О соотношении теории научно-исследовательских программ Лакатоса и методологии эпистемологических программ
Аннотация
ятельность стала оформляться в виде программ. Такие программы появлялись в
области познания, однако цель имели практическую. Методология эпистемологи-
ческих программ представляет собой новый способ изучения сущности времени.
В методологическом плане необходимо осуществить его сравнение с другими ме-
тодами изучения науки, в частности, с такими методами исторической школы,
как парадигма и научно-исследовательская программа. Методология эпистемоло-
гических программ классифицирует науку и научную деятельность по иным ос-
нованиям. В результате этого подхода оказывается, что сама историческая школа
изучения науки представляет собой пример не совсем удачной и незаконченной
программы. Неудачность программы исторической школы связана, в первую оче-
редь, с тем, что в ходе ее эволюции наука оказалась такой же формой обществен-
ного сознания, как религия. Следовательно, наука утратила свою специфику, на
основании которой она была выделена, существует и выполняет особые функции
в нашем мире. Что же касается теории научно-исследовательских программ Лака-
тоса, то она оказалась не научной, и не исследовательской. Само понятие програм-
мы шире подхода, предлагаемого и реализованного Лакатосом.
Об авторе
Ольга Владимировна МалюковаРоссия
Список литературы
1. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995. - 304 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 13, с. 8.
3. Анисов А.М. Современная логика. - М., 2002. - 273 с. (с. 59-60).