№ 1 (2010)
Скачать выпуск
PDF
8-14 12
Аннотация
Автором выявлено централь-
ное место проблемы смысла жизни человека в
русской религиозно-философской мысли, проана-
лизированы исходные теоретические и методоло-
гические позиции, особенность её религиозной
гносеологии и онто-экзистенциальной методоло-
гии, которые следуют из понимания философии
как рефлексии духовного опыта человека.
ное место проблемы смысла жизни человека в
русской религиозно-философской мысли, проана-
лизированы исходные теоретические и методоло-
гические позиции, особенность её религиозной
гносеологии и онто-экзистенциальной методоло-
гии, которые следуют из понимания философии
как рефлексии духовного опыта человека.
14-18 13
Аннотация
В статье анализируется онто-
логический аспект принципов соборности и цер-
ковности как важнейшего методологического
основания русской религиозной философии, по-
лучившего импульс теоретического осмысления в
философии А.С. Хомякова. В философском учении
о церкви выявляются принципиальные моменты,
ставшими онтологическими характеристиками
соборности и церковности: единство церкви как
отражение божественного единства; единство
видимой и невидимой церкви; любовь как онто-
логическая основа соборности и церковности;
свобода и творчество как условие соборности и
церковности
логический аспект принципов соборности и цер-
ковности как важнейшего методологического
основания русской религиозной философии, по-
лучившего импульс теоретического осмысления в
философии А.С. Хомякова. В философском учении
о церкви выявляются принципиальные моменты,
ставшими онтологическими характеристиками
соборности и церковности: единство церкви как
отражение божественного единства; единство
видимой и невидимой церкви; любовь как онто-
логическая основа соборности и церковности;
свобода и творчество как условие соборности и
церковности
19-22 11
Аннотация
В статье в историко-философс-
ком ключе анализируется процесс становления и
развития базового гносеологического принципа
русской религиозной философии - единства веры
и знания, откровения и умозрения. В рассмат-
риваемый период (с XI до середины XIX вв.) этот
методологический процесс находит отражение в
противоречивых отношениях философии и бого-
словия и получает дальнейшее развитие в гносео-
логических концепциях II пол. XIX - I пол. XX вв.
ком ключе анализируется процесс становления и
развития базового гносеологического принципа
русской религиозной философии - единства веры
и знания, откровения и умозрения. В рассмат-
риваемый период (с XI до середины XIX вв.) этот
методологический процесс находит отражение в
противоречивых отношениях философии и бого-
словия и получает дальнейшее развитие в гносео-
логических концепциях II пол. XIX - I пол. XX вв.
23-27 10
Аннотация
В статье анализируется процесс
обоснования единства веры и знания как базово-
го гносеологического принципа русской религи-
озной философии середины XIX - I пол. XX вв. Этот
процесс осуществлялся двумя путями: с одной сто-
роны, устранением противоречий между верой и
знанием, с другой - выявлением антиномичности
этих понятий. Однако оба направления, в конеч-
ном итоге, продвигались к оптимальному их соот-
ношению, исходя из базового гносеологического
понятия восточно-христианской традиции - гно-
сиса как единства откровения и умозрения.
обоснования единства веры и знания как базово-
го гносеологического принципа русской религи-
озной философии середины XIX - I пол. XX вв. Этот
процесс осуществлялся двумя путями: с одной сто-
роны, устранением противоречий между верой и
знанием, с другой - выявлением антиномичности
этих понятий. Однако оба направления, в конеч-
ном итоге, продвигались к оптимальному их соот-
ношению, исходя из базового гносеологического
понятия восточно-христианской традиции - гно-
сиса как единства откровения и умозрения.
