Ментальный абрис философской семантики
https://doi.org/10.18384/2310-7227-2023-2-18-36
Аннотация
Цель. В кругу семантических разысканий возникает концептуальная сверхзадача – освоение самоизбыточных (диффузных, «нечётких») контекстов со специфической реляционной, многоуровневой, многозначной семантикой потенциальных состояний, адаптированной к экспозиции «трансмировых линий» за счёт выхода из реалиса в кондициалис, из фактива в контрфактив, из актуатива в посессив.
Процедура и методы. Процедурным остовом рассмотрения выступил блок общенаучных (индукция, дедукция, традукция, абдукция) и специфических (рефлексия, трансляция и др.) способов освоения реалий.
Результаты. Результат исследования – положительная программа: обосновывается, что в отличие от лингвистической, логической семантик философская семантика оценивает генерируемые образы мира через установление их соответствия предметному строю реальности – с позиции Status Rerum.
Теоретическая и/или практическая значимость. Доктринальное и прагматическое значение материала заключается в демонстрации необходимости перехода от осмысления пропозиций, формул, образов мира, в слове явленных, к стоящим за символами предметам, обстояниям, конституентам реальности.
Об авторе
В. В. ИльинРоссия
Ильин Виктор Васильевич – доктор философских наук, профессор кафедры общественных наук
248000, Калужская обл., г. Калуга, ул. Баженова, д. 2
Список литературы
1. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / сост. А. Л. Субботин. М.: АН СССР, 1978. 593 с.
2. Виноградов В. В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка // Материалы и исследования по истории русского литературного языка: в 4 т. Т. 3. / отв. ред. В. В. Виноградов. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. С. 4–44.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 503 с.
4. Дидро Д. Собрание сочинений. Т. 5 / пер. Р. И. Линцер. М.; Л.: Academia, 1936. 657 с.
5. Дюгем П. Физическая теория. Её цель и строение / пер. Г. А. Котляра. СПб.: Образование, 1910. 326 с.
6. Ильин В. В. О различии тождественных // Российский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 6. С. 381–389.
7. Ильин В. В. Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. М.: Проспект, 2017. 184 с.
8. Ильин В. В. Теория познания. Симвология. Теория символических форм. М.: Московский университет, 2013. 380 с.
9. Ильин В. В. Теория познания. Эвристика. Креатология. М.: Проспект, 2018. 173 с.
10. Ильин В. В. Философская антропология. М.: Книжный дом Университет, 2008. 232 с.
11. Ильин В. В. Философия гуманитарного знания. Studia Humaniora. Гуманитаристика. М.: Проспект, 2019. 256 с.
12. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с.
13. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М.: Либроком, 2012. 352 с.
14. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
15. Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. Т. 3 / ред., сост. Г. Г. Майоров, А. Л. Субботин. М.: Мысль, 1984. 734 с.
16. Марк Аврелий. Наедине с собой // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / сост. В. В. Сапова. М.: Республика, 1995. 463 с.
17. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. 286 с.
18. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / пер. А. Боковникова. М.: Прогресс, 1994. 336 с.
19. Bradley E. H. Appearance and Reality. Oxford: Clarendon Press, 1966. 570 p.
20. Hallig R., Wartburg W. v. Systeme raisonne des concepts pour server de base a la lexicographie. Berlin: Akad-Vlg, 1963. 315 р.
21. Kepler Y. Harmonices mundi. Lincii Austriæ, 1619. 255 p.
22. Lewis C. J. A Survey of Symbolic Logic. Berkeley: University of California Press, 1918. 412 p.
23. Martin R. Intention and Decision. New York, 1964. 188 p.
24. Peirce C. S. The Collected Papers of Charles Sanders Peirce. Vol. 8: Reviews, Correspondence, and Bibliography. Cambridge: Harvard University Press, 1958. 798 p.