Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск
№ 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

6-15 12
Аннотация

Цель. Осмысление использования передовых философских методик, в частности компаративистского подхода, в учебном процессе. Одним из главных достижений внедрения данной методологии становится формирование у обучающихся навыков осуществления конструктивной рефлексии за счёт поэтапного культивирования у них мировоззренческого, философского и критического мышления, что становится возможным именно в русле философских концепций среднего уровня.

Процедура и методы. В процессе проведения исследования был осуществлён анализ условий формирования критического мышления, основы которого закладываются у личности благодаря изначальному конструктивному влиянию на неё со стороны окружения, например, семьи.

Результаты. Проведённый анализ показал, что для повышения эффективности и достижения полноты раскрытия потенциала данной ментальности до её актуализации важно осуществить формирование философского и мировоззренческого стилей.

Теоретическая и/или практическая значимость. Предложена выработка нового подхода в образовании, позволяющего развить у обучающихся конструктивную рефлексию.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

16-23 9
Аннотация

Цель. Выявить и систематизировать комплекс идей французского философа Габриэля Марселя об ответственности философа в современную эпоху.

Процедура и методы. На основе системного, структурного и сравнительного методов интегрального анализа оригинальных текстов проанализирован комплекс идей Марселя и представлена в систематическом виде концепция ответственности современного философа.

Результаты. Выявлен концепт ответственности философа в рамках этики философа в условиях постмодерна с позиций экзистенциальной философии Габриэля Марселя.

Теоретическая и/или практическая значимость. Экзистенциальный анализ конкретизирует этические требования, предъявляемые к философской деятельности.

24-34 7
Аннотация

Цель. Оценка и анализ тенденций информатизации человека и общества с позиций концепции универсального эволюционизма Н. Н. Моисеева.

Процедура и методы. В работе задействованы системный подход, исторический метод, проведён анализ содержания работ Н. Н. Моисеева, анализ и сравнение материалов культурологических и антропологических отечественных и зарубежных работ, посвящённых проблеме информатизации человека и общества.

Результаты. Проанализированы основные подходы к изучению информации как таковой и информатизации человека и общества. Выделены основные проблемы, сопровождающие информатизацию человека и общества, как очередного этапа эволюционного развития. Даны оценка проблем и направление их решения с позиций концепции универсального эволюционизма.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии прогностического и аналитического потенциала концепции универсального эволюционизма для оценки и решения возникающих проблем в условиях трансформации общества.

35-44 9
Аннотация

Цель. Сравнить философские концепции жизненных идеалов Чжуан-цзы и Ф. Ницше.

Процедура и методы. Работа выполнена на основе сопоставительного анализа понятий «сияющей свободы» и «сверхчеловека».

Результаты. Выявлены общие черты: стремление к высшей форме жизни, критика традиционных ценностей – и различия: восточная гармония против западной воли к власти.

Теоретическая и/или практическая значимость. Обогащение межкультурного философского диалога, актуализация идеалов свободы в контексте современного гуманизма.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

45-57 7
Аннотация

Цель. На основе философской методологии детально раскрыть содержание и функции философии и как науки, и как теоретического мировоззрения.

Процедура и методы. Работа выполнена на основе «расширительного» подхода, системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.

Результаты. К функциям философии относятся: функции онтолого-гносеологического блока (онтологическая, гносеологическая информационная, интегративная, объяснительная, описательная, терминологическая); функции исторического блока (историческая, аккумулирующая, коммуникативная, реконструктивная); функции логического блока (собственно логическая функция, функции доказательства, рационализирования, телеологическая); функции методолого-методического блока (методологическая, методическая, номонологическая, генеративная, критическая, аксиологическая, функция алгоритмизации); функции мировоззренческого блока (дидактическая, воспитательная, пропагандистская, агитационная, этическая, эстетическая, культурологическая, нормативная и собственно мировоззренческая функции); функции практического блока (праксиологическая, критериальная, мобилизационная, организационная, регулятивная).

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

58-72 7
Аннотация

Цель. Выявить сущность процесса активного внедрения «искусственного интеллекта» в современном обществе, его цели и значение. Обосновать тезис, что идея создания «искусственного интеллекта», аналогичного человеческому разуму или превосходящего его, утопична, и, как всякая социальная утопия, разрушительна как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку соответствует антигуманным целям тотальной конвергенции человека и машины.

