Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск
№ 3 (2009)
Скачать выпуск PDF
11-15 163
Аннотация
Проблема воли часто отож-
дествляется с проблемой свободы воли, поэтому
является постоянным предметом спора между
различными направлениями философской мысли:
материалистами и идеалистами; детерминистами
и индетерминистами; фаталистами и волюнтарис-
тами. В связи с этим особый интерес представляет
междисциплинарный характер контекстуализа-
ции проблемы свободы воли в западно - европей-
ской философии и христианской Западной тради-
ции, что позволяет проанализировать проблему в
онтологической и гносеологической парадигме.
16-21 72
Аннотация
Статья содержит анализ
особенностей репрезентации виртуальной
реальности в ее единстве с реальностью
действительной. Рассмотрены различные
подходы к анализу виртуальности и
виртуальной реальности, в том числе в условиях
парадигмального сдвига от постмодернизма
к постпостмодернизму. Выявлены основные
причины и направление такого парадигмального
сдвига. Рассмотрена роль цифровых технологий
в формировании виртуальной реальности и
становлении виртуальной культуры и искусства.
22-27 58
Аннотация
В статье дается анализ процес-
са становления базовых гносеологических при-
нципов христианского мировоззрения, ставших
впоследствии методологическими основаниями
русской религиозной философии. Критикуя евро-
пейский рационализм и эмпиризм, рассекающие
познание на сферы веры и знания, богословия и
философии, откровения и умозрения, русские ре-
лигиозные философы видят в объединении этих
сфер единственно возможный путь к истинному
знанию. Этот путь был обозначен еще в святооте-
ческой восточно-христианской традиции и содер-
жался в понятии гносис (ведение) как единстве
откровения и умозрения в Богопознании. Сущ-
ность гносиса раскрывается в ряде принципов
- апофатизма, символического реализма, любви,
а также соответствующим им методах - апофати-
ческом, умной молитвы, священного безмолвия,
аскетизма. Святоотеческая методология была вос-
принята, концептуально осмыслена и творчески
развита в русской религиозной философии
27-31 78
Аннотация
В данной статье рассматрива-
ется проблема проективности социального бытия.
Проективность рассматривается как сущностная
и экзистенциальная характеристика социальных
систем и как модус социального бытия. Выявля-
ются онтологические основания проективности
социального бытия и их соотношение в культур-
но-историческом пространстве
31-34 62
Аннотация
В статье анализируются отли-
чительные особенности мировоззрения предста-
вителей логического позитивизма, в частности,
членов Венского кружка, рассматривающих тра-
диционные философские проблемы в качестве
псевдопреблем. Сюда входят такие философс-
кие понятия, как бытие, материя, сознание,
дух, свобода и т.д., так как они не поддаются
эмпирической проверке, и, соответственно, не
приводят к приращению научного знания. В ста-
тье последовательно подчеркивается позиция ло-
гических позитивистов в отношении предложений
метафизики, которые относятся, говоря витгенш-
тейновским языком, к сфере невысказываемого.
Следуя положениям Трактата, логические пози-
тивисты все метафизические предложения, отно-
сящиеся к сфере невысказываемого, объявили
псевдопредложениями.
34-39 71
Аннотация
В статье критически анализиру-
ются взгляды одного из крупнейших мыслителей
XX века - К.Поппера в области логики и методоло-
гии научного познания. Важное место в ней зани-
мает характеристика попперовской природы на-
учного знания, направление исследовательского
процесса, которое рассматривается мыслителем
как бесконечный путь приближения к истине
39-42 39
Аннотация
В статье рассматривается про-
блема определения развивающегося предмета
познания, которая заключается в антиномии тож-
дества предмета, фиксированного в определении,
и процесса изменения, связывающего последова-
тельные состояния того же предмета. Основыва-
ясь на рассмотрении теорий эволюции в биоло-
гии, предлагается возможный выход из данного
противоречия, заключающийся в объединении
субъективных и объективных аспектов в форми-
ровании предмета.
