№ 1 (2012)
Скачать выпуск
PDF
5-12 51
Аннотация
В статье впервые с позиций явления
диссимметрии рассматривается структура в струк-
турализме. Отталкиваясь от бинарности, свойствен-
ной структуралистским построениям, автор выводит
их главную диссимметрическую особенность - пере-
ход каждого первого члена оппозиции в свою про-
тивоположность. В этой связи любая сделанная
структура предстает как состоящая из энантиомор-
фов (зеркальных противоположностей) диссимме-
трическая система. Диссимметрия в данной струк-
туре проявляется в своем классическом варианте,
т. е. когда условно D- (правые) и условно L- (левые)
компоненты диполя структуры (ее противоположно-
сти) статично противостоят друг другу.
диссимметрии рассматривается структура в струк-
турализме. Отталкиваясь от бинарности, свойствен-
ной структуралистским построениям, автор выводит
их главную диссимметрическую особенность - пере-
ход каждого первого члена оппозиции в свою про-
тивоположность. В этой связи любая сделанная
структура предстает как состоящая из энантиомор-
фов (зеркальных противоположностей) диссимме-
трическая система. Диссимметрия в данной струк-
туре проявляется в своем классическом варианте,
т. е. когда условно D- (правые) и условно L- (левые)
компоненты диполя структуры (ее противоположно-
сти) статично противостоят друг другу.
13-19 58
Аннотация
По мнению авторов, проблема ду-
ховной социализации связана с нарастающим ду-
ховным и социальным отчуждением, которое при-
сутствует в современном российском обществе. В
статье утверждается, что именно духовность яв-
ляется основой для подлинно социального бытия
личности, как социального существа. По мнению
авторов, для успешной духовной социализации не-
обходимо создание каждой личностью своего соци-
окультурного регулятора, так как культура является
основой социального творчества человека. В статье
описывается специфика социокультурной динамики
и всей социальной жизни личности на разных этапах
ее развития.
ховной социализации связана с нарастающим ду-
ховным и социальным отчуждением, которое при-
сутствует в современном российском обществе. В
статье утверждается, что именно духовность яв-
ляется основой для подлинно социального бытия
личности, как социального существа. По мнению
авторов, для успешной духовной социализации не-
обходимо создание каждой личностью своего соци-
окультурного регулятора, так как культура является
основой социального творчества человека. В статье
описывается специфика социокультурной динамики
и всей социальной жизни личности на разных этапах
ее развития.
20-33 41
Аннотация
Темпоральность - важнейшая ха-
рактеристика сознания в организации производи-
мого им знания. Особенность времени в массовом
сознании связывается с особенностью его диффе-
ренцирующей способности. В статье исследуется
вопрос, предъявляемый эпистемологией к фено-
мену деперсонализации, - вопрос о механизме
перехода неконтролируемого сознанием освоения
реальности в осознанное. Авторы исследуют соци-
ально-экономические и культурологические аспекты
роста влияния трансформистской концепции ре-
гионализации мира, его неизбывных различий на
основе социокультурной и религиозно-конфессио-
нальной общности стран (например, православной,
арабо-мусульманской, индо-буддийской и т. д.).
рактеристика сознания в организации производи-
мого им знания. Особенность времени в массовом
сознании связывается с особенностью его диффе-
ренцирующей способности. В статье исследуется
вопрос, предъявляемый эпистемологией к фено-
мену деперсонализации, - вопрос о механизме
перехода неконтролируемого сознанием освоения
реальности в осознанное. Авторы исследуют соци-
ально-экономические и культурологические аспекты
роста влияния трансформистской концепции ре-
гионализации мира, его неизбывных различий на
основе социокультурной и религиозно-конфессио-
нальной общности стран (например, православной,
арабо-мусульманской, индо-буддийской и т. д.).
34-44 47
Аннотация
В статье излагаются мировоззрен-
ческие основания гражданской позиции российско-
го спортсмена: ценностные знания о гражданской
позиции, идеалы, принципы и нормы жизни в госу-
дарстве и гражданском обществе. Рассмотрены по-
требности, интересы и убеждения, мотивирующие
гражданскую позицию российского спортсмена, и ее
проявление в общей и профессиональной культуре
личности.
