К вопросу о ценности человека в контексте проектной деятельности
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-2-66-74
Аннотация
Цель. Выявление ценности, места и роли человека в проектной деятельности.
Процедура и методы. С точки зрения диалектического и аксиологического подходов проанализированы сущность и содержание социального проектирования. С целью выявления ценности человека в проектной деятельности использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции. Применение методологии системно-интегративного подхода позволило рассмотреть проектную деятельность как целостный процесс, а ситуационного подхода – обнаружить особенности мотивации к проектной деятельности различных категорий её участников.
Результаты. С позиций аксиологического подхода дана характеристика социального проектирования и обосновано влияние на него ценности человека как высшей ценности-цели. Выявлено, что ключевыми смыслами проектной деятельности являются общественная польза и удовлетворение потребностей участников проектов, которые диалектически взаимосвязаны. При этом условиями успешного осуществления проектной деятельности выступают гармония между общественной пользой проекта и его ориентацией на потребности и цели участников проектной деятельности, а также признание человека в качестве ценности на протяжении всех этапов проектирования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании ценностей человека и общества как аксиологических оснований проектной деятельности и их влияния на процесс и результаты социального проектирования на различных его этапах.
Об авторе
А. Б. БакурадзеРоссия
Бакурадзе Андрей Бондович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики непрерывного казачьего образования
г. Москва
Список литературы
1. Кэмпбелл К. Управление проектами на одной странице. М.: Диалектика, 2009. 160 с.
2. Белбин М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. М.: HIPPO, 2003. 315 с.
3. Ушаков К. М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. М.: ИФ Сентябрь, 2004. 192 с.
4. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в современной высшей технической школе: коллективная монография / под ред. Г. В. Бариновой, А. Б. Бакурадзе, С. Н. Климова. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. 223 с.
5. Античные философы (свидетельства, фрагменты, тексты) / сост. А. А. Аветисьян. Киев: Издательство государственного университета, 1955. 314 с.
6. Губман Б. Л., Ануфриева К. В. Герменевтика и учение И. Канта: рефлективная способность суждения в формировании смыслового горизонта мира человека // Философия и культура в гуманитарном дискурсе: материалы международной научно-методической конференции (Воронеж, 24–25 апреля 2024 г.). Воронеж: Истоки, 2024. С. 99–103.
7. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / пер. Т. Гутман. М.: Альпина Паблишер, 2021. 264 с.
8. Бакурадзе А. Б. Аксиология управления социальной организацией. М.: Русайнс, 2024. 262 с.
9. Джордж Дж. М. Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 463 с.
10. Паньшин А. И. Средний класс: история определения // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции (Москва, 25 ноября 2021 г.). М.: Российский университет транспорта, 2022. С. 312–315.
11. Михалкин Н. В. Закономерности оптимальной организации общества и принципы, нормы эффективного управления этим процессом // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2022. № 4 (62). С. 46–55. DOI: 10.26456/vtphilos/2022.4.046.
12. Михалкин А. Н. Динамика изменения и исполнения социальных обязанностей государственной властью России в XX – XXI вв.: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2025. 26 с.