№ 4 (2021)
Скачать выпуск
PDF
ТЕМА НОМЕРА: К 150-ЛЕТИЮ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА
ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
23-35 141
Аннотация
Цель. Проанализировать философскую проблему соотношения чувственного опыта и сознательного отражения действительности в глобализирующемся мире. Процедура и методы. Проведён философский анализ теоретического материала по проблеме соотношения чувственного опыта и сознательного отражения объективной реальности материального мира. В процессе исследования использовались теоретический метод научного познания, общефилософский диалектический метод, а также абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, мысленное моделирование образов сознания. Результаты. Показано, что в современных условиях глобализации общества меняются объективная реальность и сам человек как субъект материального мира. В результате этого происходит возрастание роли чувственного опыта и разума в познании окружающей действительности. В связи с этим в работе ставится закономерный вопрос: «Можно ли признать чувственный опыт элементом сознательного отражения действительности?» В исследовании высказывается такая мысль, что чувственное восприятие действительности и построение современной глобальной модели мира не могут основываться только на чувственном опыте, поскольку сознание на основе чувственного опыта формирует ещё и сознательный элемент отражения действительности. Этот закономерный процесс реализуется на бессознательном, подсознательном, сознательном и сверхсознательном уровнях и объединяется в систему отражения объективной реальности. Но, как показано в работе, чувственное и сознательное отражения действительности могут легко изменяться под влиянием негативных факторов внешней среды и приводить к дезадаптогенезу. Теоретическая и/или практическая значимость. Автор приводит оригинальную схему структуры сознания в системе чувственного восприятия и отражения материального мира. С учётом этого автором сделан вывод, что в отражении действительности участвуют не только чувственный опыт, но и сознательный элемент отражения действительности. И как таковое сознание всегда связано с активной деятельностью мозга, что определяет наше мышление и разум.
36-44 120
Аннотация
Цель. Определить способы видения Универсума человеком, которые возникают на основе его психики и сознания и выражаются в виде обыденного и художественного описания окружающей среды, а также в виде культуры, мифологии, магии, науки и в первую очередь философии, которые дают возможность создать общую картину мира. Процедура и методы. Использовались методы философского дискурсивного анализа и метод синтеза, которые дали возможность оценить роль психики и её части сознания в восприятии Универсума, а также обосновать роль философии в познании мира человеком. Результаты. В процессе анализа принципов познания мира человеком было обосновано, что философия играет главную роль в создании общей картины Универсума. В этом процессе она обосновала такую способность человека, как его самосознание, а также такие общие понятия, как вероятность, случайность и свобода. Категория самосознание в работе определена как восприятие человеком своего отличия от других объектов мира. Предельно общие понятия вероятность и случайность появляются вследствие неполного понимания не воспринимаемого и не познаваемого до конца Универсума. Категория свобода появляется в результате отражения возможности различных действий людей в мире. В процессе исследования было показано, что, чтобы описать наличие или отсутствие проявлений Универсума у человека философией, были введены предельно общие понятия Бытие и Небытие. Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснование роли философии в познании Универсума позволяет отойти от субъективных и практических знаний гуманитарных наук в описании окружающей среды. Это даёт возможность создать принципы новых знаний, которые дадут возможность преодолеть кризис гуманитарных наук в познании мира.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
45-52 91
Аннотация
Цель. Проанализировать и обосновать необходимость разработки позитивного толкования концепта незнание как предмета социально-философских исследований рукотворного незнания и его функций. Процедура и методы. Исследование проводилось с применением метода сравнительного анализа. Изучались корпуса философских работ, посвящённых социальным функциям незнания. Результаты. Проведённый анализ показал, что незнание может по-разному проявляться в общественной жизни и быть активной конструкцией социальных процессов. Именно поэтому руко-творное незнание должно быть названо «позитивным»: его концепция включает не просто отсутствие знания, но и его осознанную защиту, скрытие от общественности. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты работы представляются необходимыми для выработки теории социального конструирования незнания, что в дальнейшем может стать новым инструментом для анализа проблем, возникающих в процессе установления и развития общества знания.
