Идентичность субъекта в социокультурной реальности цифрового общества
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-3-131-137
Аннотация
Цель. Выявить специфику идентичности субъекта в социальной реальности современного общества, подверженного цифровизации, которая продуцирует новые формы взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов.
Процедура и методы. Рассмотрены сложность, динамика, эмерджентные свойства идентичности субъекта с учётом преобразований, возникших на фоне цифровой эпохи. В исследовании применён метод социально-философского анализа преобразований социальной реальности, источником которых оказываются информационные технологии, порождающие вариативность идентичности, радикально меняющие ценностные ориентации субъекта и общества в целом. Кроме того, использовался метод интерпретации, позволивший обобщить диалектику устойчивости и изменчивости идентичности субъекта в современном обществе.
Результаты. Выявлено, что социальная реальность расширила пространство субъектных взаимодействий, радикально повлияв на выбор ориентиров индивидуальной идентичности. Установлена подверженность атомизации и текучести идентичности коллективного субъекта, что указывает на глубинные, сущностные разрывы с традиционными социокультурными архетипами. Сделаны выводы о надвигающейся бифуркации в масштабе общества, где малейшие флуктуации могут стать причиной радикальных перемен в обществе. Специфика цифровизации вынуждает меняться экспоненциально, неизбежно оказывая воздействие на идентификацию субъекта.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в попытке переосмыслить взгляд на сущность идентичности, подчеркнуть остроту проблемы сохранения и воспроизводства культурных ценностей, обозначить ответственность социальных институтов за новое качество смысловой картины мира на личностном уровне.
Об авторе
М. Э. РябоваРоссия
Рябова Марина Эдуардовна - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры германистики и лингводидактики,
129226, г. Москва, пр-т 2-й Сельскохозяйственный, 4.
Список литературы
1. Ахиезер А. С. Труды. М.: Новый хронограф, 2006. 480 с.
2. Гурьянова А. В., Тимофеев А. В. Технообразы человека. Часть I: Homo Computeris, Homo Informaticus, Homo Network // Современные философские исследования. 2024. № 1. С. 120–128. DOI: 10.18384/2949-5148-2024-1-120-128
3. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура / пер., науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: Высшая школа экономики, 2000. 608 с.
4. Кутырев В. А. Бытие или ничто. СПб.: Алетейя, 2010. 496 с.
5. Рябова М. Э. Мем-культура и её воздействие на развитие современного общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2023. № 1. С. 123–132. DOI: 10.18384/2310-7227-2023-1-123-132
6. Тульчинский Г. Л. Смыслообразование и власть, или Политическая прагсемантика // Политическая наука. 2023. № 3. С. 151–169.
7. Чеклецов В. В. Динамические эмерджентные интерфейсы сложных социотехнических систем // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2015. № 1 (9). С. 70–84.
8. Antweiler Ch. Kollektive Identitаt / L. Kuhnhardt, T. Mayer (eds.). Bonner Enzyklopаdie der Globalitаt. Wiesbaden: Springer VS, 2017. P. 443–453.
9. Blackburn M. The Persistence of the Civic Ethnic Binary: Competing Visions of the Nation and Civilization in Western, Central and Eastern Europe // National Identities. 2022. Vol. 24. No. 5. P. 461–480.
10. Norris P. Cancel Culture: Myth or Reality? // Political Studies. 2021. Vol. 71. No. 1. P. 145–174.