Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск
№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

6-14 56
Аннотация

Цель. Рассмотреть речевое высказывание в структуре критического мышления как способ поиска смысла доказательного суждения в контексте взаимосвязи языка и познания.

Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет осмысление континуума критического мышления в его дискурсивном проявлении. Использованы философские методы познания: системный подход, позволивший актуализировать вопрос об организации мышления человека, а также функционально-структурный метод для анализа модели критического мышления и герменевтическая процедура как способ поиска смысла доказательного суждения.

Результат. Актуализирована значимость речевого высказывания в структуре критического мышления. Критическое мышление в любой области предполагает наличие способности реагировать на проблему через постановку поисковых вопросов и интерпретацию новых знаний. Критическое мышление создает ощущение того, что знание спорно и надо подвергать сомнению сторонние утверждения, постоянно предоставлять доказательства в поддержку аргументов. Структура критического мышления состоит из информационно-логических, коммуникативно-этических, рефлексивно-герменевтических элементов. Речевое высказывание (письменное или устное) в структуре критического мышления способствует выработке умения использовать правильные языковые средства, гибко подходить к формулировкам вопросов и ответов, помогает выбраться из информационного «пузыря» и перенастраивать нерелевантные взгляды.

Теоретическая и/или практическая значимость. Рефлексивная технология обучения критическому мышлению осмыслена в контексте речевого высказывания как способ поиска смысла доказательного суждения. В процессе освоения новых знаний необходимо каждый раз преодолевать три интеллектуальных стадии роста – вызов, ответ, рефлексию. Теоретические положения, представленные в статье, проиллюстрированы примерами из образовательных практик.

15-22 47
Аннотация

Цель. Проанализировать эпистемологический статус вероятностно-статистических методологий в современной науке, включая вопрос о поиске оснований способа мысли, в основе которого лежат суждения о вероятности наступления ожидаемых событий.

Процедуры и методы. Полученные в ходе данного исследования результаты базируются на методах критического и сравнительно-исторического анализа. Междисциплинарный подход к исследованию заявленной темы определяется необходимостью рассматривать аспекты вероятности как в естественных, так и в гуманитарных науках.

Результаты. По результатам проведённого исследования был сделан вывод, что обращение к изучению вероятностно-статистических методологий даёт возможность выявить корреляции между эволюцией философских и научных взглядов. А это позволяет установить дополнительные перспективы междисциплинарности.

Теоретическая и/или практическая значимость. Принципиальная ценность проведённого исследования состоит в демонстрации эвристического потенциала философских представлений о вероятности для научного изучения объектов, характеризующихся нестабильностью и сложностью.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

23-34 83
Аннотация

Цель.  Доказать, что в статье «Жизненная драма Платона» и в публичной лекции в 1898 г. Соловьёв подытожил свои размышления о философии любви у Платона и сформулировал основы собственного учения.

Процедура и методы. В статье используется ряд философских подходов – онтологический, антропологический, гносеологический; принципы источниковедческого анализа, философской компаративистики и историко-генетического методов. А также историко-философский, сравнительный, контекстный, аналитический методы.

Результаты. В. С. Соловьёв в философско-онтологическом плане показал, что Эрот у Платона является промежуточной силой соединения двух миров, сопряжения тех пластов бытия, которые сами по себе соединиться не могут. Русский философ сопоставил мифический образ платоновского Эрота и мистический образ Софии, выявив в них общие и различные черты. В результате теоретических исследований, а также на основе личного опыта взаимодействия с небесной Девой Софией Соловьёв констатирует онтолого- эстетический и онтолого-этический смысл любви как осуществление изначальной мировой цели. Именно в ней, по убеждению русского мыслителя, в полной мере отражается истинное предназначение человека, который в своём творческом взаимодействии с природной средой способен воплотить идею всемирной сизигии.

Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в концептуализации малоисследованного направления в соловьёвском учении о любви, которое представляется чрезвычайно актуальным в свете современных космо-философских и мистико-философских исследований учения великого русского философа. Результаты работы могут дать возможность расширить границы современного философско-эстетического, этического и космо-мистического дискурса о возможностях и духовных перспективах подлинной человеческой любви.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

35-41 38
Аннотация

Цель.  На основе философской методологии детально рассмотреть содержание общенаучных (философских) категорий «пространство» и «время», дать им определение в современной редакции.

Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.

Результаты. Выявлены существенные признаки категории «пространство»: сосуществование явлений; их взаимодействие; протяжённость пространства; его структурность. Категория «время» характеризует существование развивающихся феноменов с позиций длительности, последовательности и необратимости. Философская категория «время» может быть представлена как всеобщее понятие, отражающее длительность существования явлений, последовательность смены их состояний, необходимость их развития.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.

42-50 34
Аннотация

Цель. Установление особенностей влияния исламской религиозной философии на специфику банковской деятельности в мусульманском сообществе.

Процедура и методы. В работе используются методы анализа исследовательского дискурса, систематизации и кластеризации теоретического материала, а также кросс-темпоральная и кросскультурная компаративистика.

Результаты.  Автор раскрывает нравственные постулаты исламской философии экономики, определяет принципы исламского банкинга, характеризует финансовые инструменты исламских банковских практик.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость материала состоит в обобщении исходных философских и мировоззренческих начал банковской деятельности в мусульманском сообществе, а также в определении меры должного и дозволенного поведения в финансовых и деловых отношениях между мусульманами. Практическая значимость статьи состоит в углублении знаний об исламском банкинге в целях укрепления межкультурного и межрелигиозного диалога.

51-59 34
Аннотация

Цель.  Рассмотреть вклад отечественного инженера Н. М. Герсеванова в практику доказательства и обоснования технических проектов. В статье утверждается, что подход Герсеванова был новаторским для своего времени, поскольку в период, когда классическая логика испытывала определённый кризис, а математическая логика с её новыми подходами не завоевала доверия специалистов, русский инженер первым обратился к формулам алгебры логики, применяя их в строительных расчётах.

Процедура и методы. В статье использованы метод ретроспективного анализа источников, а также методы современной математической логики.

Результаты. Результатом работы следует считать представленный автором статьи анализ схем дедуктивных умозаключений, которые Герсевановым были переведены на формализованный язык математической логики Луи Кутюра и положены в основу доказательства устойчивости гидросооружений.

Теоретическая и/или практическая значимость. Статья имеет прикладное и отчасти теоретическое значение. Её выводы могут быть использованы в целях изучения этапов развития отечественной науки и техники, логики и строительной механики.

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

60-72 39
Аннотация

Цель. Изучение новых религиозных движений (НРД) восточного, западного и российского происхождения и их сравнительный анализ.

Процедура и методы. Аналитический метод применяется для исследования особенностей НРД, их структуры и принципов учения. Компаративистский метод используется для сравнения НРД восточного, западного и российского происхождения, основным критерием деления которых является социально-географический признак. Данные методы позволяют проанализировать особенности таких учений, как бахаизм, нью эйдж, саентология и агни-йога. А также на основе компаративистского анализа показано, как данные НРД отражают специфику восточного, западного, российского мышления несмотря на тенденции всеобщей глобализации и унификации культуры, менталитета, мировоззрения.

Результаты.  Автор выделяет три основных типа НРД – восточного, западного и российского происхождения. Все типы имеют общие черты, такие как синкретичность, эклектичность, нацеленность на индивидуальное самосовершенствование и духовный рост. Однако, восточный тип нацелен на единение традиционных религий, западный тип, наоборот, бросает вызов традиционному религиозному сознанию, российский же тип представляет собой серединный путь развития НРД.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в понимании связей НРД и их происхождения, их влияния на сознание человека и общество. Практическая значимость состоит в том, что на основе исследования предложены шаги по изменению отношения общества и государства к НРД с целью избежать, с одной стороны, экстремизма, с другой – излишнего контроля.

73-78 21
Аннотация

Цель. Рассмотреть образы матери, отца и семьи как неотъемлемые составляющие синкретического дуального образа Родины / Отечества.

Процедуры и методы. Для исследования данной проблемы были использованы общенаучные и частнонаучные методы – дедукция и индукция, анализ, синтез, обобщение, философско-исторический анализ, герменевтический метод.

