Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

СОЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ УНИВЕРСУМА (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ)

Аннотация

Цель. Определить способы видения Универсума человеком, которые возникают на основе его психики и сознания и выражаются в виде обыденного и художественного описания окружающей среды, а также в виде культуры, мифологии, магии, науки и в первую очередь философии, которые дают возможность создать общую картину мира. Процедура и методы. Использовались методы философского дискурсивного анализа и метод синтеза, которые дали возможность оценить роль психики и её части сознания в восприятии Универсума, а также обосновать роль философии в познании мира человеком. Результаты. В процессе анализа принципов познания мира человеком было обосновано, что философия играет главную роль в создании общей картины Универсума. В этом процессе она обосновала такую способность человека, как его самосознание, а также такие общие понятия, как вероятность, случайность и свобода. Категория самосознание в работе определена как восприятие человеком своего отличия от других объектов мира. Предельно общие понятия вероятность и случайность появляются вследствие неполного понимания не воспринимаемого и не познаваемого до конца Универсума. Категория свобода появляется в результате отражения возможности различных действий людей в мире. В процессе исследования было показано, что, чтобы описать наличие или отсутствие проявлений Универсума у человека философией, были введены предельно общие понятия Бытие и Небытие. Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснование роли философии в познании Универсума позволяет отойти от субъективных и практических знаний гуманитарных наук в описании окружающей среды. Это даёт возможность создать принципы новых знаний, которые дадут возможность преодолеть кризис гуманитарных наук в познании мира.

Об авторе

А. Л. Сафонов
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. 364 с.

2. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

3. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 1. С. 207-231.

4. Кангилем Ж. Что такое психология? Выступление на конференции 18 декабря 1956 г. в Философском колледже в Париже / пер. Т. Д. Соколовой // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXI. № 1. С. 212-225.

5. Корниенко А. Ф. Проблемы определения понятия «психика» // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 1. С. 9-22.

6. Леонтьев А. Н. Возникновение и эволюция психики // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. С. 142-279.

7. Магомедов К. М. Категория «бытие» в зеркале нелинейного мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (51). Ч. I. C. 112-114.

8. Мазилов В. А. Стены и мосты: методология психологической науки. Ижевск: ERGO, 2015. 196 с.

9. Прыгин Г. С. Субъективная реальность как новая парадигма психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3. С. 217-229.

10. Ревонсуо А. Психология сознания / пер. с англ. З. С. Замчук, А. Стативки. СПб.: Питер, 2013. 336 с.

11. Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? / пер. А. Киселёва // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. № 1. С. 61-86.

12. Чуприкова Н. И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 104-118.


Рецензия

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)