№ 2 (2019)
Скачать выпуск
PDF
ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
8-21 732
Аннотация
Цель работы - осуществить рациональную реконструкцию эпистемологических оснований классической, неклассической и постнеклассической науки. Основное содержание исследования составляет анализ процесса глобальной эволюции науки, в рамках которого имела место смена четырёх её культурно-исторических типов: древняя восточная наука, античная наука, средневековая европейская наука, современная наука. Становление последнего культурно-исторического типа произошло в Европе в эпоху Возрождения и Нового времени. Его основу составили экспериментальное исследование познаваемых объектов на эмпирическом уровне и математическое описание их законов на теоретическом уровне. Однако этот культурно-исторический тип науки также прошёл в своем развитии ряд этапов: классическая наука (наука XVII-XIX вв.), неклассическая наука (XX в.), постнеклассическая наука (конец XX в. - настоящее время). В результате исследования, осуществленного на основе системного подхода, установлено, что гносеологическое различие между вышеозначенными этапами можно сформулировать так: индуктивизм (классическая наука), неоиндуктивизм (неклассическая наука) и конструктивизм (постнеклассическая наука), что позволяет сделать вывод о качественном, парадигмальном различии классической, неклассической и постнеклассической эпистемологии. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что автору удалось обновить проблематику, связанную с выявлением качественных отличий этапов становления научного знания, которые обнаруживаются не только в онтологии (преимущественному типе объектов исследования: макрообъекты - классическая наука, микрообъекты - неклассическая наука и природно-социальные системы - постнекласическая наука), но и в гносеологических и методологических основаниях. Статья адресована специалистам в области онтологии и теории познания, преподавателям философских наук, аспирантам всех направлений.
22-28 84
Аннотация
Статья посвящена анализу онтологических оснований духовной традиции на уровнях её актуализации для формулирования механизма её перевода из потенциального состояния в факторное. В данном контексте духовная традиция рассматривается на объективном и субъективном уровнях, т. е. на общегосударственном (общественном) и личностном. В результате исследования, согласно онтологическому и гносеологическому подходам, автор делает вывод, что духовная традиция на объективном уровне формируется через призму форм общественного сознания и повседневной практики, а на субъективном уровне - через внутренние качества личности, через усвоенные им знания, нравственно-эстетические идеалы и духовные качества субъекта. На основе данных исследования станет возможным сформировать механизм актуализации духовной традиции в духовный фактор развития общества. Статья адресована студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных вузов, центров гуманитарной подготовки и курсов повышения квалификации.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
29-36 66
Аннотация
Цель статьи - уточнение и углубление понятия эффективности общественного развития на основе сравнительного анализа критериев результативности социального действия с точек зрения теоретиков различных сфер социогуманитарного знания. В результате проведенного исследования найдены общие и перекрестные связи в понимании эффективности у авторов, изучающих социально-экономическую, властно-правовую и психологическую сферы общественного развития. Сделан вывод, что для понимания социальной эффективности в перспективе междисциплинарного анализа необходимо использовать интегративный подход, ориентированный на диалог наук, на поиск единства информационных, коммуникативных и ценностных критериев общественного развития. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании целесообразности междисциплинарного подхода в изучении современных глобализационных условий развития экономики, политики, права, науки, образования, культуры и разнообразных линий субъект-субъектных коммуникаций. Статья адресована специалистам в области социальной философии, преподавателям философских наук, аспирантам всех направлений.
37-46 165
Аннотация
Целью работы является анализ социальной инноватики как особенности современного этапа научно-технического прогресса, которая стремится адаптировать сферу бизнеса к общечеловеческим ценностям и сократить разрыв между производственной деятельностью человека и социокультурными аспектами его жизни. Основное содержание исследования составляет анализ значимости инновационных внедрений в сферу производства и бизнеса, которые в условиях рыночной экономики затрагивают ценностные основания личности и общества, направляя их в сторону накопления денежных средств и тем самым подавляя развитие духовных ценностей. В этом случае связующим звеном становятся инновационные внедрения, позволяющие совместить производственную сферу с социокультурным развитием личности и общества. На основе анализа были сделаны выводы об особенностях современного этапа научно-технического прогресса, к которым следует относить объединение научных ценностей с гуманистическими принципами, социальный приоритет любой исследовательской деятельности, включение бизнес-сферы в общефилософскую систему знаний, её участие в формировании духовной культуры человека. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в понимании социальных инноваций как необходимого условия любой созидательной человеческой активности. Универсальные принципы духовного совершенствования, построения единой системы знаний на основе взаимодействия информации, всей познавательной активности человека и социума реализуются в ходе производственной деятельности предприятия и профессионального развития личности. Статья адресована специалистам в области социальной философии, философии образования, преподавателям философских наук, аспирантам всех направлений.
