Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

К вопросу о функциях философии

https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-3-45-57

Аннотация

Цель. На основе философской методологии детально раскрыть содержание и функции философии и как науки, и как теоретического мировоззрения.

Процедура и методы. Работа выполнена на основе «расширительного» подхода, системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.

Результаты. К функциям философии относятся: функции онтолого-гносеологического блока (онтологическая, гносеологическая информационная, интегративная, объяснительная, описательная, терминологическая); функции исторического блока (историческая, аккумулирующая, коммуникативная, реконструктивная); функции логического блока (собственно логическая функция, функции доказательства, рационализирования, телеологическая); функции методолого-методического блока (методологическая, методическая, номонологическая, генеративная, критическая, аксиологическая, функция алгоритмизации); функции мировоззренческого блока (дидактическая, воспитательная, пропагандистская, агитационная, этическая, эстетическая, культурологическая, нормативная и собственно мировоззренческая функции); функции практического блока (праксиологическая, критериальная, мобилизационная, организационная, регулятивная).

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.

Об авторах

Я. В. Бондарева
Государственный университет просвещения
Россия

Бондарева Яна Васильевна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии

г. Москва



Ю. В. Колесниченко
Государственный университет просвещения
Россия

Колесниченко Юлия Викторовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии

г. Москва



Д. Костадинович
Университет в Нише
Сербия

Костадинович Даниэла – доктор филологических наук, доцент факультета философии

г. Ниш



Список литературы

1. Миронов В. В. Философия и метаморфозы культуры. М.: Современные тетради, 2005. 288 с.

2. Горбунов А. С., Мирошкин М. С. Методологические проблемы научных исследований: к вопросу о функциях науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов Пятой Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 106–116.

3. Полицинский Е. В., Похоруков О. Ю., Синенко В. Я. Актуальные проблемы отечественного технического образования и возможные пути их решения // Сибирский учитель. 2021. № 6 (139). С. 5–12.

4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. 544 с.

5. Концепция модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования Новосибирской области / В. Я. Синенко, И. Л. Беленок, А. Н. Величко, М. Г. Волчек // Сибирский учитель. 2011. № 4 (77). С. 22–28.

6. Архангельская Н. О., Орлова И. И. Философские категории как методологический базис научных исследований // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов VI Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2022 г. М.: Сам Полиграфист, 2022. С. 16–27.

7. Джалю Я. И., Курабцев В. Л. Практика и её социальные функции // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов Пятой Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 117–123.

8. Development of Competitive Relations in the Russian Market of Educational services / E. Y. Ivinskaya, A. A. Nikitin, A. S. Markovichev, A. Z. Zhafyarov, O. A. Milinis, G. N. Zhukov, V. Y. Sinenko, I. A. Mavrina // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 1. С. 65–69.


Рецензия

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)