28-33 12
Аннотация
Рассматривается первичное
мифологическое ощущение и осознание небытия
и ничто. Высказывается предположение о типо-
логической связи древнего мифопоэтического
нигилизма и воли к ничто поздней философской
мысли
мифологическое ощущение и осознание небытия
и ничто. Высказывается предположение о типо-
логической связи древнего мифопоэтического
нигилизма и воли к ничто поздней философской
мысли
34-38 13
Аннотация
В статье рассмотрены взгля-
ды русских религиозных философов конца XIX
- первой половины ХХ века на два взаимосвязан-
ных вопроса: 1) на каких духовных ценностях и в
стремлении к какому идеалу надо воспитывать
молодёжь; 2) что можно делать в этом отношении
в нашем государстве, которое, по конституции, яв-
ляется светским.
ды русских религиозных философов конца XIX
- первой половины ХХ века на два взаимосвязан-
ных вопроса: 1) на каких духовных ценностях и в
стремлении к какому идеалу надо воспитывать
молодёжь; 2) что можно делать в этом отношении
в нашем государстве, которое, по конституции, яв-
ляется светским.
39-42 11
Аннотация
Если мы понимаем, как управ-
ляется мир, то мы и сами становимся участника-
ми процесса управления. Но, чтобы стать ими,
надо не просто много знать, надо знать причины
происходящего. С раскрытием смысла слов появ-
ляется возможность вновь вернуться к универ-
сальному знанию, но уже на новом витке. Слова
сами по себе уже содержат определения понятий,
достаточно научиться их понимать. И тогда станет
ясным принцип управления жизнью.
ляется мир, то мы и сами становимся участника-
ми процесса управления. Но, чтобы стать ими,
надо не просто много знать, надо знать причины
происходящего. С раскрытием смысла слов появ-
ляется возможность вновь вернуться к универ-
сальному знанию, но уже на новом витке. Слова
сами по себе уже содержат определения понятий,
достаточно научиться их понимать. И тогда станет
ясным принцип управления жизнью.
42-48 9
Аннотация
В статье рассматриваются сов-
ременные концепции мира и человека, сущест-
вующие в философии, источником которых яв-
ляется православная религия. Духовный кризис
европейской цивилизации, концепции личности,
концепции эгоцентризма и индивидуализма при-
водят философскую мысль к той концепции мира
и человека, которая сложилась на православном
Востоке.
ременные концепции мира и человека, сущест-
вующие в философии, источником которых яв-
ляется православная религия. Духовный кризис
европейской цивилизации, концепции личности,
концепции эгоцентризма и индивидуализма при-
водят философскую мысль к той концепции мира
и человека, которая сложилась на православном
Востоке.
49-53 10
Аннотация
В современных условиях меня-
ются контуры того пласта военно-политических
отношений, который предназначен и реализует-
ся для исключения попыток деструктивных сил
нанести ущерб военными средствами сущест-
вованию мирового сообщества. В данной статье
представлен социально-философский анализ
диалектики общего - процессов глобализации и
особенного - национальных культур военной бе-
зопасности
ются контуры того пласта военно-политических
отношений, который предназначен и реализует-
ся для исключения попыток деструктивных сил
нанести ущерб военными средствами сущест-
вованию мирового сообщества. В данной статье
представлен социально-философский анализ
диалектики общего - процессов глобализации и
особенного - национальных культур военной бе-
зопасности
54-58 13
Аннотация
В данной статье дается соци-
ально-философский анализ феномена эмиграции.
Такой анализ позволяет рассмотреть эмиграцию
через призму понятий потребность, возможность,
свобода, зависимость, необходимость, а так же
выявить первопричину и сущность изучаемого
явления.
ально-философский анализ феномена эмиграции.
Такой анализ позволяет рассмотреть эмиграцию
через призму понятий потребность, возможность,
свобода, зависимость, необходимость, а так же
выявить первопричину и сущность изучаемого
явления.
