Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск
№ 1 (2011)
Скачать выпуск PDF
5-10 76
Аннотация
Статья посвящена выявлению общих
оснований науки и религии. Отмечается возможность
сосуществования научного и религиозного знаний, од-
нако не представляется уместной интеграция научной
и религиозной онтологий, так как они выражают разные
способы постижения реальности и взаимодействия с ней.
Показано, что наиболее продуктивным является поиск
когнитивно-когитального единства науки и религии. Ос-
мысление взаимодействия науки и культуры связано с
исследованием фундаментальных оснований и предпо-
сылок науки. В качестве основополагающей анализиру-
ется концепция В. Степина о том, что основания науки
существуют в виде трёх блоков: идеалы и нормы иссле-
дования, научная картина мира и философские основа-
ния. В структуру философских оснований науки включена
философско-гносеологическая вера как особый источник
мировосприятия, знания и познания. Вера в её философ-
ско-гносеологическом аспекте является важной состав-
ляющей мировосприятия человека и представляет собой
центральное основание любых когнитивных практик, в
том числе, и научно-познавательных. В то же время, вера
является центральным основанием религии. Поэтому в
данной статье выдвигается идея о вере как общем мета-
физическом основании науки и религии.
11-15 71
Аннотация
В статье рассмотрены онтологические
представления о свете в философии платонизма и вос-
точно-христианской мистической традиции - исихазме.
Определены основные характеристики света как энергии
Бога, проанализированы наиболее значимые образы
света в трудах Симеона Нового Богослова и Григория
Паламы, обоснован тезис о свете как центральной он-
тологической категории в философии образа (иконы). В
русской философии осмысление идеи света связано с
расцветом иконописи XIV века, послужившей формиро-
ванию богословия образа, а затем и философии образа,
как теоретического осмысления духовного в предметном
изображении. Историко-философский анализ позволяет
раскрыть значение идеи света для религиозной онтологии.
16-20 43
Аннотация
Данная статья посвящена социально-
философскому осмыслению техногенных ситуаций. Ав-
тор обращает внимание на односторонность существую-
щих ныне и используемых в различных областях знаний
классификаций чрезвычайных техногенных ситуаций.
Нередко в этих классификациях нарушается признак еди-
ного основания, а сами эти классификации представляют
собой лишь перечисление аномальных отклонений. Пе-
реход от классификации к типологии позволит взглянуть
на техногенные ситуации как на целостность и тем самым
будет способствовать видению взаимодействия как «нор-
мальных», так и «аномальных» техногенных ситуаций.
На базе предложенной типологии разработана и исполь-
зуется для оценки методика измерения, позволяющая оп-
ределить индекс опасности и сравнивать разноплановые
техногенные аварии.
21-25 47
Аннотация
Современные техногенные кризисы, ава-
рии, катастрофы трудно поддаются прогнозированию, что
делает проблему техногенных ситуаций значимой. В ста-
тье удалось упорядочить содержание близких по значению
понятий «техническая реальность» (совокупность всех тех-
нических достижений), «техника» (техническая реальность
в статике), «техногенные ситуации» (функционирующая
техническая реальность). Проблема техногенных ситу-
аций рассматривается в двух основных аспектах: фено-
менологическом и категориальном. Феноменологическое
рассмотрение позволило определить относительно само-
стоятельный статус техногенных ситуаций как социально-
технического явления, а также установить присущую ему
имманентную противоречивость, многозначность проявле-
ния и сложную структуру функционирования. Категориаль-
ное осмысление позволило дать определение, провести
типологию техногенных ситуаций и выявить методику оп-
ределения их индекса безопасности.