Процедуры и методы. Сопоставлены принципы сторонников неолиберального глобализма – трансгуманизма и их критиков – представителей современной консервативной мысли.

Результаты. Авторы обосновывают тезис, что поиск ответов на вечные философские вопросы – как оставаться человеком и сохранять государство и его институты, что лежит в основании человеческого мышления и отличает его от человеко-машинных систем – относится к области религиозной и философской антропологии, утверждающих онтологизм человеческого интеллекта, существование двух уровней познания – рассудочного и разумного. ИИ – это инструмент, который может компилировать из того, что в него вложили. Выяснено, что главная задача при создании ИИ заключается не в превосходстве над естественным интеллектом человека, а в его разрушении и тем самым уничтожении человека. С консервативных позиций политика «новых западников» по всеобщей цифровизации рассматривается как угроза национальной безопасности и «второй фронт» борьбы за суверенитет.

Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена необходимостью суверенизации и мобилизации сфер социальных наук и образования для осмысления проходящего в мире глубинного перелома и выбора правильных решений с опорой на принципы русской философской традиции.

73-83 7
Аннотация

Цель. Выявить основные характеристики формирующегося глобального религиозного сознания и дать ему определение.

Процедура и методы. Философский анализ вместе с системным подходом позволяют выявить основные характеристики глобального религиозного сознания, его целостность, системные свойства.

Результаты. Глобальное религиозное сознание предстаёт духовно-информационной системой, основными свойствами которой являются универсальность, коэволюция религиозных ценностей, смыслов мировых религий, формирование общего религиозно-мировоззренческого поля. Его основным содержанием становится формирующееся глобальное религиозное мировоззрение, характеризующееся универсальностью, включающее взаимосвязь и общие основания существующих мировых религий.

Теоретическая и/или практическая значимость. Предложенное понятие делает шаг к более полному пониманию феномена глобализации религиозного сознания. Практическая значимость состоит в возможности исследовать состояние религиозного сознания в масштабах государства, отдельных социальных групп.

84-90 10
Аннотация

Цель. Определить новые направления возможного воздействия на личность со стороны средств массовой коммуникации с учётом использования технологий искусственного интеллекта.

Процедура и методы. Методологией исследования выступает социально-философский анализ актуальных проблем современного общественного сознания, институциональных связей общества, обеспечения свободы и безопасности личности.

Результаты. Рассмотрено возможное влияние искусственного интеллекта на сознание личности в рамках общего информационного воздействия в массовой коммуникационной среде. Спрогнозированы персонифицированный доступ субъекта информационного влияния на более глубинные уровни личностного существования и необходимость защиты личности от недобросовестного использования технологий искусственного интеллекта, совмещённых с использованием Больших данных.

Теоретическая и/или практическая значимость. Рассмотрение перспектив и значения использования искусственного интеллекта в сетевой масс-коммуникационной среде в связи с аспектами информационного воздействия на личность позволяет прогнозировать некоторые параметры влияния на личностное развитие. Впоследствии это может быть использовано при разработке соответствующих оптимальных форм взаимодействия личности со средствами массовой коммуникации нового поколения, оснащёнными технологиями искусственного интеллекта.

91-101 6
Аннотация

Цель. Рассмотреть и проанализировать, как в настоящее время меняются социальные и культурные практики в связи с активным внедрением технологий искусственного интеллекта и нейросетей в культуру и повседневную жизнь, какие положительные изменения и позитивные трансформации социокультурных практик можно отметить и как предсказать развитие этих тенденций, а также выделить проблемное поле этих изменений: какие проблемы и риски могут быть связаны с внедрением использования искусственного интеллекта (ИИ) в различные виды социокультурных практик и с «массовизацией» применения ИИ в разных сферах деятельности для решения различных задач.

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом является кейс-метод как способ анализа конкретных ситуаций внедрения технологий ИИ в социокультурные практики. Методы сравнительного анализа и обобщения позволили выделить положительные стороны и проблемные вопросы, возникающие в результате такого внедрения.

Результаты. Был сделан вывод, что в целях максимально эффективного, этичного и «экологичного» внедрения ИИ в социокультурные практики нужно, чтобы этот процесс сопровождался формированием определённой нормативно-правовой базы, представляющей из себя ряд конкретизированных правил использования и ограничений. Авторами статьи были предложены некоторые варианты принципов и правил взаимодействия с ИИ в различных культурных практиках.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности использования теоретических результатов статьи при внедрении технологий ИИ в различные социокультурные практики.