47-54 98
Аннотация
Целью статьи является выявление проблематики нарастания угроз духовным первоосновам личности и общества и определение наиболее важных стратегий создания и развития глобальной интеграционной модели общественного бытия. Основное содержание исследования составляет анализ современного российского общества, претерпевающего разного рода потрясения и потому постоянно испытывающего угрозу безопасности сохранения духовного здоровья. Методологией исследования выступают системный и аксиологический подходы к анализу процессов, определяющих духовно-нравственное развитие личности. Введены авторские редакции таких понятий, как «духовное здоровье», «духовная безопасность общества», «духовно-нравственное развитие личности», где связующим звеном в цепи индикаторов духовного здоровья общества выступает духовная безопасность. В заключение сформулированы предложения по сохранению духовного здоровья общества, которое должно содержать в своей структуре аспекты здорового образа жизни, поддержания духовного здоровья и сохранения общей жизнеспособности. Статья адресована специалистам в области социальной философии, преподавателям философских наук, аспирантам всех направлений.
55-66 827
Аннотация
Целью работы является исследование влияния цифровизации, которая сформировала тенденцию к образованию единого мирового виртуального пространства со своей культурой потребления, на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в социальных системах. Методологией исследования выступают системный, информационный, аксиологический подходы и социально-философский анализ актуальных проблем виртуальной реальности. Проведённый анализ показал, что в постнеклассическую эпоху создаётся множество новых цифровых форм бытия. Они в каком-то смысле являются автономными цифровыми мирами, требующими собственных виртуальных пространств, в то же время стремящимися не утрачивать связи с социальными системами. В результате исследования установлено, что интернет и другие средства цифровизации мирового сообщества создают виртуальную реальность и, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, привносят с собой неизвестную, новую систему мнимых ценностей в современное общество, в результате чего меняются мир ценностей человека, его отношение к окружающему миру. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что автору удалось установить, что увеличивающийся поток информации дает эффект усиления её воздействия на социальные системы, который, с одной стороны, может привести к непредсказуемым глобальным проблемам, а с другой стороны, делает возможным переосмысление ценностей личности. В перспективе это может развернуть личность в сторону переоценки мировых ценностей и сформировать новые требования к ценностному основанию социальных систем. Статья адресована специалистам в области социальной философии, преподавателям философских наук, аспирантам всех направлений.
67-75 88
Аннотация
Целью работы является рассмотрение процесса изменения ценностей и установление их влияния на задачи управления сложной социальной организацией с помощью определения аксиологических детерминант её развития. Автором проанализирован значительный объем исследований в области философии, экономики, социального управления по проблеме развития социальной организации и управления ею; дана характеристика методологии и условий усложнения социальной организации. Доказано, что развитие социальной организации определяется аксиологическими детерминантами, которые отражают фазу развития социальной организации и соответствующую стадию развития общества. В зависимости от них процесс развития социальной организации будет нацелен либо на функционирование и сохранение устойчивости существования в среде, либо на инновационное развитие с разной степенью новизны предлагаемых инноваций. Практическая значимость статьи заключается в доказательстве тезиса, что поскольку между ценностями, инновациями и адаптацией существуют взаимозависимости: функциональные, онтологические и деятельностные, -то важнейшая зависимость должна характеризоваться и заключать в себе ресурс преемственности в развитии социальной организации. Статья адресована широкому кругу исследователей социального управления.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
76-92 114
Аннотация
В данной работе представлен анализ антропологической модели православного академического теизма в контексте содержания идеи абсолюта. Показано, что учение о человеке как личностном единстве уникальной духовно-телесной реальности в традиции казанской метафизической психологии имеет своим основанием святоотеческую антропологию. Прослежена преемственность основных положений, изложенных в программных работах основателя казанской философско-антропологической школы профессора В. А. Снегирева и П. И. Линицкого, чья рационалистическая интерпретация идеи абсолютного стала существенным вкладом в теистическое направление Киевской духовной академии. Тем самым раскрыты обусловленность метафизической модели человека представлениями об абсолюте как основная идея религиозной философии, а также внутренний характер тео-антропологических отношений. Целью работы стало обоснование преемственности святоотеческой религиозной антропологии и метафизической психологии, развивавшейся в русле духовно-академического философского знания, согласно опиравшихся на представления о духовной природе и неисчерпаемости личностного бытия в абсолютном и тварном измерениях. В исследовании использованы сравнительно-исторический метод и историко-философской реконструкции, а также метод логического анализа. Автором работы сделано заключение, что в научном исследовании выбор антропологической модели сопряжён с выбором метафизической системы, поскольку образ человека и абсолюта с необходимостью совпадают.
