«Вертикальная» и «горизонтальная» оси межкультурной коммуникации
Аннотация
реализуемая по «вертикальному» (мораль, традиции, ритуалы, вербальная и
невербальная коммуникация) и «горизонтальному» (военные действия, тор-
говля, туризм, научный обмен) направлениям исторического развития соци-
ума, анализируются особенности современного процесса межкультурной ком-
муникации в формате глобального преобразования общественной системы.
Каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря которому она
как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качес-
тве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы,
которые и становятся общими и в определённой мере обязательными для всех
членов социальной общности. Культура формируется различными методами
и способами, воплощающими ментальность, национальный дух, сущность че-
ловека и человечества. Культурные феномены различных этносов взаимодейс-
твуют, обогащаются, изменяются. Показательны попытки изменить культуру
насильственным путём, помимо механизма селекции, без учёта самобытности
культуры внедрить в нее новые «прогрессивные» элементы. Такой путь разру-
шает целостность культуры, её внутренние взаимосвязи. Это тоже подчеркну-
то в статье.
Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей
системы общественных отношений, в том числе технологических и организаци-
онных. Культура представляет собой процесс общественного воспроизводства
и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятель-
ности и общественных отношений. С каждым типом общественного воспроиз-
водства связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры
в жизнедеятельности общества. Рассмотрение взаимодействия культурных
типов по «вертикальной» и «горизонтальной» осям социального пространства
и времени есть, таким образом, в некотором роде, новый подход в изучении
межкультурной коммуникации в глобальном мире.
Об авторе
Арташес Владимирович СивковРоссия
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - 607 с.
2. Библер В.С. На гранях логики культуры. - М., 1997. - 342 с.
3. Серкина А.А. Символы рабства в древнем Китае. - М., 1982. - С. 54-56.
4. http: www.russianamerica.ru/archive/j-article.php? 2005-01-19 08:13:22.