ческие основания гражданской позиции российско-
го спортсмена: ценностные знания о гражданской
позиции, идеалы, принципы и нормы жизни в госу-
дарстве и гражданском обществе. Рассмотрены по-
требности, интересы и убеждения, мотивирующие
гражданскую позицию российского спортсмена, и ее
проявление в общей и профессиональной культуре
личности.
45-47 64
Аннотация
Статья посвящена проблемам со-
отношения глобального и национального, анализу
роли национального самосознания в современных
условиях, влияния национальных ценностей и на-
ционально-ценностноориентированного сознания
на общие процессы глобализации. Этническое на-
чало в условиях глобализации является одним из
важнейших факторов, определяющих историческое
будущее народа, и особенно - на переломных эта-
пах социального прогресса. Особое значение при-
обретает формирование национальной духовности
в контексте гуманизации образования как процесса
трансформации общечеловеческих ценностей в об-
разовании. Именно на почве защиты национальных
интересов формируется феномен российского па-
триотизма.
отношения глобального и национального, анализу
роли национального самосознания в современных
условиях, влияния национальных ценностей и на-
ционально-ценностноориентированного сознания
на общие процессы глобализации. Этническое на-
чало в условиях глобализации является одним из
важнейших факторов, определяющих историческое
будущее народа, и особенно - на переломных эта-
пах социального прогресса. Особое значение при-
обретает формирование национальной духовности
в контексте гуманизации образования как процесса
трансформации общечеловеческих ценностей в об-
разовании. Именно на почве защиты национальных
интересов формируется феномен российского па-
триотизма.
48-54 81
Аннотация
В статье рассматривается пробле-
ма научного статуса философии права, показано ее
становление и развитие как самостоятельной отрас-
ли философского знания, современное состояние в
зарубежной и отечественной науке. Анализируются
вопросы соотношения философии права и теории
государства и права как самостоятельных, но вза-
имосвязанных и взаимопроникающих наук, разве-
дения предметов, определения методологической
роли первой и второй по отношению к конкретным
юридическим наукам. Обосновывается подход к
преподаванию философско-правовой теории в рам-
ках юридического образования в современных усло-
виях.
ма научного статуса философии права, показано ее
становление и развитие как самостоятельной отрас-
ли философского знания, современное состояние в
зарубежной и отечественной науке. Анализируются
вопросы соотношения философии права и теории
государства и права как самостоятельных, но вза-
имосвязанных и взаимопроникающих наук, разве-
дения предметов, определения методологической
роли первой и второй по отношению к конкретным
юридическим наукам. Обосновывается подход к
преподаванию философско-правовой теории в рам-
ках юридического образования в современных усло-
виях.
55-60 70
Аннотация
Статья посвящена анализу индий-
ской философии, метафизике индийских религий
в свете категорий «теизм», «пантеизм», «паненте-
изм». Индийское понятие и концепция «ишвара-ва-
да» (от «Ишвара» - личный Бог, «вада» - учение),
соотносимое с категорией «теизм», рассмотрено в
историко-философском аспекте. Автор приходит к
заключению, что история ишвара-вады не показы-
вает характеристики абсолютного теизма, который
составляет метафизическую основу монотеистиче-
ской религиозности, поскольку ишвара-вада сосед-
ствует с пантеизмом, панентеизмом и учением о
безличном Абсолюте (Брахман среднего рода, нир-
вана) в индийской мысли.
ской философии, метафизике индийских религий
в свете категорий «теизм», «пантеизм», «паненте-
изм». Индийское понятие и концепция «ишвара-ва-
да» (от «Ишвара» - личный Бог, «вада» - учение),
соотносимое с категорией «теизм», рассмотрено в
историко-философском аспекте. Автор приходит к
заключению, что история ишвара-вады не показы-
вает характеристики абсолютного теизма, который
составляет метафизическую основу монотеистиче-
ской религиозности, поскольку ишвара-вада сосед-
ствует с пантеизмом, панентеизмом и учением о
безличном Абсолюте (Брахман среднего рода, нир-
вана) в индийской мысли.
