Семиотическая универсальность пустоты в искусстве
Аннотация
чающего в модернистском и постмодернистском искусстве для передачи новых
смыслов и новой (иной) метафизики. Проводится эстетический и онтологичес-
кий анализ следующих вариантов: 1) пустота - обозначающее для небытия, нич-
то и пустоты; 2) пустота - обозначающее для феноменов сознания и культуры; 3)
пустота - обозначаемое, обозначающее - полноценная форма знака; 4) пустота
- обозначающее без означаемого; 5) непустотное обозначающее без означаемого
(симулякр). Отмечается симулятивный и пустотный характер языка постмодер-
нистского искусства.
Список литературы
1. См.: Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. - М., Прогресс, 1987. - Т. 4.
2. Мамардашвили M. K., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.
3. См.: Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. № 28 (1997). - C. 244-259.
4. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993.
5. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. - М.: Симпозиум, 1999.
6. Замятин Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. - М.: Знак, 2006.
7. Хёйзинга Й. Человек и культура // Современная западноевропейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е. Г. Яковлева. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - С. 6-16.
8. Манифесты итальянского футуризма. - М.: Типография Русского Товарищества, 1914.
9. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. - М.: Искусство, 1972.
10. См.: Подорога В. А. Выражение и смысл. - М.: Ad Marginem. 1995.
11. Baudrillard J. Die Simulation // Wege aus der Moderne: Schlusseltexte der Postmoderne Diskussion / hrsg.von Wolfqang Welsch. Mit Beitr. von J. Baudrillard.. -2. - Berlin, Akad. Verl., 1994. - S. 153-162.
12. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1.
13. Бодрийар Ж. Трансэстетика // Бодрийар Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2000. - С. 23- 32.
14. Барт Р. Драма, поэма, роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 2000. - C. 312-334.