43-47 151
Аннотация
В данной статье автор анализи-
рует ситуацию разрушения образа классической
метафизики, сложившуюся в интуициях постмо-
дернизма и неопрагматизма. Особое внимание
обращается на возможность нового обоснования
метафизики - как метафизики процесса, востре-
бованной в контексте современной философии
коммуникации. Потенция данного варианта мета-
физической конструкции может быть обнаружена
в рамках русской религиозно-философской ант-
ропологии.
48-54 60
Аннотация
В статье обосновывается необ-
ходимость выделения экономической сферы как
особой подсистемы общества, рассматриваются
тенденции развития ее элементов и особенности
их неоднозначного влияния на другие подсисте-
мы социума
54-61 57
Аннотация
В современных условиях культура военной безопасности [1] приобретает новый
абрис (контуры). Нетрудно заметить, что глобали-
зация оказывает на неё неоднозначное влияние,
что порождает порой военно-политические про-
цессы с достаточно непредсказуемыми последс-
твиями. Для того, чтобы миссия культуры военной
безопасности стала выполнимой, необходимо
признать - нынешняя действительность есть важ-
ный фактор её развития. В статье обосновывается
данный тезис
62-65 49
Аннотация
В данной статье идет речь о по-
этике видеотворчества. Это относительно новая
разновидность современного экранного искусст-
ва. Впервые с позиции эстетической науки иссле-
дуется специфическое содержание видеопроиз-
ведений, новое качественное состояние субъекта
видеотворчества и особенности его творческого
метода.
66-70 70
Аннотация
В статье предлагается логико-
исторический анализ существующих подходов к
решению проблемы о сущности гуманизма. Пред-
лагается филоменологический подход к осмысле-
нию гуманизма, рассматривающий последний как
форму проявления любви человека к его собс-
твенной жизни.
70-76 128
Аннотация
Статья посвящена вебизму
- одному из направлений цифрового изобрази-
тельного искусства (ЦИЗО), в отечественной лите-
ратуре часто обозначаемому термином сетевое
искусство. Рассматривается процесс формиро-
вания направления в мировом и отечественном
изобразительном искусстве, а также место вебиз-
ма среди других направлений цифрового изобра-
зительного искусства.
76-84 80
Аннотация
В статье рассматриваются осо-
бенности использования различных средств ху-
дожественной выразительности, а также художес-
твенных приемов в цифровом изобразительном
искусстве (ЦИЗО). Делается вывод о том, что ЦИЗО
лежит в общем русле развития ИЗО в рамках рас-
пространения постмодернизма и пост-постмо-
дернизма, а цифровые художники имеют возмож-
ность использования практически всех средств
художественной выразительности и художествен-
ных приемов традиционного (нецифрового) изоб-
разительного искусства.
84-87 67
Аннотация
В трактовке природы государс-
тва автор исходит из соблюдения триединства
народа, власти, территории. Лишь их имманент-
ное единство способно конституировать необхо-
димую атрибутику государства
88-93 67
Аннотация
В статье Концепция свобо-
ды и несвободы бытия: её значение для анализа
проблем политики рассматривается методоло-
гическая роль концепции свободы и несвободы в
осмыслении политического аспекта социального
бытия. Анализируется существование субъекта
политики, отдельные направления его деятель-
ности, рассматривается перспективность приме-
нения концепции в анализе проблем человечес-
кого бытия
93-99 55
Аннотация
Тенденции объективного про-
цесса глобализации и субъективной политики
глобализма могут получить качественно иное
воплощение под воздействием гуманистического
содержания православного мировоззрения
The tendencies in objective process
of globalization and globalism subjective policy can
reach the embodiment of another quality under the
infl uence of humanistic orthodoxy world outlook on
conditions of Russia political and economic increasing
power.
