Preview

Современные философские исследования (Прежнее название: «Вестник МГОУ. Серия: Философские науки»)

Расширенный поиск
№ 4-5 (2010)
Скачать выпуск PDF
11-17 18
Аннотация
«Бытие» и «Небытие» являются исходными категориями
философии как формы общественного сознания. Бытие и Небытие следует рас-
сматривать в двух аспектах: как непосредственное присутствие реально-объ-
ективного мира, полагающего самого себя, и отражение этого мира в сознании
человека. Сложность понимания Бытия связана с тем, что Бытие не имеет
своего предиката. Это означает, что его нельзя определить. Его можно только
выделить как исходную категорию философии. Сделать это возможно только
через противоположность - Небытие. На фоне категорий Бытие и Небы-
тие развёртывается всё пространство теоретического осмысления мира. Не-
бытие и Бытие являются противоположностями, где Бытие может выступать
как тень Небытия. Реализуясь, Бытие в своей структуре не может не содер-
жать потенциальную сторону Небытия, которое является условием возник-
новения Бытия. И напротив: Небытие как условие появления Бытия должно
содержать сторону Бытия. Здесь сторона Бытия выступает как потенциальное
условие появления Небытия.
18-25 10
Аннотация
Главная особенность проблемы времени - это ее комплекс-
ный характер. Это выражается, прежде всего, в том, что время является меж-
дисциплинарным объектом изучения. Проблема времени продолжает по-раз-
ному ставиться в зависимости от уровня строения материи, т.е. в соответствии
с тезисом: каждому уровню материи - свое время. В эпистемологии этот тезис
раскрывается следующим образом: любая наука может реализовывать свою
собственную программу изучения времени. В результате можно говорить о
программах изучения времени в физике, химии, биологии, геологии, куль-
турологии, логике и т.д. Данная работа посвящена культурологической про-
грамме освоения времени. Культурологическая программа освоения времени
ориентирует исследователя на выявление специфических свойств времени и
пространства, характерных только для социума. Обычно в качестве первого в
ряду таких свойств выступает необратимость времени, которое является фун-
даментальной характеристикой человеческой культуры.
26-33 11
Аннотация
На определенных стадиях развития человеческого общества
человеческая познавательная деятельность стала оформляться в виде программ.
Такие программы появлялись в области познания, однако цель имели практичес-
кую. Появление их по времени хорошо увязывается с появлением философии.
Каждая из первых философских онтологий и была такой программой онтологи-
ческого типа. Программа - это совокупность теоретических, методологических
и практических установок, направленных на достижение некоторой четко ого-
воренной цели. В зависимости от сферы применения программа может быть ми-
ровоззренческая, методологическая, гносеологическая, эпистемологическая и
практическая. Большинство программ, сформированных в области философии,
представляют собой мировоззренческие, гносеологические и эпистемологичес-
кие программы. Большой интерес представляет вопрос о соотношении альтер-
нативных программ и о причинах приоритета той или иной программы.
34-41 16
Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния этических установок
современного общества на формирование концепции прав человека в глобаль-
ном правовом пространстве. В результате взаимовлияния и взаимообогащения
международной нормативной системы и социокультурных особенностей от-
дельных регионов, права человека как важнейший критерий «человеческого
измерения» противоречивых процессов современного мира, с одной стороны,
определяют собственное многовекторное развитие, а с другой стороны - наме-
чают ориентиры развития права вообще.
42-46 16
Аннотация
Проблема идентичности всегда была насущной для обще-
ства, поскольку во все времена люди идентифицировали себя тем или иным
образом. Одним из исследователей, кто занимался проблемой идентичности,
был З. Фрейд, основатель психоанализа. Другие исследователи высказывают
различные мнения по этому поводу. Автор статьи делает вывод, что идентич-
ность личности - это сложное и меняющееся явление, которое в современных
условиях определяется многими факторами, в том числе языком, социальным
статусом и т.д.
47-54 13
Аннотация
Необходимость исследования альтернативных ценностных
систем как феномена общественной жизни продиктована ее значением по от-
ношению к преобразованиям, протекающим не только в России, но и во всем
мире. Ценностные системы выступают как одно из основных условий и как ре-
зультат экономических, политических, социальных и духовных трансформа-
ций в социуме. Они призваны конструировать наиболее эффективные условия
для становления демократии, патриотизма, индивидуализма, национализма,
феминизма, фундаментализма и т.п., а также формирования среды, в которой
происходят изменения базовых общественных институтов и адаптация инс-
титуциональных нововведений. Проявляющаяся через многообразные соци-
альные процессы, трансформация ценностных систем зависит от глубокой и
разнонаправленной модификации ценностно-нормативных структур массово-
го сознания и моделей политического и социально-экономического поведения
людей. В статье рассматривается проблема выявления альтернативных цен-
ностных систем, которые представляют собой результаты гносеологического
осмысления социальной действительности и способствуют определению сущ-
ности и содержания данного социального явления. Предлагаются различные
основания по выделению альтернативных ценностных систем, дается авто-
рское определение ценностной системы, предлагаются проводники альтерна-
тивных ценностных систем.
