Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

Речевое высказывание в структуре критического мышления: поиск смысла доказательного суждения

https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-4-6-14

Аннотация

Цель. Рассмотреть речевое высказывание в структуре критического мышления как способ поиска смысла доказательного суждения в контексте взаимосвязи языка и познания.

Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет осмысление континуума критического мышления в его дискурсивном проявлении. Использованы философские методы познания: системный подход, позволивший актуализировать вопрос об организации мышления человека, а также функционально-структурный метод для анализа модели критического мышления и герменевтическая процедура как способ поиска смысла доказательного суждения.

Результат. Актуализирована значимость речевого высказывания в структуре критического мышления. Критическое мышление в любой области предполагает наличие способности реагировать на проблему через постановку поисковых вопросов и интерпретацию новых знаний. Критическое мышление создает ощущение того, что знание спорно и надо подвергать сомнению сторонние утверждения, постоянно предоставлять доказательства в поддержку аргументов. Структура критического мышления состоит из информационно-логических, коммуникативно-этических, рефлексивно-герменевтических элементов. Речевое высказывание (письменное или устное) в структуре критического мышления способствует выработке умения использовать правильные языковые средства, гибко подходить к формулировкам вопросов и ответов, помогает выбраться из информационного «пузыря» и перенастраивать нерелевантные взгляды.

Теоретическая и/или практическая значимость. Рефлексивная технология обучения критическому мышлению осмыслена в контексте речевого высказывания как способ поиска смысла доказательного суждения. В процессе освоения новых знаний необходимо каждый раз преодолевать три интеллектуальных стадии роста – вызов, ответ, рефлексию. Теоретические положения, представленные в статье, проиллюстрированы примерами из образовательных практик.

Об авторах

Е. Е. Михайлова
Тверской государственный технический университет
Россия

Михайлова Елена Евгеньевна – доктор философских наук, профессор кафедры психологии, истории и философии

170026, Тверская обл., г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 22



Л. В. Удалова
Тверской государственный технический университет
Россия

Удалова Лариса Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры психологии, истории и философии

170026, Тверская обл., г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 22



Список литературы

1. Верпатова О. Ю. Миграция в глобализирующемся пространстве и социальное прогнозирование // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2019. № 2 (48). С. 77–86.

2. Иванов А. М., Ягафарова Г. А. Основные фазы организации процесса критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия // Проблемы научной мысли. 2024. Т. 2. № 1. С. 94–97.

3. Ковалева Е. О., Михайлова Е. Е. Проблема восприятия традиций и конфликта поколений в западноевропейской философии и ее рецепция в русской философии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2018. № 1. C. 167–178.

4. Красина Е. А. Дискурс, высказывание и речевой акт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2016. Т. 20. № 4. С. 91–102.

5. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Предмет психологии с позиций субъектно-информационного подхода // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 138–151.

6. Лингвистический поворот и историческое познание в западной философии XX–XXI веков: коллективная монография / отв. ред. Б. Л. Губман, К. В. Ануфриева. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. 304 с.

7. Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Ноэма: мысль в психологии // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 160–169.

8. Молодинов Л. Эластичность. Гибкое мышление в эпоху перемен / пер. Ш. Мартыновой. М.: Livebook, 2019. 435 p.

9. Морковкина Л. Ф. Книга-тренажер для развития Soft Skills. М.: ЛитРес; Самиздат, 2021. 199 с.

10. Хасанова Т. Г. Дихотомия «вызов-ответ» как первооснова трансформационных процессов // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2021. № 4. С. 287–293.

11. Чатфилд Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй своё мнение / пер. Н. Колпаковой. М.: Альпина Паблишер, 2023. 328 с.

12. Thompson K. Critical Thinking across the Curriculum: Process over Output [Электронный ресурс] // International Journal of Humanities and Social Science. 2011. Vol. 1. № 9. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Critical-Thinking-across-the-Curriculum%3A-Process-Thompson/4bcf393cac45f7e0591271734b805b4be266fea0 (дата обращения: 06.04.2024).

13. Steele J. L., Meredith K. S., Temple C. A. Framework for critical thinking across the curriculum. Northern Iowa: International Reading Association, 1998. 40 p.


Рецензия

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)