25-28 56
Аннотация
В статье показано соотношение свободы и
феномена духовности. Представлено определение духов-
ности. Свобода раскрывается во взаимосвязи с творчес-
твом через творческую активность и с ответственностью
- через рефлексивную осознанность действий. Свобода в
соотношении с творчеством и ответственностью выступает
как концептуальная программа качественного бытия чело-
века. Данное положение служит ос-нованием для выделе-
ния свободы как онтологического основания духовности
29-34 74
Аннотация
В статье исследуется феномен свободы
человека в условиях манипуляции общественным созна-
нием. Рассматривается онтология и генезис свободы,
определяется её пространство в условиях социальной
манипуляции в разные периоды исторического развития
человечества в различных школах философской мысли.
Обосновывается «бытийный» статус феномена свободы
в условиях социальной манипуляции. Представлен но-
вый аспект манипуляции общественным сознанием по
отношению к феномену свободы человека.
34-39 86
Аннотация
В статье анализируется важный соци-
альный феномен: урбанизация. Выявляются этапы её
становления (города Древнего Востока, античный город,
средневековый город, города Нового времени и город
ХХ в.), специфика каждого из них. Обоснована необхо-
димость комплексного (полифакторного) подхода к ур-
банизации. Установлены универсальные особенности
развития урбанистической цивилизации: расширение
территории городов; резкий рост числа городского на-
селения; преобладание городского населения над сель-
ским; появление мегаполисов, городов-спутников.
40-52 43
Аннотация
Развитие биомедицинских технологий
и отрицательные последствия этого развития ставят
задачи сохранения жизни и достоинства личности, ко-
торые решаются с позиции права, морали, религиозной
антропологии и философской методологии, связанной с
проблемой соотношения науки, философии и религии.
Вопрос о возможности современной медицинской науки
манипулировать жизнью и смертью человека с помощью
таких технологий, как искусственное оплодотворение,
генная инженерия, аборт, реанимация, эвтаназия, транс-
плантация, неизбежно «вступает» в противоречия с мо-
ральными ценностями и до сих пор является дискусси-
онным вопросом. В статье на материале работ русских
религиозных философов первой половины ХХ века обос-
новывается значение православно-христианской антро-
пологии как методологической и мировоззренческой базы
для развития современных биомедицинских технологий и
практики использования их достижений в целях укрепле-
ния жизненных ресурсов нации.
52-57 60
Аннотация
В статье рассматривается гуманность
как культурная универсалия. Автор, опираясь на мнения
других исследователей, дает представление о культур-
ных универсалиях, а затем относит гуманность к этому
кругу культурных явлений. Универсальное в культуре
всегда исторично, определяемо во времени, а следо-
вательно - подвижно и многомерно. Это есть механизм
воспроизводства самой целостности социальной жизни.
Следовательно, гуманность как культурная универсалия
есть выражение и свидетельство определённого цивили-
зационно-исторического опыта.
58-63 104
Аннотация
В данной статье в историко-философском
ключе анализируются основные аспекты философско-пра-
вовой концепции евразийства Н.Н. Алексеева, суть кото-
рой состояла в признании за Россией - Евразией не только
цивилизационной, но и правовой самобытности. В статье
показано, что структурно философско-правовая концепция
евразийства Н.Н. Алексеева состояла из двух диалекти-
чески взаимосвязанных частей: философско-критической
(отказ от «европейского эгоцентризма» философско-пра-
вовых оценок, противопоставление органицистского и
механицистского подходов к истории, отрицание фило-
софско-правовых подходов большевизма) и философско-
содержательной (отражённой в его идее о том, что евра-
зийское государство есть гарантийное государство).