58-62 10
Аннотация
В статье рассматриваются про-
блемы формирования математической культуры
личности в современном обществе, содержание
математической культуры общества и личности
экономиста, показана ее важность для професси-
ональной деятельности будущих специалистов,
определяются основные аспекты (направления)
ее формирования
блемы формирования математической культуры
личности в современном обществе, содержание
математической культуры общества и личности
экономиста, показана ее важность для професси-
ональной деятельности будущих специалистов,
определяются основные аспекты (направления)
ее формирования
62-67 14
Аннотация
В статье дан ретроспективный
взгляд на историю отечественной философской
мысли относительно образовательной области.
Рассматриваются идеи образования в русской фи-
лософии, осмысливается опыт развития отечес-
твенной философии образования. В статье обоз-
начены общие тенденции развития философской
мысли об образовании, начиная с Древней Руси
и вплоть до советского периода включительно и
современности - начала XXI века.
взгляд на историю отечественной философской
мысли относительно образовательной области.
Рассматриваются идеи образования в русской фи-
лософии, осмысливается опыт развития отечес-
твенной философии образования. В статье обоз-
начены общие тенденции развития философской
мысли об образовании, начиная с Древней Руси
и вплоть до советского периода включительно и
современности - начала XXI века.
67-72 40
Аннотация
Современные физическая куль-
тура и спорт характеризуются плюралистичнос-
тью своих форм. Представление о том, что спорт
является одним из элементов искусства, зароди-
лось еще в античности. Необходимо акцентиро-
вать особое внимание на отдельные значимые
черты физической культуры и спорта: красоту,
гармонию, эстетику. Включаясь в сферу спортив-
ной деятельности, человек имеет возможность
не только проявлять и реализовывать свои твор-
ческие возможности, но также наблюдать различ-
ные проявления эстетических ценностей. В силу
эстетической сущности спорта такие явления как
красота, гармония, изящество форм выступают
как важные неотъемлемые составляющие спор-
тивной деятельности.
тура и спорт характеризуются плюралистичнос-
тью своих форм. Представление о том, что спорт
является одним из элементов искусства, зароди-
лось еще в античности. Необходимо акцентиро-
вать особое внимание на отдельные значимые
черты физической культуры и спорта: красоту,
гармонию, эстетику. Включаясь в сферу спортив-
ной деятельности, человек имеет возможность
не только проявлять и реализовывать свои твор-
ческие возможности, но также наблюдать различ-
ные проявления эстетических ценностей. В силу
эстетической сущности спорта такие явления как
красота, гармония, изящество форм выступают
как важные неотъемлемые составляющие спор-
тивной деятельности.
72-79 14
Аннотация
В статье анализируется про-
блема взаимодействия сторон учитель-ученик.
Исследуется сложная диалектическая связь обще-
ния и взаимодействия как основа обучения, вос-
питания и социализации личности учащегося.
блема взаимодействия сторон учитель-ученик.
Исследуется сложная диалектическая связь обще-
ния и взаимодействия как основа обучения, вос-
питания и социализации личности учащегося.
80-82 21
Аннотация
Эпоха Серебряного века отме-
чена феноменальными достижениями. Создавая
художественный образ времени, творцы проника-
ли во все проблемы общества. Их идеи объединя-
ли народ за социальное равенство. Совершенные
по форме и глубокие по содержанию произведе-
ния призывали общество к нравственному очи-
щению. Смелые концепции деятелей Серебряно-
го века актуальны и сегодня в деле возрождения
России.
чена феноменальными достижениями. Создавая
художественный образ времени, творцы проника-
ли во все проблемы общества. Их идеи объединя-
ли народ за социальное равенство. Совершенные
по форме и глубокие по содержанию произведе-
ния призывали общество к нравственному очи-
щению. Смелые концепции деятелей Серебряно-
го века актуальны и сегодня в деле возрождения
России.
83-87 12
Аннотация
В статье анализируется мно-
гомерность феномена ценности. Представлены
различные подходы в понимании ценностного
мира личности: метафизический, неокантианство,
позитивистский, деятельностный. Особое внима-
ние уделяется системе ценностей в современном
обществе, основанном на знании. В традициях ак-
сиологии осознается неоднородность научного
знания, его социальная и культурная значимость.
