Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

ИСТИННОСТЬ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В НАУКЕ

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2020-3-98-103

Аннотация

Цель. Проанализировать проблему критериев истинности метатеоретического уровня научного знания. Процедура и методы. С помощью метода реконструкции выделены и кратко описаны основные структурные единицы метатеоретического знания в науке: парадигмальные теории, научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки. Проанализирована специфика содержания и функций каждой из этих единиц. Одним из важных следствий этой специфики является отсутствие единообразного критерия истинности для разных единиц метатеоретического знания в науке. Результаты. Показана многокомпонентная структура критериев истинности различных элементов метатеоретического знания. Общей составляющей этих критериев является наличие консенсуса дисциплинарного сообщества соответствующей области науки. Теоретическая и / или практическая значимость состоит в разработке более конкретной, чем имеется в современной методологии науки, теории истинности метатеоретического уровня знания в науке.

Об авторе

С. А. Лебедев
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Вейнгартнер П. Фундаментальные проблемы научной истины. М.: РОССПЭН, 2005. 346 с.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 699 с.

3. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2009. 310 с.

4. Лебедев С. А. Методы метатеоретического уровня научного познания // Известия Российской академии образования. 2018. № 3 (47). С. 5-32.

5. Лебедев С. А. Научный метод: история и теория. М.: Проспект. 2018. 448 с.

6. Лебедев С. А. Роль индукции в процессе функционирования современного научного знания // Вопросы философии. 1980. № 6. С. 87-95.

7. Лебедев С. А.Единство естественнонаучного и социально-гуманитарного знания // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 2 (18). С. 5-10.

8. Лебедев С. А. Консенсуальная природа научных истин // Известия Российской академии образования. 2018. № 2 (46). С. 5-12.


Рецензия

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)