64-69 84
Аннотация
В статье анализируются истоки и основ-
ные этапы эволюции социально-философских воззрений
Ф.А. Степуна (дореволюционный, революционный, эмиг-
рантский), а также раскрывается содержание их наиболее
существенных характеристик. Особое внимание уделено
обоснованию идеи о самобытной методологии, разрабо-
танной Ф.А. Степуном, которую автор статьи определяет
как «синтез христианской метафизики и экзистенциального
переживания». Эта методология возникла на основе твор-
ческой переработки методологии неокантианства и русской
религиозной философии. В статье в историко-философс-
ком ключе анализируется содержание основных философ-
ских воззрений Ф.А. Степуна, посвящённых анализу соци-
альных событий, современником которых он являлся
70-77 86
Аннотация
В статье рассматривается эволюция поня-
тия «философема» в научной литературе второй половины
ХХ в., а также приводится подробный анализ трёх новейших
публикаций, посвящённых природе и сущности философе-
мы. Поднят вопрос о необходимости выявления диффе-
ренциальных признаков для таких пар понятий, как: фило-
софема и символ, философема и концепт. Философема как
определённая форма знания рассматривается в качестве
средства, обеспечивающего реализацию интегративной
функции философии, обладающего мировоззренческой
окрашенностью и способностью входить в состав развитых
философских концепций в виде базового элемента.
78-84 40
Аннотация
В статье раскрывается содержание по-
нятия пассионарность, введённое Л.Н. Гумилевым в
русле этногенетической концепции и утвердившееся
в последние годы как в науке, так и в сфере СМИ. Рас-
сматриваются все данные Л.Н. Гумилевым определения
и характеристики пассионарности, согласно монографии
Этногенез и биосфера Земли, а также совокупные поня-
тия, способствующие более полному пониманию гипоте-
зы пассионарности, такие, как пассионарии, пассионар-
ный толчок, этническое поле и некоторые другие. По
результатам исследования предлагается суммированное
определение пассионарности, а также прослеживаются
возможные источники возникновения самой гипотезы, в
частности, работы основоположников естественнонауч-
ного течения русского космизма.
85-89 102
Аннотация
В статье излагается сущность нуминоз-
ного опыта индивида, разработанного теоретически ев-
ропейской наукой с конца XIX в. до настоящего времени;
его определение, общие положения на основе богатого
материала мифологии доисламских тюрков. Подчёрки-
вается, что современная философская наука более не
может обойтись без понятия нуминозности и всего ком-
плекса вопросов, связанных с этой проблематикой, при
анализе мифологического сознания. Актуальность темы
обусловлена также проблемами глобализации и стрем-
ления современной философской мысли к обращению к
первобытным формам мифологического сознания
89-98 92
Аннотация
В истории философской мысли П.Ж. Пру-
дон занимает особое место. Он и философ-анархист, и
экономист, и философ культуры, и, что самое интересное
и малоизвестное, - религиозный философ. Данная рабо-
та является историко-философской экспозицией анархи-
ческих идей в контексте их влияния на многоотраслевую
парадигму человеческой культурной практики, на примере
разносторонне организованной модели творчества фран-
цузского философа-анархиста П.Ж. Прудона. Актуаль-
ность, современность и злободневность данной проблема-
тики обосновываются в начале представленной работы
99-105 62
Аннотация
В данной статье автор констатирует акту-
альность изучения феномена публичной политики среди
отечественных ученых политологов. Также отмечается,
что основой для российских теоретиков должна служить
западная практика изучения этой категории. Автор статьи
полагает, что наиболее адекватным способом анализа
публичности в отечественной контексте является гармо-
ничное сочетание теоретических и практических критери-
ев ее реализации. Кроме того, отмечается, что наиболь-
ший интерес представляет фактор изучения региональной
публичной политики, в которой конкретные социологичес-
кие исследования имеют приоритетное значение.
106-110 49
Аннотация
В статье рассматривается феномен
гражданского общества и его оснований: экономических,
социальных, мировоззренческих, антропологических.
Генезис и развитие гражданского общества происходит
параллельно с разрушением институтов традиционного
общества. В современной России продолжают сосущес-
твовать черты как традиционного, так и современного
типов общества, образуя своеобразный гибрид. Полити-
ческие институты современного общества сосуществуют
с социальной «архаикой» низов, порождая взаимную от-
чуждённость. Этатизм, отчуждённость - важнейшие про-
блемы взаимодействия правоохранительной системы и
вообще государственных структур с институтами граж-
данского общества в современной России.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)