Научное знание рассматривается как важнейшая
характеристика в иерархии ценностей информа-
ционного общества.
гомерность феномена ценности. Представлены
различные подходы в понимании ценностного
мира личности: метафизический, неокантианство,
позитивистский, деятельностный. Особое внима-
ние уделяется системе ценностей в современном
обществе, основанном на знании. В традициях ак-
сиологии осознается неоднородность научного
знания, его социальная и культурная значимость.
Научное знание рассматривается как важнейшая
характеристика в иерархии ценностей информа-
ционного общества.
88-92 13
Аннотация
Восточные мыслители, и в час-
тности выдающиеся представители азербайджан-
ской поэтической мысли средних веков, оставили
нам драгоценнейшее наследие - сакральную ин-
формацию о человеке и Вселенной, их взаимовли-
янии и путях достижения гармонии между ними.
Постигнуть подобные знания можно посредством
раскрытия метафорического смысла их произве-
дений. Можно смело утверждать, что для совре-
менного читателя философская поэзия средних
веков является богатой духовной пищей, впитав-
шей в себя энергию духа их создателей.
тности выдающиеся представители азербайджан-
ской поэтической мысли средних веков, оставили
нам драгоценнейшее наследие - сакральную ин-
формацию о человеке и Вселенной, их взаимовли-
янии и путях достижения гармонии между ними.
Постигнуть подобные знания можно посредством
раскрытия метафорического смысла их произве-
дений. Можно смело утверждать, что для совре-
менного читателя философская поэзия средних
веков является богатой духовной пищей, впитав-
шей в себя энергию духа их создателей.
92-98 10
Аннотация
В статье проанализировано
обоснование В.С. Соловьевым человечества в ка-
честве субъекта истории. Выделены отличия соло-
вьевского представления о человечестве как еди-
ном организме, от аналогичных позитивистских
взглядов. Раскрыта сущность метафизического
понимания субъекта истории Соловьевым. Оп-
ределено понимание философом исторической
роли народов и отдельных личностей в развитии
субъекта истории. Дана характеристика соловьев-
ского провиденциализма
обоснование В.С. Соловьевым человечества в ка-
честве субъекта истории. Выделены отличия соло-
вьевского представления о человечестве как еди-
ном организме, от аналогичных позитивистских
взглядов. Раскрыта сущность метафизического
понимания субъекта истории Соловьевым. Оп-
ределено понимание философом исторической
роли народов и отдельных личностей в развитии
субъекта истории. Дана характеристика соловьев-
ского провиденциализма
98-102 15
Аннотация
В статье анализируется со-
держательная сторона дискуссии о природе го-
сударства и общества в немецкой классической
философии и ее продолжение в рамках позити-
вистской методологии. Показываются общие точ-
ки метафизического и позитивистского видения
этой проблемы: взгляд на государство как синтез
морали и права, признание автономии личности и
значимости культурного диалога. Одновременно
раскрываются противоречия методологического
характера: с одной стороны, субстанциональное
видение природы государства и общества, с дру-
гой - многофакторный анализ их эволюции.
держательная сторона дискуссии о природе го-
сударства и общества в немецкой классической
философии и ее продолжение в рамках позити-
вистской методологии. Показываются общие точ-
ки метафизического и позитивистского видения
этой проблемы: взгляд на государство как синтез
морали и права, признание автономии личности и
значимости культурного диалога. Одновременно
раскрываются противоречия методологического
характера: с одной стороны, субстанциональное
видение природы государства и общества, с дру-
гой - многофакторный анализ их эволюции.
102-107 14
Аннотация
Статья раскрывает эволюцию
идеи духовно-нравственного развития личности
в философских исканиях А.А.Козлова, актуальные
в свое время и в современном образовании: он
предлагает заниматься духовно-нравственным
развитием своей личности путем самопознания и
с помощью философского миросозерцания в кон-
тексте таких абсолютных ценностей как истина,
добро и красота.