93-100 94
Аннотация
Целью данной работы является анализ процесса формирования концепции интегрального правопонимания русского философа и правоведа Е. Н. Трубецкого. Для этого рассматривается содержание заочной полемики Трубецкого с представителями классических школ теоретико-правовой мысли, на основании чего сформулированы основные положения критики у русского мыслителя в адрес традиционных концепций правопонимания и основные тезисы его собственной оригинальной концепции. Благодаря этому углубляется представление о философии права Е. Н. Трубецкого. Статья адресована интересующимся вопросами истории философии и философии права.
101-109 80
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды русского религиозного философа В. Ф. Эрна. Цель работы - обозначить критерии, по которым происходит радикальное противопоставление Логоса и ratio в решении проблемы целого русским мыслителем. Детально раскрывается понятие Логос как целостный разум вне отвлечения от живой действительности. Делается акцент на то, что в рационалистической философии реальность искусственно дробится на мёртвые части, сводится к схемам и отрывается от полноты жизни. Специфика взглядов В. Ф. Эрна заключается в том, что, по его мнению, Целое становится целым только при допущении, что оно находится за пределами нашего мира, за пределами смерти и является ноуменальным Существом. Используя исторический, аналитический, диалектический и системный методы исследования, автор приходит к выводу, что взаимосвязь идей целостности, Логоса и бессмертия является оригинальной темой именно философии В. Ф. Эрна. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в настоящее время, в эпоху социальных трансформаций и господства постмодернизма, идея целостности в онтологии и гносеологии становится вновь весьма важной, так как без этой идеи невозможно какое-либо историческое проектирование. Статья адресована политтехнологам, занимающимся формированием идеологии в современной России.
110-118 93
Аннотация
Целью статьи является анализ онтологического аспекта свободы в русской религиозной философии первой половины XX в. Исследование проведено с применением методов историко-философского анализа: сравнительного анализа; историко-философской реконструкции; интерпретации; синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве. В результате анализа выявлено, что отечественные религиозные философы первой половины XX в. рассматривали свободу и как абсолютизированное и хаотизирующее онтологическое начало, содержащее зерна зла, и как высший божественный дар. Это понятие неизбежно ассоциировалось с судьбой личности, с её нравственным выбором, с её ценностными ориентирами. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что предпринятый историко-философский анализ взглядов отечественных религиозных мыслителей на происхождение и сущность свободы ставит перед современной наукой задачу дальнейшего осмысления сущности свободы и ее значения в нравственном выборе личности, раскрытия особенностей персонализма с его индивидуализированными усилиями воли в преодолении мирового зла, что выводит рассматриваемую проблему на междисциплинарный уровень. Статья предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих историю русской философии, а также для всех интересующихся проблемой основ отечественной духовной культуры.
119-125 85
Аннотация
В основе данной статьи лежит анализ философского творчества Боэция, а именно проблемы соотношения в его мировоззрении «двойного сплава» христианства и античной мудрости. Эмпирически проведено исследование синтетического характера видения Боэцием сущности человека. Человек - высшее звено в иерархии земного существования. Он соединяет в себе принадлежность к тварному миру и к миру духа. Позиция Боэция заключается в том, что путь к благу для человека - это путь приобщения его к знанию. В работе автором использовались методы синтеза (соединение различных компонентов учения о человеке - философия, антропология, этика - в единое учение о человеке) и философской компаративистики (сравнение феномена человека в античной и христианской культурах). Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в раскрытии антропологического и этического учения Боэция, а также в определении места его этики в современном мире. Статья адресована студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям философии, теологии и религиоведения.