Результаты. В работе актуализирована идея значимости базовых образов-архетипов матери, отца и семьи для развития феномена патриотизма.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования доказывают, что патриотизм является сложным культурно-историческим феноменом, развитие которого началось в доисторические времена и продолжается до сих пор. При этом архитепические образы, лежащие в его основе, не только не теряют своего значения, а, напротив, усиливают его.

79-91 39
Аннотация

Цель. Отразить специфику феномена авторитета, его значимость в истории, проявление в различные эпохи. Подвергнуть анализу восприятие социумом минувших времён доминантных функций, посредством которых проявлялось подчинение вожакам, предводителям, лидерам в былые времена. Актуализировать причину трансформации феномена авторитета, связанную с цифровизацией в современное время. Выявить и отразить фактор неразрывной связи между социумом и генезисом феномена авторитета.

Процедура и методы. Итоговые выводы исследования прежде всего базируются на принципах философского, общенаучного, а затем и междисциплинарного подхода. Материалы для статьи исследуются посредством сравнительного анализа с призмы восприятия и интерпретации феномена авторитета в философии, политике, религиоведении, а также философов, учёных, деятелей древности, Средневековья, эпохи Просвещения и наших дней.

Результаты. Выявлены и отражены факторы, указывающие на непрерывную связь между социумом и генезисом феномена авторитета, а также на возникновение опасности депривации данного явления посредством влияния цифрового мира и интернет-коммуникаций на общество. Посредством анализа информации достоверных источников идентифицированы риски глобальных проблем в современном обществе, когда общественное доверие, признание, подражание и сам феномен авторитета фокусируются не на живом носителе информации как эксперте в своей области или подтверждённом специалисте, а на цифровых виртуальных «личностях», искусственных голосовых помощниках, искусственном интеллекте, перемещая всю социальную практику в интернет-пространство, что может создать гуманитарные риски для исторически сложенных человеческих ценностей и приоритетов жизненных целей.

Теоретическая и/или практическая значимость. В статье даётся описание особенности развития феномена авторитета, его восприятия социумом разных времён, трансформации данного явления с наступлением каждой новой эпохи. Доказываются необходимость живой социальной коммуникации в обществе как стерженя человеческого развития и гуманитарной ценности в социуме, значимость авторитета для поддержания дисциплины и порядка. Акцентировано внимание также на потере исторически сложенных веками порядков, являющихся основой развития и продвижения общества.

92-102 205
Аннотация

Цель.  С помощью анализа видимых сегодня противоречий в описании Гоголем дорог России сформулировать «парадокс Гоголя» и с его помощью проанализировать смысл дорог в системе управления Россией в эпоху Гоголя и сегодня, в ситуации угроз и вызовов, связанных с цифровизацией.

Процедура и методы. Исследование глубоко междисциплинарно и осуществляется с помощью свода общенаучных и узкодисциплинарных подходов и методов, среди которых центральное место занимают системный, диалектический, семиотический и холистический методы, а также метод выявления и анализа парадоксов.

Результаты.  Продемонстрировано, что противоречие в описании дорог у Гоголя возникает в нашу эпоху из-за смены смысла и кибернетического назначения дорог вследствие прогрессирующей цифровизации. Показано, что происходящие изменения социотехногенного характера могут быть описаны в оптике понятия о хронотопе. Отмечено, что эти изменения были предвосхищены в российской культуре, предложившей Цифровую Землю и альтернативную беззнаковую архитектуру управления.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость полученного результата заключается в реконструкции места дороги в создании национального хронотопа России, в констатации существования беззнаковых носителей информации и в возможности их практического использования в системах управления. Практический результат связан с крайней актуальностью освоения Россией в ситуации борьбы за глобальной доминирование новой сетецентрической парадигмы управления, в основе которой лежит Цифровая Земля, и в пересмотре национального хронотопа.

103-110 34
Аннотация

Цель. Представить проблемно-противоречивое поле, возникающее на стыке онтологии и социальной теории, преодоление которого требуется для социально-философского понимания современной общественной действительности.

Процедура и методы. Исследование основано на принципах диалектики и регулятивных правилах логической социологии. Созданию статьи предшествовали теоретико-методологическая работа с источниками и философский анализ языка и ключевых понятий, связанных с исследованием сознания. Внесение наглядности в теоретические построения осуществляется за счёт обращения к феноменологическим примерам. Гипотетико-дедуктивный стиль рассуждения данной работы обуславливается необходимостью обнаружить концептуальные триггеры и высветить проблемные грани философии сознания в контексте анализа современного общества.