55-60 12
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические и прикладные аспекты
массовой коммуникации как явления и процесса. Дается обоснование поня-
тий «коммуникация», «средства массовой информации» и «масс-медиа» как
взаимосвязанных явлений. Раскрывается системная организация массовой
коммуникации и перспективы ее развития в связи с социальными запросами
современного общества.
61-70 12
Аннотация
В статье представлено современное социально-философское
толкование понятия риск и его специфические особенности в политической
сфере, с использованием статистических исследований положения в Российс-
ком обществе. Рассмотрен вопрос о недостаточном учете основной детерминан-
ты риска современной России - «исторический» менталитет.
71-79 9
Аннотация
Значение цивилизационной парадигмы в историологии,
демонстрирует автор, - в корректировке унитарно-стадиального подхода,
который не отличает разные типы обществ от общества вообще, являющего-
ся «единственным субъектом истории». Между тем необходимо принимать в
расчет, что человечество как агент исторического процесса подразделяется на
множество исторических единиц, заслуживающих специализированного изу-
чения. Трактуя цивилизацию в качестве эффективного инструмента воспроиз-
водства существования, автор высказывается за единство продуктивного кон-
тура человечества, базирующегося на деятельностных инвариантах.
80-86 10
Аннотация
Математическое познание, по версии автора, предстает
единством двух видов математической деятельности. Первый - разработка абс-
трактных, концептуальных схем, выраженных ресурсами формализованных
языков. Второй - испытание, применение свободно созданных абстрактно-ло-
гических построений. Критерием адекватности продуктов математического
познания служит не априорная интуиция, не опытное созерцание, а общая
плодотворность свободно созданных абстрактных схем в научной деятельнос-
ти.
87-93 8
Аннотация
В статье анализируется проблема степени влияния природно-
климатического и геополитического факторов на социально-экономическое и
политическое развитие России. На этой основе показаны различия основных
параметров капиталистической эволюции в Западной Европе и в нашей стра-
не, а также вытекающая из этих различий задержка генезиса гражданского
общества в России и значительная власть аппарата
94-100 17
Аннотация
В статье рассматривается межкультурная коммуникация,
реализуемая по «вертикальному» (мораль, традиции, ритуалы, вербальная и
невербальная коммуникация) и «горизонтальному» (военные действия, тор-
говля, туризм, научный обмен) направлениям исторического развития соци-
ума, анализируются особенности современного процесса межкультурной ком-
муникации в формате глобального преобразования общественной системы.
Каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря которому она
как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качес-
тве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы,
которые и становятся общими и в определённой мере обязательными для всех
членов социальной общности. Культура формируется различными методами
и способами, воплощающими ментальность, национальный дух, сущность че-
ловека и человечества. Культурные феномены различных этносов взаимодейс-
твуют, обогащаются, изменяются. Показательны попытки изменить культуру
насильственным путём, помимо механизма селекции, без учёта самобытности
культуры внедрить в нее новые «прогрессивные» элементы. Такой путь разру-
шает целостность культуры, её внутренние взаимосвязи. Это тоже подчеркну-
то в статье.
Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей
системы общественных отношений, в том числе технологических и организаци-
онных. Культура представляет собой процесс общественного воспроизводства
и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятель-
ности и общественных отношений. С каждым типом общественного воспроиз-
водства связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры
в жизнедеятельности общества. Рассмотрение взаимодействия культурных
типов по «вертикальной» и «горизонтальной» осям социального пространства
и времени есть, таким образом, в некотором роде, новый подход в изучении
межкультурной коммуникации в глобальном мире.
