Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

ИДЕЯ ЦЕЛОСТНОСТИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ СЛАВЯНОФИЛОВ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7227-2018-3-118-128

Аннотация

В статье рассматриваются взгляды русских философов-славянофилов. Вводится термин “онтологический холизм” для обозначения их мировоззрения. Делается особый акцент на том, что внутренней отправной точкой для духовных исканий славянофилов стало острое чувство единства мира, а внешней точкой - поиск мировоззрения альтернативной Европы, которое воплощено, по их мнению, наиболее полно в русском самосознании. Именно это самосознание вызвало к жизни русскую культуру, которая является олицетворением разумности и цельности. В статье обосновывается неприятие славянофилами “автономного разума” в западноевропейском понимании. Используя исторический, аналитический, диалектический и системный методы исследования, автор приходит к выводу, что целостное мышление является краеугольным камнем не только мировоззрения славянофилов, но и той мировоззренческой парадигмой, которая определила дальнейший путь развития русской философии.

Об авторе

Александр Александрович Ишутин
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия


Список литературы

1. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). СПб.: Летний сад, 2001. 212 с.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.

3. Ишутин А.А. Идеи холизма в русской философии. М: Триада, 2017. 154 с.

4. Ишутин А.А. Некоторые теоретические аспекты холизма как философской позиции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 4. C. 21-30.

5. Ишутин А.А. Холизм и солидарность в философских взглядах В.Ф. Одоевского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 2. С. 124-133.

6. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея: антология. М.: Республика, 1992. С. 154.

7. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. 384 с.

8. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с.

9. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. М.: Типография Императорского Московского Университета, 1911. 289 с.

10. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Московский рабочий, 1993.

11. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и практические. 3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2004. 416 с.

12. Матюхин А.В. Основные параметры идеологических проектов в России // Обозреватель-Observer. 2008. № 12. С. 36-49.

13. Минченков А.Г. Философия холизма и возможности применения её положений в теории и практике перевода // Вестник СПбГУ. Серия 9. 2014. Вып. 2. C. 121-130.

14. Талбот М. Голографическая вселенная. Новая теория реальности. М.: София, 2016. 384 с.

15. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и писем: в 6 т. Т. 3. М.: Классика, 2003. 526 с.

16. Уилбер К. Теория всего. Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. М.: Постум, 2013. 256 с.

17. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев: Путь к истине, 1991. 599 с.

18. Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Современник, 1988. 461 с.

19. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. Т. 2. М.: Университетская типография, 1900. 482 с.

20. Хомяков А.С. Сочинения: в 2 т. М.: Медиум, 1994.


Рецензия

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)