53-59 77
Аннотация
Цель. Обосновать проблему человеческого конституирования в ковидной реальности, приводя философскую концептуализацию судьбы и тайны и идентификацию мойра-смысловых установок (термин введён авторами) как варианта антропологического самоопределения. Процедуры и методы. Основное содержание исследования составляет анализ феноменов судьбы, тайны, мойра-смысловых установок. С применением феноменологического и герменевтического подходов рассматривается проблема человеческого конституирования в ковидной реальности, описанию которой уделено особое внимание. Результаты. С помощью философской концептуализации феноменов судьбы и тайны актуализирована значимость проблемы человеческого конституирования в ковидной реальности и показана значимость мойра-смысловых установок как варианта антропологического самоопределения. Теоретическая и/или практическая значимость. В работе даётся описание ковидной реальности. Доказывается, что коронавирусная пандемия подталкивает человека к осмыслению своей судьбы, себя как тайны, и как проблемы человеческого конституирования. Посылом мойра-смысловых установок оказываются энтелехия, ценности жизни.
60-70 145
Аннотация
Цель. Выявить основные формы и тенденции дегуманизации в цифровом обществе и критику способов концептуализации новейших, связанных с цифровизацией, форм гуманизма. Процедура и методы. С использованием методов социально-философского анализа, аналитических возможностей теории отчуждения К. Маркса и Э. Фромма, теории формальной рационализации М. Вебера показаны новейшие проявления дегуманизации как отчуждения, опредмечивания, овеществления и противостояния человеку его собственных коммуникаций, интеллекта, социальных действий. Результаты. Выявлены тренды дегуманизации в областях коммуникаций и интеллектуальной деятельности, управления, бизнеса, этики, творчества в цифровом обществе. Обосновано, что идейные и общественные движения трансгуманизма и постгуманизма по своей сути представляют собой разные формы структурной дегуманизации, основанной на замене антропоцентризма техно- или космоцентризмом, сопряжённой с отказом в значимости социальным, культурным, духовным, экзистенциальным факторам становления человека как родового существа. Теоретическая и/или практическая значимость. Раскрыты механизмы дегуманизации как противопоставления человеку его собственных социальных и коммуникативных способностей в критике с этих позиций парадигм трансгуманизма и постгуманизма, в обосновании необходимости гуманистического поворота в социальных науках, сопряжённого с актуализацией на новом уровне развития общества его культурных и духовных измерений.
71-78 116
Аннотация
Цель. Выявить особенности влияния цифровых технологий на образование. Процедура и методы. Проанализировано современное образование в условиях применения цифровых инструментов. Методологией исследования выступают социально-философский анализ проблемы влияния цифровых технологий на систему образования, а также общенаучные методы теоретического познания, методы системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме изучения трансформации образования в ситуации цифровой трансформации. В качестве методологических оснований исследования используются основные подходы к осмыслению распределения обучения по разным локациям - из класса в виртуальное образовательное пространство. Результаты. Определены основные изменения в современной образовательной практике, фундаментальными элементами которых являются: потеря образованием ключевого стержня доступа к знаниям и их распространению; создание виртуальных образовательных платформ и схем эмоционального выражения, массовых открытых онлайн-курсов и образовательных ресурсов, обучающих игр; продвижение виртуальных платформ, - что позволяет расширить взаимодействие и сотрудничество между педагогами и учащимися и меняет качество оценки знаний, которая включает не только осведомлённость в определённой области, но и способность обучающих и обучаемых использовать соответствующие технологии. Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён материал по исследуемой теме. Результаты исследования вносят вклад в методологическую базу социальной философии. Их актуальность обусловлена внедрением цифровых инструментов, трансформирующих ценностное основание личности и усиливающих рыночную конкуренцию с новыми поставщиками образовательных услуг, что создаёт необходимость скорейшей адаптации системы образования к новым обстоятельствам, изменения профилей, компетенций, развития цифровых платформ. Авторы работы приходят к выводу, что необходима целенаправленная образовательная политика со стороны государства, предполагающая контроль над виртуально-социальным пространством для предотвращения негативных воздействий гиперреальности на современное общество и способствующая обеспечению равных возможностей получения образования для всех желающих, доступности качественного образовательного контента и поддержке непрерывного обучения без ограничения времени и места.