101-107 14
Аннотация
В статье исследуются проблемы возникновения и развития
феномена культовой реальности как особого типа социального взаимодейс-
твия. Автор использует методологию социального конструктивизма П. Бергма-
на и Т. Лукмана для изучения феномена культовой социализации. Культовая
реальность возникает в процессе специфической процедуры вторичной
социализации, которую автор определяет как культовую альтернацию. Дан-
ный тип социального конструирования реальности требует процесса ресоци-
ализации. Культовая реальность, представляясь
нам как интерсубъективная
действительность, должна быть объективирована не только в сознании инди-
вида (адепта культа), но и разделена им с другими людьми. Именно благодаря
интерсубъективности культ как чувство поклонения получает возможность
личностно закрепляться в качестве особой структуры социальной реальности
и трансформировать мир повседневной жизни в культовую реальность. Осо-
бенность культовой социализации заключается в том, что в ходе неё в повсед-
невном мире индивида происходит замена обыденного смысла окружающих
предметов на альтернативные культовые значения, приобретающие новые
смыслы. Предметы реальности в культовом сознании индивида интернализи-
руются заново, становятся предметами культа. Данный процесс автор и опре-
деляет как культовую альтернацию.
108-113 12
Аннотация
В статье рассматривается феномен взаимодействия в эволю-
ции культуры от несущественных взаимодействий в архаике, первой попытки
религиозного компаративизма в Античности, напряженного диалога при пере-
ходе к Средним векам, религиозной нетерпимости Средневековья и открытой
борьбы с Реформацией Ренессанса, приведшей к упадку католичества, кризи-
су папства в Новое время и к обновлению христианства в конце ХIХ века, его
готовности к диалогу с другими религиями настоящего времени. На основании
изученного материала сформулирован вывод о ключевой роли религиозных
взаимодействий в эволюции культуры и религии.
114-120 10
Аннотация
В статье на обширном фактологическом материале, руководс-
твуясь реалиями, автор демонстрирует несовпадение технологий социального
устроения в таких ареалах цивилизации, как Запад и Россия. Суммируя аргу-
менты, возможно прийти к заключению: репером культивации общественных
процессов в Европе выступает консенсуальность и толерантность завязанных
на отработанные регламенты заявления и проведения легальной народной
воли; противоположность этому в России имеют место патримониальность,
патриархальный тип властвования, детерминируемый волюнтарным, демок-
ратически неконсолидированным способом отправления власти (принятия и
проведения граждански значимых решений).
120-126 11
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме понимания человеческой
личности в работах Владимира Лосского. Концепция человеческой личности
Лосского рассматривается в контексте учения отцов церкви IV века. Автор дает
определения и сравнивает способы употребления понятий сущность и ипостась
в творениях отцов церкви и работах Лосского. На основании этого автор делает
вывод, в какой степени концепция личности человека Лосского соответствуют
богословским основаниям восточно-христианской традиции.
127-138 10
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются военно-философские
идеи видных мыслителей и военных теоретиков «Зарубежной России». Рас-
крываются причины, обстоятельства и особенности их формирования. Дана
классификация военно-философских идей мыслителей и военных теоретиков
русского зарубежья по интерпретации взглядов: на причины войны и условия
мира; на соотношение войны и мира; на войну, ее историческую сущность, ее
смысл, ее природу, на различие в характеристике ее роли в истории человечес-
тва на разных этапах общественного развития; на подходы к вопросам идеоло-
гического противоборства по военно-философским проблемам; на войну, как
воплощенное насилие и его социальную абсолютизацию; на построение и ус-
тройство армии будущей России; на войну как факт русской истории; на ар-
мию, как яркий и стойкий носитель народных идеалов и традиций; на взаимо-
отношения народа и армии; на армию как школу патриотической верности; на
обобщение опыта первой мировой войны и военных конфликтов в мире 1920-
1930 годов, истории русской армии и ее будущего в контексте судеб России, на
современную военную организацию и ее элементы и роль духовного фактора
в военном деле; на необходимость синтезирования отраслей военно-научного
знания в науку о войне, о роли, месте и содержании военной доктрины в обес-
печении безопасности государства; на вопросы военного строительства, подго-
товку страны и ее вооруженных сил к будущим войнам, разработку проблем
истории войн и военного искусства.
139-145 11
Аннотация
В статье анализируется опыт философского осмысления си-
туации коллизии жизней в немецкой классической философии. В ней подробно
излагается позиция И. Канта, представившего морально-нравственное реше-
ние проблемы с точки зрения нравственной обязанности перед собой и с точ-
ки зрения морального закона. Анализируется и его решение проблемы с точки
зрения права (выведение проблемы из правового поля). Останавливается автор
также и на анализе позиции Фихте при решении указанной проблемы, делая
акцент на его теории экземпции. В статье подчеркивается, что всесторонний
анализ эта проблема нашла в философии Гегеля и его последователей, которые
сформулировали определение понятия «крайней необходимости», выделили
ее виды и обосновали право нужды, к которому и относится ситуация колли-
зии жизней. Завершает статью анализ позиции Фейербаха по данному вопро-
су, который отмечал эвдемонистические начала жертвенного поведения.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.