126-133 120
Аннотация
В основе работы лежит исследование процесса институционализации и эволюции философско-научной антропологической парадигмы в отечественной философии XIX - начала XX вв. Основное содержание исследования составляет ана-лиз антропологических процессов, протекавших в этот период под влиянием успехов естествознания: русские мыслители-материалисты впервые обосновали понимание человека как существа естественного - биосоциального. Этот переход стал предпосылкой к началу рассмотрения всего комплекса антропологических вопросов в соответствии с принципами материализма. В результате исследования, осуществлённого с использованием метода реконструкции, выявлены базовые положения данной парадигмы: представление о роли и месте человека в природе и обществе, вопросы антропогенеза, соотношение свободы и необходимости, смысла и назначения жизни, личности и общества. Автору удалось обосновать вывод что сторонники философско-научного подхода, несмотря на ряд недостатков, связанных с некорректной рецепцией классического марксизма, заложили основы для формирования и развития философской антропологии в СССР и России. Статья адресована специалистам в области истории философии, преподавателям философских наук, аспирантам всех направлений.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
134-144 112
Аннотация
Целью исследования является определение онтологического основания научно-технического развития китайской цивилизации. Процедура исследования и общая система действий по организации исследования определяются пониманием и объяснени-ем антропного принципа: основание, критика и ограничение принципа с позиций китайской философии. Автором проведен философско-методологический анализ научно-технического развития китайской цивилизации на основании ключевых компонентов структуры научно-познавательной деятельности. Показано, что онтологическое основание научно-технического развития Китая определяет философско-методологическая доктрина единства культуры и метода, свободы, любви к мудрости (сюэ) и человеколюбия (жэнь). Теоретическая и практическая значимость результатов обусловлена выявленной совокупностью онтологических оснований научно-технического развития китайской цивилизации в контексте антропного принципа.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА СЕРБИИ)
145-153 87
Аннотация
Целью работы выступает выявление сущности лингвистической экологии как современной социолингвистической дисциплины, которая занимается сохранением национального языка со специальным уходом за его этической и эстетической ролью в обществе. Основное содержание исследования составляет анализ глобальной социальной реальности, придавшей общественному дискурсу Сербии форму непрофессионализма и фамильярности. В результате исследования, осуществлённого на основе системного подхода, установлено, что следствием глобализации является утверждение так называемого «небрежного» стиля публичной коммуникации, характеризующегося неуважением к языковой национальной культуре. Такая форма общественного поведения не только разрушает речевую культуру, но и косвенно проникает во все остальные сферы жизнедеятельности общества. Автором сформулирована задача для общественных организаций в отношении граждан - уделять особое внимание предмету лингвистической экологии, иными словами, сохранять основные ценности национального языка. Статья адресована специалистам в области философии науки и техники, преподавателям философским и лингвистики, аспирантам всех направлений
154-163 111
Аннотация
В данной статье рассматриваются социогуманитарные аспекты инфокоммуникационных технологий (ИКТ), связанные с инфо-социальной реальностью 5.0. и постнеклассической наукой. Основное содержание работы составляют обобщение теоретических исследований в информатике, выявивших когнитивные проблемы компьютерного моделирования и проектирования, а также анализ корпуса информационно-технических и философских текстов, составляющих подходы к технике: «пессимистический» и «оптимистический». В результате исследования выявлено, что гуманитаризация естество-знания осуществляется посредством технических наук в силу их контакта с социумом. На основе изучения неолиберально-экономических влияний на техническое творчество установлено, что когнитивные проблемы вызваны как парадигмально-научными, так и социальными причинами. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что на основе междисциплинарного подхода авторы обновили проблематику исследуемой области на стыке информатики и социогуманитарных наук. Предложены перспективы развития ИКТ, связанные с экологическими вызовами постмодерна (инфохимия, нанокомпьютеры). Статья адресована специалистам в области философии науки и техники, преподавателям философских наук, исследователям социогуманитарной проблематики, аспирантам всех направлений.
ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)
ISSN 2949-5148 (Online)