Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

Аксиологические основания подготовки будущих педагогов к воспитанию у подростков культуры семейных отношений

https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-4-108-119

Аннотация

Цель. Раскрыть аксиологические основания проектирования программы подготовки будущих учителей к формированию у подростков сознательного и ответственного отношения к будущей семейной жизни.

Процедура и методы. Методологическую базу исследования составили основные положения аксиологического, системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, сочетание которых создаёт продуктивную основу для разработки программы приобщения подростков к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества. В исследовании использовались методы изучения научной литературы, баз данных, публикаций в средствах массовой информации (контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация); прогностические методы (проектирование и схематизация); эмпирические методы (системный анализ аксиологических характеристик образовательного процесса в вузе, анкетирование, опрос); математическая обработка полученных данных.

Результаты. Анализ современной социокультурной ситуации, психолого-педагогической литературы и воспитательной практики показывает, что будущие учителя и старшеклассники в образовательном процессе должны приобщаться к таким традиционным духовно-нравственным ценностям, как семья, материнство и отцовство, семейные традиции, уважение, доверие, любовь, поддержка, ответственность и честность. Это детерминирует необходимость разработки программы подготовки будущих педагогов к формированию у подростков культуры семейных отношений. Образовательный контент данной программы группируется вокруг следующих аксиологических матриц: семьи и её социальной роли, молодой семьи, родительства, культуры семейных взаимоотношений, семейной и социальной политики государства.

Теоретическая и/или практическая значимость. Определение аксиологических основ подготовки будущих педагогов к формированию у подростков культуры семейных отношений обеспечивает приращение знаний в области социокультурного и организационно-педагогического потенциала вуза в аспекте трансляции семейных ценностей и подготовки молодёжи к семейной жизни. Полученные в исследовании теоретические выводы и обобщения создают основу для дальнейшего изучения способов приобщения студентов и школьников к ценности семьи и культуре семейных взаимоотношений. Практическая значимость исследования заключается в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, а также подготовке студентов и школьников к предстоящей семейной жизни, что важно для успешной социализации подрастающего поколения. Аксиологический подход к разработке программы позволит сформировать у будущих педагогов и подростков устойчивую систему ценностных ориентиров личности, основанную на традиционных представлениях и способствующую социально-культурному развитию общества.  

Об авторах

Н. А. Рачковская
Государственный университет просвещения
Россия

Рачковская Надежда Александровна – доктор педагогических наук, профессор, профессор
кафедры педагогики и современных образовательных технологий

г. Москва



В. П. Сморчкова 
Государственный университет просвещения
Россия

Сморчкова Валентина Петровна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

г. Москва



Н. В. Михалкин
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Михалкин Николай Васильевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

г. Москва



В. П. Беркут
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации
Россия

Беркут Виктор Петрович – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры военно-политической работы 

г. Балашиха



Список литературы

1. Демкович В. И., Рачковская Н. А. Семья как фактор нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования в современных условиях // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 2 (32). С. 15–22.

2. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 795 с.

3. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2003. 476 с.

4. Кон И. С., Борисенков В. П. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика: научно-теоретический журнал. 2005. № 9. С. 3–16.

5. Лыкова И. А., Майер А. А., Войнова А. А. Исследование традиций семейного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2023. № 2. С. 65–84.

6. Взаимосвязь традиций и ценностей семейного воспитания (диагностический комплекс и результаты исследования) / И. А. Лыкова, А. А. Майер, А. А. Воинова, Д. В. Машкова, И. В. Лупина // Высшее образование сегодня. 2023. № 1. С. 80–89.

7. Кондрашова В. С. Воспитание семейных ценностей у студентов цифрового поколения // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 24 февраля 2023 года). Астрахань: Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, 2023. С. 105–108.

8. Джафарова А. Г., Лаптева Е. В. Отношение студентов к институту семьи и семейным ценностям // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки общества и гуманитарные науки. 2021. № 1 (24). С. 67–72. DOI: 10.46573/2409-1391-2021-1-67-72.

9. Цуркан А. А. Формирование семейных ценностей у студентов под влиянием их будущей профессии // Молодёжный инновационный вестник. 2022. Т. 11. № 1. С. 586–589.

10. Бородина Е. Н. Педагогические условия формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11684 (дата обращения: 07.05.2025).

11. Волот Н. В. Опыт формирования семейных ценностей у подростков в современном российском образовании // Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию пионерской организации (г. Кострома,17–18 марта 2022 г.). Кострома: Костромской государственный университет, 2022. С. 118–123.

12. Грошев Н. Б., Филиппов А. Н. Педагогическая поддержка студентов духовных семинарий как условие формирования нравственных ориентиров (на примере ценности семейных отношений) // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 1. С. 81–86.

13. Трунина О. К. Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. 2015. № 2 (37). С. 98–105.

14. Потаповская О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. № 1. С. 110–138.

15. Айгумова З. И. Семейные ценности современной молодёжи (на примере исследования студентов педагогического университета) // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 41–55. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-41-55.

16. Болотова С. Р. Динамика ценности семьи в сознании студенческой молодёжи: на примере вузов г. Хабаровска: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2005. 180 с.

17. Ибрагимова Л. А., Мехдиева И. Д. Семейные ценности в представлении современных студентов // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 120–123. DOI: 10.24412/2071-6427-2023-6-120-133.

18. Глушкова Е. А. Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей: дис. ... канд. социол. наук. Чита, 2011. 149 с.

19. Логинова А. А. Формирование патриотической культуры и патриотических семейных ценностей у студентов высшего учебного заведения // Педагогика и психология семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (Самара, 25 февраля 2022 года). Саратов: Амирит, 2023. С. 139–145.

20. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 9–15.

21. Беляева А. Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11 (67). С. 170–175.

22. Гурджиян М. В. Традиционная семья в современном российском обществе // Общество: философия, история, культура. 2016. № 4. С. 41–43.

23. Свиридова И. Д., Башарина С. М. Практика формирования семейных ценностей у студентов и молодёжи // Российская семья в повседневной жизни: горизонты благополучия: материалы XXI Международного конгресса (Москва, 19 мая 2023 г.). М.: Российский государственный социальный университет, 2023. С. 130–135.


Рецензия

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)