102-113 8
Аннотация

Цель. В статье анализируются понятие тайны как онтологической матрицы человеческой природы и феномен экзистенциального переживания, приводящего к конфликту познающего интеллекта и непостижимого основания личностного бытия. В качестве модели механизма гносеологически-экзистенциального конфликта исследуется мифологическое мироощущение, отражённое в трагедии Софокла «Царь Эдип».

Процедура и методы. Анализ работ современных философов, посвящённых антропологической проблеме мифа об Эдипе, дополнен обращением к классикам русской религиозной философии – А. Ф. Лосеву и П. А. Флоренскому. Доказывается, что формообразующим фактором античной трагедии является конфликт «усийной» и «ипостасной» вины как столкновения рода и индивида. Этим же определена ситуация кризиса самопознания в замкнутых имманентных системах научного антропологизма, альтернативой которым могут стать феноменология религиозной мистики и принцип энигматического антиредукционизма как условия возможности самотождественности субъекта. Авторы исследуют духовные стихи Григория Богослова, посвящённые тайне человеческой природы как объекту экзистенциальной заботы и ответственности.

Результаты. В ходе исследования делается вывод, что даже если полное философское постижение природы человека и возможно, оно требует от постигающего особого духовного состояния, готовности к встрече как с предельным, так и с запредельным во всей онтологической полноте ноуменального.

Практическая и/или теоретическая значимость исследования. Намечается возможность дальнейшего исследования как античной трагедии и мифа (с учётом значимости антропологического наследия Софокла), так и феномена тайны в философско-антропологическом контексте. Гносеологический конфликт в философской антропологии вновь обретает актуальность в современном мире.

114-123 8
Аннотация

Цель. Провести социально-философский анализ ценностных ориентаций университетов.

Процедура и методы. Методологией исследования выступают комплексный подход к изучению моделей университетских структур, мониторинг корпоративной социальной ответственности, теоретико-философский анализ социально-экономического и научного потенциала.

Результаты. Выявлено, что ценностные ориентации современных университетов варьируются в зависимости от специфики их деятельности и основных направлений: научно-исследовательского, экономического, социального, политического и экологического, взаимосвязь и взаимообусловленность которых предопределяется духовно-нравственными ценностями.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при детальной проработке специфической деятельности университетов, определении критериев оценки, ценностных ориентаций образовательных технологий в сочетании с гибридными формами обучения.

124-133 9
Аннотация

Цель. Изучение причин и последствий девиантного поведения подростков в современном обществе, а также разработка рекомендаций по его профилактике.

Процедура и методы. Исследование основано на анализе статистических данных, нормативно-правовых актов и научных трудов, посвящённых девиантному поведению. Применён системный подход, включающий сравнительный и структурно-функциональный анализ.

Результаты. Выявлены основные факторы, способствующие девиантному поведению подростков, включая влияние семейной среды, сверстников и социальных ожиданий. Определены направления государственной политики, направленные на снижение уровня подростковой девиантности, а также предложены меры для совершенствования профилактических программ.

Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование способствует углублению понимания механизмов девиантного поведения подростков и разработке эффективных мер его предотвращения, что может быть использовано в социальной, педагогической и правовой практике.

134-141 8
Аннотация

Цель. Анализ философских, правовых и этических аспектов трансгуманизма, исследование его влияния на человеческую природу и социальные процессы в контексте внедрения новых технологий, таких как генетические модификации, нанотехнологии и нейротехнологии.

Процедура и методы. Использованы методы сравнительного анализа и теоретического исследования. Осуществлён обзор философских концепций трансгуманизма, а также рассмотрены возможности и угрозы, связанные с применением новых технологий, таких как биопротезирование, искусственный интеллект и регенеративная медицина.

Результаты. Выявлены риски социального неравенства, угроза утраты традиционных человеческих качеств и возможные этические дилеммы, связанные с использованием технологий для изменения природы человека.

Теоретическая и/или практическая значимость. Работа способствует углублённому пониманию влияния трансгуманизма на общественные и правовые структуры, а также предлагает рекомендации для разработки социального и правового регулирования технологических изменений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)