The Anthropology of Tragedy: Oedipus the Knower
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-3-102-113
Аннотация
Цель. В статье анализируются понятие тайны как онтологической матрицы человеческой природы и феномен экзистенциального переживания, приводящего к конфликту познающего интеллекта и непостижимого основания личностного бытия. В качестве модели механизма гносеологически-экзистенциального конфликта исследуется мифологическое мироощущение, отражённое в трагедии Софокла «Царь Эдип».
Процедура и методы. Анализ работ современных философов, посвящённых антропологической проблеме мифа об Эдипе, дополнен обращением к классикам русской религиозной философии – А. Ф. Лосеву и П. А. Флоренскому. Доказывается, что формообразующим фактором античной трагедии является конфликт «усийной» и «ипостасной» вины как столкновения рода и индивида. Этим же определена ситуация кризиса самопознания в замкнутых имманентных системах научного антропологизма, альтернативой которым могут стать феноменология религиозной мистики и принцип энигматического антиредукционизма как условия возможности самотождественности субъекта. Авторы исследуют духовные стихи Григория Богослова, посвящённые тайне человеческой природы как объекту экзистенциальной заботы и ответственности.
Результаты. В ходе исследования делается вывод, что даже если полное философское постижение природы человека и возможно, оно требует от постигающего особого духовного состояния, готовности к встрече как с предельным, так и с запредельным во всей онтологической полноте ноуменального.
Практическая и/или теоретическая значимость исследования. Намечается возможность дальнейшего исследования как античной трагедии и мифа (с учётом значимости антропологического наследия Софокла), так и феномена тайны в философско-антропологическом контексте. Гносеологический конфликт в философской антропологии вновь обретает актуальность в современном мире.
Ключевые слова
Об авторах
М. Л. ИвлеваРоссия
Ивлева Марина Левенбертовна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии
г. Москва
Д. Д. Романов
Россия
Романов Дмитрий Дмитриевич – кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии
г. Москва
Н. Л. Баграмянц
Россия
Баграмянц Нонна Левенбертовна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры Л2
г. Москва
Список литературы
1. Радциг С. И. Миф и действительность в греческой трагедии // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 1962. № 2. С. 114–127.
2. Пятигорский А. М. Миф о том, как становятся богами (встреча с Эдипом) // Пятигорский А. М. Непрекращаемый разговор. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 193–238.
3. Шевцов С. В. Оправдание бытия человека у Софокла // Вестник Российского государственного гуманитарного университета: Философия, социология, искусствоведение. 2013. № 11 (112). С. 163–170.
4. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с.
5. Гагарин А. С. Одиночество как экзистенциал античной философии (от Гесиода до Аристотеля) // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. № 1. C. 43–58.
6. Щитцова Т. В. «Комплекс рождения»: экзистенциально-феноменологическая интерпретация мифа об Эдипе // Щитцова Т. В. Антропология. Этика. Политика: сборник философских статей и докладов. Вильнюс: ЕГУ, 2014. С. 90–121.
7. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004. 685 с.
8. Флоренский П. А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. 877 c.
9. Аристотель. Риторика. Поэтика / пер. О. П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000. 224 с.
10. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Академический проект, 2013. 847 с.
11. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
12. Vernant J.-P., duBois P. Ambiguity and Reversal: On the Enigmatic Structure of Oedipus Rex // New Literary History. 1978. Vol. 9. No. 3. P. 480–481.
13. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: АСТ: Астрель, 2011. 668 с.
14. Алымова Е. В. Даймон Эдипа как парадигма (Софокл «Эдип-царь», ст. 1192–1194) // Verbum. 2014. № 16. С. 16–30.






















