Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск
№ 3 (2015)
Скачать выпуск PDF

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

8-16 83
Аннотация
В данной статье рассматривается динамика изменений и образований новых понятий в содержании понятийного аппарата современного социогуманитарного знания и познания, происходившая на протяжении всего ХХ столетия и продолжающаяся в последние десятилетия, в том числе и в первые десятилетия ХХI столетия. Формулируется вывод о том, что понятийный аппарат социальных и гуманитарных наук претерпевал и претерпевает в указанную эпоху принципиальные изменения, когда в эпистемический оборот вводится такая познавательная терминология, которая принципиально меняет видение особенностей социального и гуманитарного познания и которая в эпоху науки нового и новейшего времени (ХУП-ХІХ столетий) характеризовалась как вненаучная и квазинаучная.
17-22 97
Аннотация
В статье предпринимается попытка раскрыть содержание экономической теории в ракурсе соотношения реализма, исходящего из того, что научные теории отражают реальный мир, и конструктивизма, полагающего, что научные теории создают свой мир, мало соотносимый с миром вне теории. На примере анализа ряда работ современных зарубежных экономистов даётся краткий обзор их точек зрения по проблеме соотношения экономических теорий с реальностью. В статье обосновывается позиция, утверждающая отсутствие прямой логической выводимости теории из эмпирики (если речь только не идёт об эмпирических теориях) и, наоборот, эмпирических следствий из теории, а также исходящая из наличия интерпретативных теорий, правил соответствия, которые делают эту взаимосвязь более сложной.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

23-31 114
Аннотация
В статье рассматривается феномен инвалидности через доминантный для личности с ограниченными возможностями социальный институт - семью. Автор акцентирует внимание на тенденциях взаимодействия и взаимовлияния в системе «семья -инвалид», выделяя основные формы отношения семьи к инвалидности. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что семья влияет на качество жизни человека с инвалидностью, его развитие, интеграцию в общество, формирование личности в целом, эффективность которых во многом зависит от жизненной философии семьи
32-38 81
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о личностной безопасности в связи с воздействием, осуществляемым средствами массовой коммуникации. Выявляются наиболее актуальные аспекты в обеспечении защиты личности от возможных угроз её развитию и свободе. Предлагаются направления, на которых могли бы быть осуществлены действия по обеспечению такой защиты. В поле зрения автора - социально признанные модальности, определяющие регулирование деятельности СМК по производству и распространению ими информационного продукта. Данные модальности могут быть определены исходя из тех угроз, которые содержит в себе то или иное масс-коммуникационное (информационное) воздействие.
39-46 117
Аннотация
В статье консерватизм рассматривается как феномен, анализ которого можно вести на различных уровнях. Автор признаёт возможным логическое, онтологическое, гносеологическое, психологическое, деонтическое, праксиологическое, теоретическое, политическое и историографическое осмысление консерватизма. Получает обоснование необходимость строгой дифференциации таких понятий, как «принцип сохранения», «консервативность», «консервативная идеология», для прояснения сущности консерватизма. В заключение формулируется вывод о возможности существования теоретического и политического уровней только при наличии универсального содержания консерватизма.
47-55 110
Аннотация
С позиций социальной философии рассматривается феномен игры в его взаимосвязи с такими элементами культуры и социальными категориями, как ритуал, традиция, церемония. Выявляются онтологическая сущность, архетипическая основа и генетическая близость игры и ритуальности, обусловливающие возможность их взаимодействия, а также их общие атрибутивные и специфические черты. Определяются связь игры с религиозной культурой, ролевая и игровая составляющие обрядности. Особое внимание уделяется их роли как социальных коммуникаторов. Анализируются социальная значимость, социокультурные функции, метаморфозы и трансформации данных феноменов, связанные с развитием общества, а также перспективы их влияния на человека и на современный социум.
55-60 74
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые идеи зарубежной философии диалога цивилизаций в лице представителей - М. Михалиса, Ф. Петито, Х. Кёхлера. Показывается гуманистический потенциал герменевтического подхода в теории диалога цивилизаций в условиях духовного кризиса глобальной коммуникации. Новый цивилизационный дискурс включает в себя политическое, религиозное и культурное измерение, отражающее моральный консенсус между сторонами диалога цивилизаций на основе приоритета духовных ценностей над материальными.
61-66 87
Аннотация
В современных условиях нестабильности социального бытия, трансформации общественных институтов, неопределённости социальных регулятивов наиболее перспективной методологией исследования образовательного пространства российского общества, с учётом его сложности, духовной амбивалентности, политической и экономической ангажированности и стремления частью социальных субъектов наделить его релятивными нравственными характеристиками, является аксиологический подход. Он учитывает ценностную специфику изучаемого объекта, его социальных связей и отношений. В данной статье предпринята попытка посредством аксиологического анализа дать сущностную интерпретацию образовательному пространству России в современных условиях.
67-73 76
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимосвязи экономических и социокультурных аспектов развития современного общества, вопрос о решении данной проблемы в пространстве современной социогуманитарной мысли. Анализируются механизмы развития отчуждения социокультурных форм и рассматриваются социокультурные риски, которые возникают в условиях отчуждения социокультурных форм от своей аутентичной реальной сущности. Выявляются перспективные линии анализа названной проблемы, а также предлагаются пути выхода из создавшейся ситуации.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

