Особенности реализации философских концепций среднего уровня в педагогическом процессе
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-2-6-15
Аннотация
Цель. Осмысление использования передовых философских методик, в частности компаративистского подхода, в учебном процессе. Одним из главных достижений внедрения данной методологии становится формирование у обучающихся навыков осуществления конструктивной рефлексии за счёт поэтапного культивирования у них мировоззренческого, философского и критического мышления, что становится возможным именно в русле философских концепций среднего уровня.
Процедура и методы. В процессе проведения исследования был осуществлён анализ условий формирования критического мышления, основы которого закладываются у личности благодаря изначальному конструктивному влиянию на неё со стороны окружения, например, семьи.
Результаты. Проведённый анализ показал, что для повышения эффективности и достижения полноты раскрытия потенциала данной ментальности до её актуализации важно осуществить формирование философского и мировоззренческого стилей.
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложена выработка нового подхода в образовании, позволяющего развить у обучающихся конструктивную рефлексию.
Об авторе
Е. В. ЧащинРоссия
Чащин Елисей Владимирович – кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук
г. Пермь
Список литературы
1. Калашникова Е . М . Кризис идентичности и исследование культуры самосознания современного человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета . Философия и социология, культурология . 2014 . № 11 . С . 14–18 .
2. Калашникова Е . М . Идентичность человека в обществе риска // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета . Философия и социология, культурология . 2012 . № 4 . С . 14–17 .
3. Черныш М . Ф . Теория среднего уровня: ренессанс или забвение? // Гуманитарий Юга России . 2020 . № 4 . С . 15–25 . DOI: 10.18522/2227-8656.2020.4.1.
4. Полани М . Личностное знание: на пути к посткритической философии . М .: Прогресс, 1985 . 344 с .
5. Золотухина-Аболина Е . В . Страна Философия: путешествие для юных и взрослых . М .: Директ-Медиа, 2014 . 623 с .
6. Лапина В . В . Экологическое сознание как основа формирования экологического общества // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей . Вып . 13 . Т . 1 . Барнаул: Алтайский государственный университет, 2021 . С . 119–123 .
7. Шамсутдинова Н . Д ., Хайтметов Р . К . Роль философского мышления в начальном образовании // Перспективы подготовки международных специалистов в области транспорта: сборник статей Первой международной научно-практической конференции (Ташкент, 21–22 апреля 2022 г .) . Т . 3 . Ташкент: Ташкентский государственный транспортный университет, 2022 . С . 954–956 .
8. Якунина Н . А . Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус . 2019 . Т . 18 . № 4 (42) . С . 21–26 . DOI: 10.20310/1810-231X-2019-18-4(42)-21-26 .
9. Ломакина А . Ю . Современные подходы к понятию критического мышления // Язык и культура: сборник статей XXIX Международной научной конференции, Томск, 16–18 октября 2018 г . Ч . 2 . Томск: Томский государственный университет, 2019 . С . 344–349 .
10. Столярова К . Н . Общество риска: тупики и проблемы // Молодой учёный . 2020 . № 23 (313) . С . 715–717 .





















