ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ОЧЕРК ИНДИЙСКОГО ТЕИЗМА
Аннотация
ской философии, метафизике индийских религий
в свете категорий «теизм», «пантеизм», «паненте-
изм». Индийское понятие и концепция «ишвара-ва-
да» (от «Ишвара» - личный Бог, «вада» - учение),
соотносимое с категорией «теизм», рассмотрено в
историко-философском аспекте. Автор приходит к
заключению, что история ишвара-вады не показы-
вает характеристики абсолютного теизма, который
составляет метафизическую основу монотеистиче-
ской религиозности, поскольку ишвара-вада сосед-
ствует с пантеизмом, панентеизмом и учением о
безличном Абсолюте (Брахман среднего рода, нир-
вана) в индийской мысли.
Ключевые слова
Список литературы
1. Аникеева Е.Н. Вопросы теизма в «Бхагавадгите» // Открывая современность заново: Cб. научн. ст. - М.: РУДН, 2011. - С. 388-399.
2. Аникеева Е.Н. Генезис концепта Ишвары в Упа- нишадах // В Индию духа… : Сб. статей, посв. 70-летию Р.Б. Рыбакова / Сост. И.В. Зайцев и др. - М.: Восточная литература, 2008. - С. 58-64.
3. Аникеева Е.Н. Основы индийской религиозно- сти: диалектика личного - безличного. - М.: РУДН, 2010. - 256 с.
4. Васильков Я.В. «Бхагавадгита» спорит с буду- щим: «Гита» и «Анугита» в контексте теории санкхья-йоги // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология. - М.: Восточная лите- ратура, 2008. - С. 212-261.
5. Жуковская Н.Л. Авалокитешвара // Буддизм. Словарь. - М.: Республика, 1992. - С. 27.
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 8. Ч. 1. - М.: Искусство, 1992. - 656 с.
7. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. - М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1956. - С. 442-497.
8. Шохин В.К. Аватара // Православная энцикло- педия / Под ред. Патриарха Моск. и всея Руси Алексия II. Т. 1. - М.: ЦНЦ «Православная эн- циклопедия», 2000. - С. 77-78.
9. Шохин В.К. Дайя Кришна: как из «индийской фи- лософии» сделать индийскую философию? // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. - М.: Изд. фирма «Вос-
10. точная литература» РАН, 2000. - С. 114-134.
11. Bronkhorst J. God`s Arrival in the Vaişeşika System // Journal of Indian Philosophy. - 1996. - Vol. 24. - P. 281-294.
12. Bulcke Camille. Th e Th eism of Nyaya-vaisesika, its Origin & Early Development. - Delhi - Varanasi- Patna: Motilal Banarsidass, 1968. - 58 p.
13. Carpenter J. Estlin. Th eism in medieval India. - N.Y. - L.: Garland Publishing Inc., 1980. - 552 p.
14. Chemparathy G. Th e Īśvara Doctrene of Praśastapāda // Vishveshvaranand Indological Journal. - 1968. - Vol. VI. - P. 65-87.
15. Dasgupta S.N. History of Indian Philosophy. In 5 Vls. Vol. 1. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1975. - 416 p.
16. Garbe R. Th e Philosophy of Yoga // Encyclopedia of Religion and Ethics / Ed. by S. Hastings. - Edinburg, 1900-1918. - Vol. XII. - 864 p.
17. Kogen Mizuno. Essentials of Buddhism. Basic Terminology and concepts of Buddhist Philosophy and Practice. - Tokyo: Kōsei Publishing Co., 1996. - 291 p.
18. Mclean George F. Ways to God, personal and social, at the turn of Millennia. - Washington, D.C.: CRVP, 1999. - 416 p.
19. Visveswari Amma. Udayana and his Philosophy. - Delhi: Nag Pbls., 1985. - 168 p.