Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

МОРАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРСКИХ ТРАДИЦИЙ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И РОССИИ

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2022-1-6-15

Аннотация

Цель. Провести комплексный анализ перспектив формирования имперской традиции россиян как системы политической морали полиэтнического общества. Византия и балканские страны оказались предшественниками в указанном опыте формирования традиций. В российской спе-цифике она проявилась на основе её практической реализации в толерантном отношении человека к другим людям. Процедура и методы. В работе рассматриваются идеи взаимосвязи российской имперской традиции и духовного наследия Балкан. Утвердившись с принятием христианства, имперская традиция проявилась в нравственных поучениях мыслителей Средневековой Руси, в светских направлениях общественной мысли XVIII - первой половины XIX вв., в христианских, метафизических и идеалистических учениях о нравственности второй половины XIX - начала XX вв., в неортодоксальной советской этической мысли, в этике русского зарубежья и в современном светском контексте социального бытия. В российской этической мысли традиционно преимущественное внимание уделялось практическому аспекту идеи гуманизма, путям претворения её в жизнь. В ходе исследования применялись цивилизационный и формационный подходы, системно-структурный, сравнительно-исторический, диалектический и компаративный методы. Результаты. Определены ключевые компоненты социально-политической концепции отечественных истоков имперской традиции. В указанном плане отмечено, что произведения мыслителей Средневековой Руси выражали призыв к активной заботе о благе другого человека, деятельному человеколюбию, рассматривавшемуся как основа благочестия. Освещены вопросы сущности человеческой ценности, величия разума, совершенствования духа. Сделан вывод о том, что балканско-византийская традиция для россиян оказалась истоковой в формировании теоретических и практических концепций религиозной идентичности и моральной базы бытия культур. Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет получить представление о моральных и политических основах имперских традиций Балканского полуострова и России. Значительным вкладом российской этической мысли в теоретическую разработку проблемы духовного единства российского общества явился глубокий анализ путей практического воплощения идеи человека как высшей ценности в отношении к другим людям.

Об авторах

Михаил Александрович Елдин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Россия


Сергей Иванович Малоземов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Россия


Список литературы

1. Беляев Д. А., Скрипкин И. Н. Византизм К. Н. Леонтьева как концепция русской культурно-цивилизационной идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). Ч. 1. С. 28-31.

2. Буровский А. М. Крах империи: Курс неизвестной истории. М.: АСТ, 2004. 462 с.

3. Варфоломей. Приобщение к Таинству: православие в современном мире / пер. Н. Л. Холмогоровой. М.: Эксмо, 2008. 366 с.

4. Волокитина Т. В. «Московский Ватикан»: замысел создания и попытки его реализации. 1943-1948 гг. // Славяне и Россия: славяне в Москве: к 870-летию со дня основания г. Москвы / отв. ред. С. И. Данченко. М.: Институт славяноведения РАН, 2018. С. 339-360.

5. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи: в 7 т. Т. 1 / пер. В. С. Неведомского. СПб.: Наука, 1997. 427 с.

6. Гонсалес Х. Л. История христианства: в 2 т. Т. 2: От эпохи Реформации до нашего времени / пер. Б. А. Скороходова. СПб.: Библия для всех, 2002. 377 с.

7. Городецкая Н. Б. «Сербы» или «югославы»: к вопросу о национальном самоопределении в социалистической Югославии // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017. № 2 (22). С. 63-76.

8. Елдин М. А., Малоземов С. И. Аграрная политика Никейской империи и духовно-нравственный фактор в истории восстановления византийской державы // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2021. Т. 12. № 1. С. 119-132.

9. Жаворонков П. И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи // Византийский временник. 1996. Т. 56 (81). С. 134-143.

10. Ильин В. В. Россия в сообществе мировых цивилизации. М.: КДУ, 2009. 198 с.

11. Пономарева Е. Г. Новые государства на Балканах. М.: МГИМО-Университет, 2010. 252 с.

12. Хохлов В. А. Византийская культура и философско-теологическая мысль России XIX в. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. Вып. 2. С. 229-233.

13. Шувалов В. И. Э. Гиббон и проблема христианства как социально-психологического феномена // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2019. № 1 (49). С. 79-89.

14. Эйзенштадт Ш. Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с.

15. Ahrweiler H. L’expérience nicеenne: L’an prochain а Constantinople // Dumbarton Oaks Papers. 1975. Vol. 29. - P. 21-40.

16. Angold M. A Byzantine Government in Exile: Government and Society under the Laskarids of Nicaea (1204-1261). Oxford: University Press, 1975. 332 p.

17. Dragović-Soso J. Spasioci nacije: intelectualna opozicija Srbije i oživljavanje nacionalizma. Beograd: Fabrika knjiga, 2004. 411 s.

18. Lecky W. E. H. A History of European Morals from Augustus to Charlemagne. Vol. 2. New York, Appleton and Company, 1869. 423 р.

19. Pappadopoulos J. B. Theodore II Lascaris, Empereur de Nicee. Paris: Librairie Alphonse Picard et fils, 1908. 214 р.

20. The Oxford Handbook of Byzantine studies / ed. by E. Jeffreys, J. Haldon, R. Cormack. New York: Oxford University Press, 2008. 1021 р.


Рецензия

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)