Социально-философский анализ ценностных ориентаций университетов
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-3-114-123
Аннотация
Цель. Провести социально-философский анализ ценностных ориентаций университетов.
Процедура и методы. Методологией исследования выступают комплексный подход к изучению моделей университетских структур, мониторинг корпоративной социальной ответственности, теоретико-философский анализ социально-экономического и научного потенциала.
Результаты. Выявлено, что ценностные ориентации современных университетов варьируются в зависимости от специфики их деятельности и основных направлений: научно-исследовательского, экономического, социального, политического и экологического, взаимосвязь и взаимообусловленность которых предопределяется духовно-нравственными ценностями.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при детальной проработке специфической деятельности университетов, определении критериев оценки, ценностных ориентаций образовательных технологий в сочетании с гибридными формами обучения.
Об авторах
В. П. МайковаРоссия
Майкова Валентина Петровна – доктор философских наук, профессор кафедры философии
г. Москва
Э. М. Молчан
Россия
Молчан Эдуард Михайлович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии
г. Москва
Список литературы
1. Липич Т. И. Социально-демографическая политика как фактор национальной безопасности и роль образовательных ценностей в современном содержании образования // Наука. Техника. Человек: исторические, мировоззренческие и методологические проблемы: сборник научных статей. Вып. 13. Т. 1. М.: Академия Жуковского, 2023. С. 137–142.
2. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в контексте государственной образовательной политики // Источник. 2023. № 1 (117). С. 21–22.
3. Горина Е. Е. Роль образовательных организаций при реализации государственной политики по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей // Социальные отношения. 2022. № 4 (43). С. 28–34.
4. Богуславский М. В. Концептуализация современной образовательной политики на основе гражданско-патриотических ценностей // Образование в современном мире: новое время – но вые решения: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции –XVI Осовских педагогических чтений, Саранск, 17–18 ноября 2022 г. Ч. 1. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. С. 105–109.
5. Соболевская Т. Г. Роль технических университетов в формировании единого научно-технологического и образовательного пространства СНГ // Международное сотрудничество вузов государств – участников Содружества Независимых Государств: сборник научных статей. М.: Ассоциация технических университетов, 2021. С. 99–104.
6. Дианов С. А. Политологическое образование в образовательной среде передового вуза: ценностно-смысловые основания // Конфликтология / Nota Bene. 2023. № 1. С. 73–81. DOI: 10.7256/2454-0617.2023.1.39902
7. Майкова В. П., Молчан Э. М. Этические принципы применения искусственного интеллекта в экологическом образовании // Русский инженер: сборник тезисов II Всероссийского конгресса с международным участием, Москва, 30 октября – 1 ноября 2024 г. М.: Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, 2024. С. 290–291.
8. Мокий В. С. К вопросу об ответственности университетов за достижение результатов развития и постоянного самообновления общества [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование: электронный научный журнал. 2023. № 9 (111). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15903 (дата обращения: 09.01.2025).
9. Актуальные вопросы истории и философии науки: коллективная монография / В. П. Майкова, Э. М. Молчан, Д. А. Ильченко, О. И. Задремайлов, Э. В. Марков. Сергиев Посад: Издатель А. А. Ларкин, 2024. 110 с.





