99-104 41
Аннотация
Практика взаимовлияния свет-
ского и религиозного, религиозного и нравствен-
ного в культуре является отражением реального
состояния сил, способных формировать содер-
жание общественного сознания. Качественные
характеристики современной российской интел-
лигенции определяют её способность влиять на
состояние общественной нравственности на со-
держание и формы религиозности
104-110 67
Аннотация
В статье предпринята попытка
переосмысления категории времени в контексте
постнеклассической парадигмы. Рассматривается
образ времени как смысловая целостность куль-
туры самосознания, культуры индивидуальных и
коллективных действий цивилизационного субъ-
екта. Выявлены и рассмотрены современные воз-
зрения на роль времени в самоорганизующихся
системах. Показана синергия образа времени, ха-
рактеризующая современную фазу формирования
информационного общества, и философско-мето-
дологический потенциал этого понятия. Предло-
жено введение понятия темпоральный конструк-
тивизм и нового направления социокультурная
синергетика, а также возможность разработки
новых организационно-управленческих принци-
пов в рамках социокультурных процессов
110-114 57
Аннотация
Рассматриваются перипетии
политического процесса, повлекшие упрочение
гражданского конституционализма в России. Об-
ращается внимание на важность законодательно-
го соблюдения гарантий, обеспечивающих про-
стор социально-политических прав и свобод
114-116 67
Аннотация
В работе анализируется струк-
тура исторического самосознания с позиции при-
нципа целостности. Исследуется социально фило-
софский смысл такого самосознания, связанный
с выявлением исторических судеб философских
учений, с историческим знанием
117-122 49
Аннотация
В публикации рассматривается
эволюция менталитета массового сознания рос-
сиян при непосредственном воздействии право-
славия. Проведен сравнительный анализ влияния
других направлений христианства - католицизма
и протестантизма на процесс исторического раз-
вития народов Европы. Отображена специфика
влияния православной веры на формирование
качеств характера россиян, их образа жизни и
культуры
122-126 47
Аннотация
Философия и философская ант-
ропология, в особенности, занимаясь проблемами
бытия человека в мире, давно вовлечены в про-
цесс обсуждения и исследования человеческого
внутреннего психического пространства эмоций и
переживаний. Однако осмысление женской чувс-
твенной субъективности и особенно глубинной ее
природы и сущности, остается по - прежнему, за
границами сфер научных философских интересов.
Те крупицы знаний и то немногое, что мы имеем
о структуре женского опыта в философии, име-
ет, очевидно, фрагментарный характер. Основа
этих мнений и идей была заложена философией
античности и красной нитью протянулась через
все эпохи до нашего времени. В данной статье
предпринята попытка открытия и создания про-
странства для диалога, которое инициировало бы
дальнейшее философское изучение женских пси-
хических глубин.
126-130 67
Аннотация
Автор статьи раскрывает су-
щественное изменение содержания традицион-
ного провиденциализма в концепциях протес-
тантских мыслителей (К.Барт, Р.Нибур, П.Тиллих),
что рассматривается как выражение принципа
негарантированности истории и коррелирует с
неклассической философской парадигмой
131-135 67
Аннотация
Толкуя глобализацию в тер-
минах цивилизационной унификации мира, автор
солидаризируется с развитой в поисковой лите-
ратуре платформой о наличии неких показателей
оптимального эффективного достижительного
вершения истории.
135-139 58
Аннотация
Автор оценивает социокуль-
турные предпосылки оформления государства в
Древней Руси. К последнему относятся исходная
конфликтность этатогенеза, необходимость жест-
кой редистрибуции скудного прибавочного про-
дукта, получаемого в условиях критического зем-
леделия, централизм, дирижизм.
140-147 57
Аннотация
В статье обобщенно раскрыва-
ются вопросы, касающиеся государственной влас-
ти и обеспечения политической безопасности
современного российского общества. Реализация
регулирующего воздействия власти предпола-
гает разработку политико-правового механизма
государственного регулирования политической
безопасности российского общества, а основопо-
лагающая функция данного механизма - это вы-
явление соответствия фактического события с
запланированным позитивным результатом. Го-
сударственная власть в современном российском
обществе является стержневой составляющей по-
литической безопасности.
148-153 161
Аннотация
В статье рассмотрены осо-
бенности патриотического сознания российских
граждан: любовь к Родине, историческая память,
культурные традиции, готовность к защите свое-
го Отечества; и отношение к ним современной
молодежи. Описана структура патриотического
сознания, условно разделенная на чувственный
и рациональный уровни, которые тесно связаны с
эмоциональной сферой человека, его нравствен-
ными чувствами.