идеи духовно-нравственного развития личности
в философских исканиях А.А.Козлова, актуальные
в свое время и в современном образовании: он
предлагает заниматься духовно-нравственным
развитием своей личности путем самопознания и
с помощью философского миросозерцания в кон-
тексте таких абсолютных ценностей как истина,
добро и красота.
107-113 14
Аннотация
В статье проведен сопостави-
тельный анализ творчества и социальных воззре-
ний Д. Мережковского и А. Мёллера. Отображена
специфика влияния Д. Мережковского на отноше-
ние немецкого мыслителя к творчеству Ф. Досто-
евского и интерпретацию идей русского классика.
Рассмотрены особенности трактовки историко-
философской концепции Третьего Завета в утопи-
ческих проектах будущего Д. Мережковского и А.
Мёллера.
тельный анализ творчества и социальных воззре-
ний Д. Мережковского и А. Мёллера. Отображена
специфика влияния Д. Мережковского на отноше-
ние немецкого мыслителя к творчеству Ф. Досто-
евского и интерпретацию идей русского классика.
Рассмотрены особенности трактовки историко-
философской концепции Третьего Завета в утопи-
ческих проектах будущего Д. Мережковского и А.
Мёллера.
113-117 13
Аннотация
В статье рассмотрены понятия
символ и симулякр, проведен анализ взаимо-
связи между символом, симулякром и современ-
ными общественными процессами, рассмотрены
особенности трактовки символа и симулякра Д.
Мережковским и Ж. Бодрийяром.
символ и симулякр, проведен анализ взаимо-
связи между символом, симулякром и современ-
ными общественными процессами, рассмотрены
особенности трактовки символа и симулякра Д.
Мережковским и Ж. Бодрийяром.
118-123 15
Аннотация
Анализ кризиса России сере-
дины ХIХ - начала ХХ века является центральной
темой размышлений отечественных философов
консервативного направления. Его рассмотрение
было начато ранними славянофилами, продол-
жено Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, евразий-
цами. Они обосновывают кризисное состояние
России, выраженное в европейничанье образо-
ванных слоёв общества, в утрате отечественных
ценностей, среди которых самыми важными яв-
ляются: русский народ, самобытная русская куль-
тура, отечественная православная духовность,
общинность жизненного уклада, русское самоде-
ржавие. При этом важнейшим аспектом анализа
кризиса становится критика петровских реформ,
бездумной европеизации России и европоцен-
тризма в политической практике и теории. Всё
это придаёт взглядам рассматриваемых в статье
мыслителей особую актуальность, порождённую
попытками либерализации отечественного наци-
онального сознания. Исходя из этого теория ло-
кальных цивилизаций, культурно-исторических
типов не может не привлекать внимания иссле-
дователей. Взгляды ранних славянофилов, Дани-
левского, Леонтьева, евразийцев становятся всё
более современными.
дины ХIХ - начала ХХ века является центральной
темой размышлений отечественных философов
консервативного направления. Его рассмотрение
было начато ранними славянофилами, продол-
жено Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, евразий-
цами. Они обосновывают кризисное состояние
России, выраженное в европейничанье образо-
ванных слоёв общества, в утрате отечественных
ценностей, среди которых самыми важными яв-
ляются: русский народ, самобытная русская куль-
тура, отечественная православная духовность,
общинность жизненного уклада, русское самоде-
ржавие. При этом важнейшим аспектом анализа
кризиса становится критика петровских реформ,
бездумной европеизации России и европоцен-
тризма в политической практике и теории. Всё
это придаёт взглядам рассматриваемых в статье
мыслителей особую актуальность, порождённую
попытками либерализации отечественного наци-
онального сознания. Исходя из этого теория ло-
кальных цивилизаций, культурно-исторических
типов не может не привлекать внимания иссле-
дователей. Взгляды ранних славянофилов, Дани-
левского, Леонтьева, евразийцев становятся всё
более современными.