74-81 134
Аннотация
В данной статье анализируется философия творчества великого русского мыслителя и богослова С.Н. Булгакова. Согласно его воззрениям, творчество есть самый сложный путь для человека: он требует мужества жизни в двух мирах - небесном и здешнем, мужества служения Абсолютному с осознанием его недостижимости и несравнимости ни с чем человеческим, мужества знания силы и глубины зла в мире и в самом человеке - и, несмотря ни на что, искания только духовного и вечного. Булгаков понимает творчество ещё и как некую встречу и таинственное взаимопроникновение двух миров -имманентного и трансцендентного, как преображение творения и мира, как религиозное служение и восхождение к Богу.
82-88 85
Аннотация
В статье рассматривается проблема экзистенциальных оснований самоидентификации. Указываются теоретико-методологические «слабости» эссенциалистского и конструктивистского подхода. Устанавливается, что следствием господства конструктивистской методологии является явная или скрытая трактовка любых социокультурных идентификаций в качестве принципиальных случайностей. Разработка экзистенциального подхода связывается с идеей «участного мышления» М.М. Бахтина. Внимание обращается на экзистенциальный опыт смерти и смертности Другого как на скрытый механизм подлинной самоидентификации, которая может проявляться в настроениях боли и тревоги.
89-94 69
Аннотация
В статье рассматривается влияние философии Шотландской школы эпохи Просвещения, ставшей органической частью американской философии и культуры XIX в., на формирование американской моральной философии этого периода. Автор обосновывает воздействие философских идей представителей Шотландской школы XVIII в. на развитие этической, политико-правовой, образовательной мысли Америки в XIX в., которое проявилось в том, что она была особенно близка, прежде всего, американскому мышлению. В вопросе о правах американцы опирались на здравый смысл и самоочевидные истины.
95-101 74
Аннотация
В статье раскрывается часть философско-идеологической доктрины современного левого евразийства, посвящённая национальному вопросу. Исследование включает как анализ соответствующих левоевразийских идей, так и их сопоставление с другими взглядами. Работа состоит из двух разделов: первый касается национального вопроса непосредственно в современной России, а второй - перспектив создания надгосударственного объединения на базе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Евразийского союза. Проведённый анализ этих идей позволил автору сделать вывод о том, что левое евразийство способно урегулировать национальный вопрос достаточно позитивно
102-109 91
Аннотация
В статье анализируются черты онтологического аспекта смиренномудрия. Обращение к идеальному благу христианских ценностей становится продолжением духовных и философских исканий России. Гуманистический характер христианской морали проявляется в признании смиренномудрия, стоящего выше эгоистических интересов индивида и группы. Статья содержит описание природы смиренномудрия. В ней рассматривается идеологическое противостояние душевного и духовного человека, духа разума и духа смирения - как основы русской религиозной философии. Подчёркивается необходимость переосмысления ценностных установок российского человека и России
110-115 75
Аннотация
Целью настоящей работы является анализ онтологии времени в экзистенциальной философии Карла Ясперса. Показаны основные положения философской концепции времени К. Ясперса. Анализируется установление связи бытия и сознания через время. Показано, что именно время позволяет свершаться человеческому бытию, дополняя временное человеческое существование вечностью. В работе указывается, что именно время обеспечивает возможность коммуникации, а значит, и принципиальную открытость, и разомкнутость человеческого бытия. Как результат, концепция времени К. Ясперса представляет сложную систему, а время выступает в единстве психического и трансцендентного, личного и исторического, мгновенного и вечного, единичного и всеобщего.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

116-121 80
Аннотация
В статье с философских позиций осмысливается новое понимание технического, которое претерпевает изменения под влиянием достижений современной регенеративной медицины. В работе обосновывается идея, что граница между естественным и техническим всё более размывается при применении методов и технологий регенеративной медицины, в результате чего возникает перспектива полной трансформации природного человеческого тела в его биотехнический аналог. В статье отмечается, что такие изменения неизбежно несут в себе угрозы, что требует создания этики техногенного мира, которая в большей степени соответствовала бы человеку нового типа.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)