ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В статье рассматриваются вопросы возникновения технико-технологической безопасности как необходимого параметра развития современного общества. Автор достаточно обоснованно раскрывает условия и причины возникновения и становление данного феномена в жизни людей, а также в научных исследованиях. Он убедительно показывает, что усложнение техники и технических систем явилось фактором появления угроз жизни и деятельности людей и, соответственно, основанием изучения технико-технологической безопасности.
В предлагаемой статье художественная литература характеризуется как социальное явление, представляющее собой относительно самостоятельный элемент духовной сферы жизни общества. Основой исследования стал разнообразный материал, описывающий художественную литературу с позиций различных отраслей социально-гуманитарного знания. Рассматривая художественную литературу как элемент духовной сферы жизни общества, авторы делают попытку решения проблемы её оценки в названном качестве через систему взаимодействий данного феномена с другими элементами духовной сферы. Представлен опыт проведения такого исследования с применением философской методологии. Это является реализацией на практике идей интеграции социально-гуманитарного знания и расширения рациональности познавательного процесса за счёт использования методологических возможностей взаимодействия его элементов (в данном случае - художественного познания).
Статья посвящена анализу подходов к определению предмета философии права. Автор рассматривает различные подходы к исследуемому предмету, присущие науке XIX-XX вв. Подчёркивается, что в философии права интегрируется комплекс принципов познания. Выделяются две точки зрения в трактовке философского права. Автор приходит к выводу, что философия права, являясь философской наукой, есть часть социальной философии.
Статья посвящена философскому анализу истории как важному методологическому инструменту познания прошлого. Автор указывает на причины обращения к данному вопросу и, опираясь на ряд положений, обосновывает необходимость философского осмысления истории. Вместе с тем в статье обращается внимание и на то, что философия, будучи рефлексивной, сама нуждается в истории. Показаны некоторые пути влияния истории на философию. В заключение анализ взаимного воздействия философии и истории позволил сделать вывод о взаимопроникновении двух феноменов и вытекающей отсюда потребности в их диалектическом соединении с учётом специфики каждого из них.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ ДРУГИХ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье рассматривается проблема энергийного обоснования единства мира в русской религиозной философии первой половины XX в. Выявляются исихастские истоки энергийных представлений о единстве мира — учение Григория Паламы о различении сущности и энергии. Анализируются метафизические концепции П. Флоренского, А. Лосева, Н. Лосского, С. Франка, Л. Карсавина. Выделены основные различия в трактовке единства мира и общая философская позиция — энергийное учение. Влияние учения об энергиях прослеживается в концепциях всеединства, антиномичности мира, онтологической природы любви, символического реализма.
В статье проанализирована и систематизирована философская полемика о происхождении человека и его познавательной способности в творениях мыслителей Каппадокийской школы. Представлен комплексный анализ проблемы познавательной способности человека с учетом её исследования в философских системах античности и раннехристианского наследия. По мнению автора, учение каппадокийцев о человеке является способом согласования вопросов разума и веры, совокупным исследованием мира и человека.
В статье исследуются вопросы, связанные с изучением некоторых проблем теории истины в наследии русского философа и логика М.И. Каринского (1840-1917), который представлял духовно-академическую философию и науку. Каринский занимался преимущественно логикой, которую видел как теорию познания действительности, искал истинные пути вывода для философии, разработал теорию вывода в докторской диссертации «Классификация выводов» (1880), отдавал приоритет индуктивному познанию. Философ также разработал учение о познании «самоочевидных истин», которые у него оказывались доступными интеллектуальному созерцанию, обобщающими действительные сущности опыта. Таким образом, характер учения Каринского расценивается не только как чисто логический, но и со своей компонентой онтологии. Онтологическая логика в трудах философа развивалась в логико-гносеологическое и историко-философское направление.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ТЕХНИКИ
Чингисхан всегда являлся предметом национальной гордости монгольского народа, олицетворяя историческое величие монгольской государственности. В постсоветский период в условиях глобализации его роль как символа этнокультурной идентичности монголов существенно возросла, приобретя культовый характер. Данное явление стало не только предметом обсуждений зарубежных исследователей, но и оказало определённое влияние на социокультурную ситуацию в России и Китае.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования управления молодёжной политикой в России. Автор обосновывает меры, принятие которых обусловит повышение роли молодёжи в жизни общества. Обозначены возможные шаги в деятельности правительства, которые позволят создать эффективно действующий молодёжный парламент, соединить деятельность молодёжных и общественных организаций. Предлагается развивать молодёжную политику вместе с политическими партиями страны.
ISSN 2949-5148 (Online)