.
Цель. Выявить условия превращения алгоритмизации, под которой понимается один из процессов онтогенеза цифрового общества, в бесчеловечный социально-технологический процесс.
Процедура и методы. Исследование базируется на междисциплинарном и деятельностном подходах как двух социально-философских объяснительных принципах. В качестве основного метода используется системный анализ, который применяется в комбинации с общенаучным инструментарием.
Результаты. Установлено, что процесс алгоритмизации, неотделимый в условиях капиталистической системы от процесса коммерциализации и взаимно стимулируемый им, оказывается наряду с ним модусом дегуманизации цифрового общества.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют осмыслить новые уровни отчуждения, возникшие в эпоху позднего капитализма, и стимулируют усилия по дальнейшему изучению и концептуализации постоянно меняющихся способов дегуманизации общества.
Цель. Определение роли средств массовой информации в формировании общественного мнения и их влияния на ход и исход военно-политических конфликтов современности с учётом исторических примеров, цифровых трансформаций и философских подходов.
Процедура и методы. Ключевым методом исследования стало использование метода контент-анализа, историко-сравнительного анализа, философского осмысления (в духе О. Шпенглера, М. Кастельса, В. Пелевина), а также кейс-метод, включающий анализ медиасопровождения конфликтов: Югославия, Ирак, Вьетнам, Чечня, Украина.
Результаты. Доказана трансформация СМИ из канала коммуникации в субъект политической и военной силы. Показана прямая зависимость между результатами военных кампаний и успешностью их информационного сопровождения. Установлены параллели между историческими примерами манипуляции общественным мнением (Гливицкая провокация, Вьетнам, Ирак) и цифровыми конфликтами XXI в. Продемонстрирована новая роль медиа как института политической мобилизации и давления, выходящего за рамки государственной юрисдикции.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании роли СМИ как самостоятельного политического актора в современных конфликтах, а также выявлении механизмов цифровой пропаганды, которые могут быть использованы в системе медиаграмотности, противодействия фейкам и экстремизму, а также в стратегическом планировании информационной политики.
Цель. Оценка потенциала применения выводов немецких мыслителей в процессе познания сущности Родины, анализ возражений на замечания немецких исследований с позиций отечественной философии.
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали социально-философский, логико-философский и метод контекстного анализа. Проанализированы труды немецких и российских мыслителей, дана оценка их аргументам.
Результаты. Доказано, что выводы немецких мыслителей содержат идеи, критически оцениваемые и развиваемые в российской философской мысли, а, следовательно, стимулирующие познание Родины.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии инварианта понимания категории «Родина» через сравнительный анализ тезисов мыслителей Германии и России, выявлении объективных характеристик Родины.
ISSN 2949-5148 (Online)





















