Опыты конструирования философии: классическое евразийство. Идеократический персонализм
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-4-42-53
Аннотация
Цель. На материале классического евразийства реконструировать процесс разработки новой философии. Выявить и оценить не только корпус текстов и группу интеллектуалов, но и контекст, совокупность социальных факторов, оказавших влияние на идеологически мотивированный «креативный» процесс. Из всего периода эволюции евразийства упор делается на третьем, завершающем этапе, когда видны уже результаты, а не набор деклараций.
Процедура и методы. Используется комплекс приёмов, характерных для историко-философского исследования: определение репрезентативной эмпирики в виде первоисточников, анализ их содержания, оценка идей участниками процесса и наблюдателями, учёт факторов объективного и субъективного плана, формирование контекста. Таким образом, задействованы техники и практики герменевтики, анализа (контекстуального и структурного).
Результаты. Определены ключевые персонажи третьего этапа эволюции классического евразийства, интеллектуальными усилиями которых формируется «новая» философия, не только выражающая базовые установки этого движения, но и претендующая быть методологической платформой для полидисциплинарных исследований. Таковыми участниками оказываются Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, Н. Н. Алексеев, В. Н. Ильин, Д. П. Святополк-Мирский, П. П. Сувчинский. Выявлено, что в данный момент предпринята попытка интегрировать в формируемую на втором этапе «персонологию» – учение Н. Ф. Фёдорова «Общее Дело», найти точки опоры в критически переосмысленном марксизме, а также сформировать концепт «идеократии».
Теоретическая и/ или практическая значимость. Полученные результаты создают платформу для понимания произошедшего в определённом месте и при определённых условиях события (конструирования новой философии). Классическое евразийство оказывается продуктивным «кейсом» для философского исследования, поскольку появляется возможность наблюдать опыт как организации междисциплинарных исследований, так и создания нового философского направления, которое претендовало на выражение новой идеологии в категориях академической философии.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. ВанчуговРоссия
Василий Викторович Ванчугов – доктор философских наук, профессор кафедры истории русской
философии
Список литературы
1. Вахитов Р. Р. Евразийство: Логос. Эйдос. Символ. Миф. СПб.: Владимир Даль, 2023. 239 с.
2. Ермишина К. Б. Евразийство в зеркале исследовательских подходов, или поиски конкретного понимания идейного комплекса движения // Отечественная философия. 2023. Т. 1. № 1. С. 28–42. DOI: 10.21146/2949-3102-2023-1-1-28-42.
3. Мартинкус А. Соблазн могущества. Трансформация «Русской идеи» в философии «классического» евразийства (1920–1929). М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 367 с.
4. Оболевич Т. Семён Франк, Лев Карсавин и евразийцы. М.: Модест Колеров, 2020. 304 с.
5. Мир России – Евразия: антология / сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Высшая школа, 1995. 336 с.
6. Кожевников А. Философия и В.К.П // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 72–74.
7. Карсавин Л. П. Философия и В.К.П. По поводу статьи А. В. Кожевникова // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 75–77.
8. Евразийский сборник. Политика. Философия. Россиеведение. Книга VI / под ред. Н. Н. Алексеева, В. Н. Ильина, Н. А. Клепинина, П. Н. Савицкого, К. А. Чхеидзе. Прага: Политика, 1929. 80 с.
9. Савицкий П. Н. Континент Евразия. М.: Автограф, 1997. 461 с.
10. Гачева А., Казина О., Семенова С. Философский контекст русской литературы 1920–1930-х годов. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 400 с.
11. Н. Ф. Фёдоров: pro et contra: в 2 кн. Кн. 2 / сост. А. Г. Гачевой. М.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2008. 1216 с.
12. Соболев А. В. О русской философии. СПб.: Мир, 2008. 496 с.





