79-89 68
Аннотация
Цель. Рассмотреть проблему здоровья молодёжи в условиях информатизации пространства и «размывания» системы ценностей, обосновывая представление о духовном здоровье как важном индикаторе качества жизни человека и показывая его взаимосвязь с комплексным представлением о здоровье человека сегодня. Процедуры и методы. Основное содержание исследования составляет осмысление феномена духовного здоровья как важного индикатора качества жизни человека. Подчёркивается, что в условиях всё более активного включения человека в информационный поток усложняются процессы «первичной социализации», когда «сетевое» лицо выходит на первый план, а реальный мир отступает на второй. Особое внимание уделено причинам усложнения процесса формирования национальной идентичности в условиях осознанного размывания ценностных ориентиров. Именно мнимая «свобода» личности в сфере нравственной часто затрудняет для молодого поколения выстраивание собственной аксиологической системы координат. Результаты. Проведённый анализ показал, что актуализация потенциала русской культуры как аксиологической системы координат для молодого поколения поможет обеспечить его духовное здоровье в контексте здоровья личности и преодолеть кризисы любого рода. Теоретическая и/или практическая значимость. Сегодня проблема здоровья рассматривается как особый комплекс составляющих бытия человека. В контексте вызовов информационного общества особую значимость приобретает раскрытие потенциала духовного здоровья как важного индикатора качества жизни. Особую актуальность это приобретает в молодёжной среде, поскольку именно молодое поколение испытывает на себе массированное воздействие информационной среды, где можно наблюдать «размывание» ценностных ориентиров и усложнение процесса национальной идентификации. Показано, что обращение к ценностям русской культуры (в том числе к художественным текстам), основанным на религиозном опыте и определённом культурном коде, может помочь молодому поколению сегодня обрести систему аксиологических координат, осмыслить национальные ценности в историко-культурном контексте. Подчёркивается, что обращение к духовной стороне бытия человека, в том числе через посредство культуры, способно помочь ему преодолеть кризисы любого рода, обеспечить его духовное здоровье в контексте здоровья личности.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
90-96 101
Аннотация
Цель. Прояснить способы употребления понятия пользы в трудах Б. Мандевиля и Ф. Хатчесона. Процедура и методы. Используются методы познания - анализ, синтез, индукция и дедукция; сравнительно-сопоставительный, системный подходы, позволившие проследить различия и сходства в способах определения понятия пользы на работах Б. Мандевиля и Ф. Хатчесона. Результаты. В соответствии с проведённым исследованием сделан вывод, что, несмотря на различие в подходах, понятие пользы для Б. Мандевиля и Ф. Хатчесона раскрывается в качестве рационального способа распределения благ, основанного на способности к формообразованию. Теоретическая и/или практическая значимость. Предпринята попытка разрешения проблемы неопределённости оснований понятия пользы в трудах Б. Мандевиля и Ф. Хатчесона. В связи с этим установлено, что роль сферы морали по отношению к эстетике и праксеологии производна. Исходные основания для действия задаёт субъект, движимый нуждой и стремящийся через способность к формообразованию находить приемлемые формы, ведущие к его благополучию, и претворять их в действительность.
97-106 97
Аннотация
Цель. Показать, что в XIX в. произошло столкновение западного эзотерицизма и русского мистицизма как двух различных менталитетов в отношении Востока и его духовного наследия. Процедура и методы. В основе исследования лежит компаративистский подход. При проведении исследования применены методы наблюдения, обобщения, интерпретации и дискурсивный анализ. Результаты. В ходе работы доказывается, что русские мистики XIX - начала ХХ вв. (Е. П. Блаватская, Г. И. Гурджиев, П. Д. Успенский) и их последователи (русские символисты, космисты, авангардисты), в силу историко-культурных обстоятельств надолго или навсегда уехавшие на Запад, сегодня безоговорочно включаются в западный эзотерицизм, хотя они были и оставались представителями «русского зарубежья», а главное - проводниками новаторских идей духовного синтеза культур. Обладая русским менталитетом, они решали не узко этнические, а общечеловеческие духовные проблемы. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования доказывают, что столкновение русского менталитета выдающихся учителей русского мистицизма с современным им западным менталитетом привело к кардинальной трансформации духовной жизни и на Западе, и в России, и на Востоке, к усилению и обогащению межкультурных взаимодействий, складыванию единых глобальных трендов развития мировой культуры, определяющих современную духовную жизнь.
