Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» И «ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ» В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2022-4-52-57

Аннотация

Цель. Провести сравнительный анализ понятий «толерантность» и «политкорректность», по-разному трактуемых в российских научных работах, посвящённых педагогике, и определить причину их разночтений.
Процедура и методы. Путём выборки материалов российского педагогического дискурса провести философский анализ ключевых различий в трактовке понятий «толерантность» и «политкорректность».
Результаты. В ходе философского анализа российского педагогического дискурса были обнаружены разночтения в восприятии и трактовке понятий «толерантность» и «политкорректность». Выяснилось, что российские исследователи, руководствуясь философскими, политическими и социальными установками, проводят чёткую линию между этими феноменами, трактуя их по-разному.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет не только увидеть разницу в содержании двух смежных понятий «толерантности» и «политкорректности», но и обосновать мировозренческие отличия российского педагогического дискурса от западного в рамках концепции терпимости.

Об авторе

Е. В. Зенов
Мурманский арктический государственный университет
Россия

Зенов Егор Всеволодович – аспирант кафедры философии и социальных наук

183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15



Список литературы

1. Балданова Е. А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. № 1 (75). C. 110–116.

2. Голик Н. В. Философия культуры и толерантность: парадоксы истории // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. № 1 (34). С. 121–124.

3. Голик Н. В. Философия образования и императив толерантности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Политология. Международные отношения. 2010. № 1. С. 16–19.

4. Зверева М. И. Табу. Политкорректность. Эвфемизм. Соотношение понятий // Филология: научные исследования. 2020. № 6. С. 52–59.

5. Касьянова Е. И. Новые подходы в исследовании категории «Толерантность» // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2012. № 3. C. 72–80.

6. Кондаков И. В. Духовность по ту сторону науки и религии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2 (88). С. 30–39.

7. Малахова О. В. Философия толерантности // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 3. С. 12–14.

8. Михайлова О. А. Аксиологическая амбивалентность толерантности // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 3 (53). С. 28–36.

9. Мустафаева А. Р. Педагогическое просвещение родителей в области нравственного формирования личности и профилактики экстремизма // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 66–68.

10. Рожков М. И. Экзистенциальный подход к воспитанию толерантности у школьников // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). URL: http://scientific-notes.ru (дата обращения: 01.05.2022).

11. Тимошков И. Н. Проблема формирования межэтнической толерантности у школьников в процессе обучения истории // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6-1. С. 197–200.

12. Шадрин В. Р. Аксиологические основания толерантности // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 6 (36). С. 144–147.

13. Эгамбердиева М. Х. Нравственно-ценностная концепция формирования толерантности современного общества // Вопросы науки и образования. 2017. № 10 (11). С. 135–138.

14. Pop R. On the Post-Truth as a Lie // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. № 1. C. 64–76.


Рецензия

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)