153-157 67
Аннотация
Автор анализирует эвристи-
ческий аппарат разработанный последователями
марксистской макросоциологии исследователь-
ской платформы. С позиций принимаемых рас-
смотрений формационный подход должен быть
скомпенсирован представлением специфической
гуманитарной детерминации исторического про-
цесса.
157-164 102
Аннотация
В статье идентичность исто-
рического субъекта рассматривается в парадиг-
ме социального окна, согласно которой переход
обществом из одного социального континуума
в другой осуществляется посредством осознан-
ного выбора одной из эвентуальных возможнос-
тей, основанных на конструкте ментального про-
странства. При этом особое внимание уделяется
темпоральному аспекту измерения социальных
хронотопов
165-173 39
Аннотация
Работа посвящена историко-фи-
лософскому анализу экзистенциальной традиции
русской философской мысли от эпохи философ-
ского пробуждения (30-40-е годы XIX в.) до Зо-
лотого века (начало ХХ в.) и далее, к философии
русского послеоктябрьского зарубежья. В основе
авторской концепции лежит гипотеза о существо-
вании внутреннего единства русской философии
на основе доминирования в ней ярко выражен-
ной экзистенциальной ориентации, составляю-
щей ту ее существенную оригинальность, кото-
рую В.Ф. Эрн определял как результат встречи и
постоянного взаимодействия новоевропейского
Рацио и античного Логоса. Выделение особой
экзистенциальной ориентации русской филосо-
фии позволяет автору конкретным образом ин-
терпретировать такую ее черту как антрополо-
гизм, которую постоянно подчеркивают, вслед за
В.В. Зеньковским, различные авторы в России и на
Западе.
174-178 63
Аннотация
В статье рассматриваются спо-
собы познавательной деятельности, разработан-
ные в философской системе Спинозы, и их роль
в обретении человеком истинного знания. В час-
тности, анализируется специфика чувственного
познания, рациональной дедукции и рациональ-
ной интуиции. Автор подчёркивает, что весь строй
онтологии Спинозы, нацеленный на решение эти-
ческих проблем свободы и счастья, ориентирует
на то, что главным и самым важным для человека
является интуитивное познание, приводящее к
достоверной и абсолютной истине. При этом пе-
реход от относительной истины (знания модусов)
к истине абсолютной (знанию сущности субстан-
ции) у Спинозы отсутствует
178-182 60
Аннотация
В статье конкретизируются общие принципы понимания предметов Гуссер-
лем, особенно на раннем этапе формирования
феноменологии в качестве философской концеп-
ции, как это отражено в работе Логические ис-
следования. Фундаментализм теории Гуссерля
видится автору прежде всего в установке, в со-
ответствии с которой подлинная онтология мо-
жет быть развита только как онтология сознания,
представляющая собой процесс описания его
предметностей, процесс образования смысловых
связей мира. Подобное постулирование заключа-
ет в себе также смысл учения о трансценденталь-
ной субъективности, включающего в себя новые
черты, оставшиеся неучтенными в классической
трансцендентальной философии.
182-188 134
Аннотация
В данной статье представлен
анализ восприятия женской субъективности че-
рез призму античной философии, являющийся
отправной точкой в представлениях о природе
и сущности женщины, господствовавший впос-
ледствии веками и отголоски которого достаточ-
но отчетливо звучат и в настоящее время. Этот
базис, сформированный на основе негативного
обобщенного философами античности образа
женщины как недочеловека, дефектной, дефици-
тарной, оскверненной, бесспорно, оказал самое
значительное влияние на формирование женской
идентичности и вне всяких сомнений по этой при-
чине должен быть детально и подробно изучен.
Тем более что и сегодняшнее женское отражение
в зеркале души мужчины глубоко спрятано и за-
мутнено
188-197 86
Аннотация
В статье рассматриваются
воззрения представителей русской философии
всеединства на проблему Запад - Восток, их
интерпретации идей старших славянофилов в
философии истории. Автор определяет основные
подходы к пониманию взаимоотношений духов-
ных культур Запада и России в рамках философии
всеединства.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)