107-116 141
Аннотация
Цель. Рассмотреть оценку И. А. Ильиным подхода к проблеме взаимосвязи народного духа и устоев государственности, предложенного философией Г. В. Ф. Гегеля. Процедура и методы. Проведён сравнительный анализ текстов И. А. Ильина и Г. В. Ф. Гегеля, релевантных теме исследования. В ходе работы были использованы методология герменевтики и лингво-семиотического подхода, совокупность методов историко-философского исследования, а также корпус общенаучных методов. Результаты. В ходе осуществлённого исследования была выявлена специфика критической оценки И. А. Ильиным гегелевского понимания взаимосвязи народного духа и основ государственности. Рассмотрены особенности видения Ильиным этого тематического поля в российский и эмигрантский периоды деятельности. В российский период творчества И. А. Ильин пришёл к убеждению о несовпадении гегелевского истолкования народного духа с реальностью «конкретной нравственности» и о неправомерности утверждения о необходимой обусловленности им оснований государственности. В этом его ещё более убедило разложение народной нравственности под влиянием большевизма. Находясь в эмиграции, И. А. Ильин выявляет новые ракурсы полемики с гегелевским взглядом на этот сюжет при рассмотрении взаимосвязи Абсолюта и человеческого творчества, возможности насильственного подавления политического зла, трагедии постренессансной гуманистической культуры, явленной в рождении «человека массы», в кризисе парламентской демократии и в феномене тоталитаризма. Этот спор с Г. В. Ф. Гегелем продолжился, как показано в работе, и при обосновании Ильиным проекта новой солидаристско-корпоративной постбольшевистской государственности в России, осуществление которой он связывал с диктатурой «аристократии духа», которая призвана возродить в народных массах угасшее религиозное начало, приверженность ценностям национальной культуры и патриотизм. Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы исследования найдут своё применение в преподавании истории русской философии, политологии, культурологии и других университетских курсов.
117-124 91
Аннотация
Цель. Выявить позицию русских религиозных философов в отношении сложной диалектики веры и разума в познавательном процессе. Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов русских философов XIX - первой половины XX вв. Исследование проводилось с использованием методов историко-философской реконструкции и сравнительного анализа. Результаты. Проведённый анализ показал, что задача русской философии - оптимальное соотношение веры и разума в познавательном процессе - решалась, как правило, двумя способами: либо через их отождествление, либо через их неприемлемое отдаление друг от друга. Эта методологическая задача предполагала не рационализацию христианства, а христианизацию мышления, трансформацию логики, рационализированной философии в созерцание, совмещение разума с апофатической сферой. Пути решения этих задач предполагали дальнейшие способы решения вопросов о возможности мистического опыта, о реальности сознательного общения с Богом, о конечном призвании человека и человечества. Теоретическая и/или практическая значимость. На основе святоотеческого антиномизма обозначены пути взаимной интеграции веры и разума, представляющих собой разные пути и способы обретения истинного знания.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
125-133 94
Аннотация
Воздействия на пользователей, экономических и правовых факторов, включая предпринимаемые в этом отношении новейшие законодательные инициативы. Процедура и методы исследования. В исследовании рассматривается киберпреступность как феномен социально-правового порядка, демонстрирующий прогрессирующую динамику распространения по всему современному миру. В исследовании используются диалектический, сравнительный и прогностический методы, а также методы типологии, анализа и синтеза. В исследовании приводятся актуальные статистические данные в затрагиваемой проблемной области. Особое внимание уделяется специфике правового регулирования киберпреступности в зарубежных странах, а также опыту противодействия киберпреступлениям в современной России. Результаты. В исследовании показано, что в современных условиях актуальная правовая база и применяемая в её рамках практика регулирования интернет-среды пока остаются слаборазвитыми. Эволюция компьютерных технологий значительно опережает сформированную в этой области систему правоотношений. Это затрудняет оперативную разработку законов, регулирующих отношения и деятельность в киберпространстве, увеличивает шансы киберпреступников на безнаказанность. Именно поэтому киберпреступность считается сегодня одной из наиболее существенных угроз для государственных систем национальной безопасности и глобальной модели устойчивого развития. В исследовании показано, что современные меры противодействия киберпреступности основаны по большей части на правовом опыте западных стран, и этого явно недостаточно для эффективного противостояния данной угрозе. Теоретическая и/или практическая значимость. С помощью результатов сравнения различных нормативных документов, приведённых в работе, можно установить, какие дополнительные инструменты правового регулирования требуется ввести в законодательную сферу, затрагивающую систему взаимоотношений в интернет-среде.
ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)
ISSN 2949-5148 (Online)