61-68 110
Аннотация
В статье делается попытка экс-
пликации экзистенциального модуса истории в
философии Карла Маркса. Автор показывает, что в
материалистическом понимании исторического про-
цесса, помимо социально-экономического модуса
истории, имеется ещё и экзистенциальная сторона,
охватывающая момент личностного, эмоциональ-
ного, неравнодушного отношения человека к миру
(природе, вещам, другим людям, самому себе). Эти
экзистенциальные отношения-к также оказываются
историчными, так как представляют собой душев-
ные корреляты конкретно-исторического бытия.
пликации экзистенциального модуса истории в
философии Карла Маркса. Автор показывает, что в
материалистическом понимании исторического про-
цесса, помимо социально-экономического модуса
истории, имеется ещё и экзистенциальная сторона,
охватывающая момент личностного, эмоциональ-
ного, неравнодушного отношения человека к миру
(природе, вещам, другим людям, самому себе). Эти
экзистенциальные отношения-к также оказываются
историчными, так как представляют собой душев-
ные корреляты конкретно-исторического бытия.
69-75 61
Аннотация
В статье раскрывается видение
И.А. Ильиным важнейших принципов развития куль-
туры и цивилизации. Культура как творческое на-
чало цивилизации является её сердцевиной, смыс-
лом существования. Субъект культуротворческого
процесса - самоопределяющаяся личность, нация
- формообразующее начало культуры. Задача куль-
турной политики, ведущего культурного слоя нации
- вести народ к высшим свершениям культуры че-
рез неповторимый творческий акт, сложившийся в
лоне этого народа. Периферийное же отношение к
культуре, оскудение культурного ядра гибельно для
цивилизации.
И.А. Ильиным важнейших принципов развития куль-
туры и цивилизации. Культура как творческое на-
чало цивилизации является её сердцевиной, смыс-
лом существования. Субъект культуротворческого
процесса - самоопределяющаяся личность, нация
- формообразующее начало культуры. Задача куль-
турной политики, ведущего культурного слоя нации
- вести народ к высшим свершениям культуры че-
рез неповторимый творческий акт, сложившийся в
лоне этого народа. Периферийное же отношение к
культуре, оскудение культурного ядра гибельно для
цивилизации.
76-83 71
Аннотация
Статья посвящена анализу разви-
тия философско-образовательной мысли первой
половины XX в. Рассмотрены философско-образо-
вательные воззрения виднейших ученых-филосо-
фов русского Зарубежья, проанализирован вектор
развития философской мысли философов русского
Зарубежья об образовании и воспитании. В центре
внимания автора - взгляды мыслителей на пробле-
мы духовно-нравственного воспитания личности,
этики и образования, критериев образованности.
тия философско-образовательной мысли первой
половины XX в. Рассмотрены философско-образо-
вательные воззрения виднейших ученых-филосо-
фов русского Зарубежья, проанализирован вектор
развития философской мысли философов русского
Зарубежья об образовании и воспитании. В центре
внимания автора - взгляды мыслителей на пробле-
мы духовно-нравственного воспитания личности,
этики и образования, критериев образованности.
84-86 48
Аннотация
В статье рассматривается пробле-
ма зависимости социально-экономического станов-
ления современного российского государства от
культурного фактора в контексте решения задачи
модернизации. Одним из аспектов проблемы явля-
ется формирование нравственной личности как га-
ранта эффективной экономики. Доступным и оправ-
данным с точки зрения культурно-исторической
традиции России средством формирования таковой
личности могут служить институциализированные
формы православного воспитания. Теоретические
позиции автора конкретизируются на примере дея-
тельности Православной классической гимназии во
имя преподобного Сергия Радонежского г. Перми.
ма зависимости социально-экономического станов-
ления современного российского государства от
культурного фактора в контексте решения задачи
модернизации. Одним из аспектов проблемы явля-
ется формирование нравственной личности как га-
ранта эффективной экономики. Доступным и оправ-
данным с точки зрения культурно-исторической
традиции России средством формирования таковой
личности могут служить институциализированные
формы православного воспитания. Теоретические
позиции автора конкретизируются на примере дея-
тельности Православной классической гимназии во
имя преподобного Сергия Радонежского г. Перми.
ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)
ISSN 2949-5148 (Online)