Результаты. В статье ставится проблема влияния жизненного уклада современного постиндустриального общества на сознание людей. Проводится предварительный терминологический анализ понятий, связанных с философией сознания и необходимых для решения концептуальных задач в области понимания когнитивных факторов существования социальной реальности. Начиная от идеи «органа общего чувства» и вплоть до теории «единого рабочего пространства», в ключевых моментах рассматривается генезис формирования смыслового содержания концепта сознания как синтетической способности, формирующей целостность и связанность психического опыта. Затрагиваются основные трудности понимания того, что такое сознание в контексте общенаучного и социально-философского познания, такие как отсутствие комплексной теории информации и природы субъективного опыта. В этой связи особо заостряется внимание на социально-политических последствиях экстраполяции выводов сторонников компьютерного функционализма для общественной практики. В итоге авторы стремятся подчеркнуть важность дальнейшего развития понимания диалектики индивидуального и общественного сознания в новых реалиях современного мира.

Теоретическая и/или практическая значимость. Классически проблема сознания считается предметом, лежащим в области онтологии и гносеологии. В данной работе был отражён её острый социально-философский аспект, который невозможно игнорировать при осмыслении современной общественной действительности.

111-122 26
Аннотация

Цель. Размышление о формировании социально-философского подхода к осмыслению эргодизайна.

Процедура и методы. Основные исходные научные знания автор почерпнул из исследований Брянской научно-философской школы социально-техногенного развития мира, используя междисциплинарный, системный, социотехноприродный, исторический и эргоцентрический подходы, а также общенаучные методы.

Результаты. Проведённый анализ показал, что развитие эргодизайна – это процесс, отражающий стремление к созданию гармоничных, безопасных и функциональных предметно-пространственных сред, соответствующих требованиям современного этапа социально-техногенного развития общества. Интеграция достижений эргономики и дизайна в единый подход позволяет создавать инновационные решения, которые соответствуют социотехноприродной реальности. Комплексная проектная деятельность, лежащая в основе эргодизайна, обеспечивает высокий уровень качества и функциональности новых разработок.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в формировании социально философского подхода к осмыслению эргодизайна как процесса проектирования гармоничных предметно-пространственных социотехноприродных сред жизнедеятельности.

123-130 33
Аннотация

Цель. Рассмотреть идеи трансгуманизма не как движения, декларирующего возможность и необходимость фундаментальных изменений в природе человека с опорой на научные достижения, а как улучшения человека в рамках экофилософского, жизнесохраняющего и жизнетворческого подхода.

Процедуры и методы. Для исследования данной проблемы были использованы общенаучные и частнонаучные методы – дедукция и индукция, анализ, синтез, обобщение, философско-исторический анализ, герменевтический метод.

Результаты. Проведённый анализ позволяет акцентировать мысль, что технологии и научные достижения обладают исключительно инструментальной функцией. Однако достижение желаемого будущего человечества возможно лишь через изменение аксиологических установок рационально-технологической парадигмы современного общества на ценности и регулятивы новой экофилософской парадигмы.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования доказывают, что трансгуманизм является сложным мировоззренческим феноменом с богатой идейной составляющей, не терпящий однозначных оценок.

131-140 39
Аннотация

Цель. Проанализировать сущность и взаимодействие видов труда – свободного и вынужденного – в качестве фактора гуманизации трудовой деятельности в постиндустриальном мире.

Процедура и методы. Посредством реализации деятельностного метода и метода институализации раскрыты трансформации в характере и организации труда, закономерное взаимодействие институтов труда и социальной деятельности в современном обществе.

Результаты. Обоснована тенденция гуманизации труда как характеристики постиндустриального общества. В основе её развития лежит противоречивый конструкт «свободно-вынужденного» труда, выражающий изменения в трудовой деятельности. Сохранение современной цивилизации на позициях трудоцентризма в то же время отличается её сдвигом в сторону собственно социальной деятельности, возникновением обобщающего активность человека феномена «социальнотрудовой занятости».

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в утверждении феномена труда в качестве решающего фактора развития постиндустриального мира.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)