Общепризнанные научные категории как теоретико-методологический базис научных исследований. Часть V
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-4-35-41
Аннотация
Цель. На основе философской методологии детально рассмотреть содержание общенаучных (философских) категорий «пространство» и «время», дать им определение в современной редакции.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. Выявлены существенные признаки категории «пространство»: сосуществование явлений; их взаимодействие; протяжённость пространства; его структурность. Категория «время» характеризует существование развивающихся феноменов с позиций длительности, последовательности и необратимости. Философская категория «время» может быть представлена как всеобщее понятие, отражающее длительность существования явлений, последовательность смены их состояний, необходимость их развития.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.
Об авторах
Я. В. БондареваРоссия
Бондарева Яна Васильевна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2
В. Я. Синенко
Россия
Синенко Василий Яковлевич – доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, главный редактор научного журнала факультета «Сибирский учитель»
630024 г. Новосибирск, ул. Ватутина, д. 17/1
Д. Костадинович
Сербия
Костадинович Даниэла – доктор филологических наук, доцент факультета философии
18106, г. Ниш, Университетская площадь, д. 2
Список литературы
1. Буренков С. В., Орлова И. И. Система образования и цифровая реальность // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 24 ноября 2023 г. М.: Российский университет транспорта, 2023. С. 42–47.
2. Горбунов А. С., Мирошкин М. С. Методологические проблемы научных исследований: к вопросу о функциях науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта, 2022. С. 106–116.
3. Загребин М. В., Буренков С. В. Наука как сложное социальное явление // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта, 2022. С. 133–145.
4. Колесниченко Ю. В. Методологический инструментарий научного исследования: способы и подходы // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта, 2022. С. 215–222.
5. Колесниченко Ю. В., Архангельская Н. О. Неоклассика как этап развития науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов VI Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2022 г. / под общ. ред. Г. В. Бариновой, Л. В. Блонского, С. Н. Климова. М.: Сам полиграфист, 2022. С. 166–175.
6. Концепция модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования Новосибирской области / В. Я. Синенко, И. Л. Беленок, А. Н. Величко, М. Г. Волчек // Сибирский учитель. 2011. № 4 (77). С. 22–28.
7. Молоков Ю. Г., Синенко В. Я. Новая Россия и новое образование (приглашение к разговору) // Сибирский учитель. 2010. № 4 (70). С. 27–28.
8. Сауров Ю. А., Синенко В. Я. Типичные методологические ошибки при обучении физике // Сибирский учитель. 2017. № 3 (112). С. 32–39.
9. Сауров Ю. А., Синенко В. Я. Учитель учителей – это великая миссия… // Сибирский учитель. 2010. № 5 (71). С. 9–14.
10. Синенко В. Я. О модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования // Методист. 2011. № 9. С. 5–9.
11. Синенко В. Я. Современная модель повышения квалификации работников образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1 (1). С. 91–93.
12. Синенко В. Я. Hauptrichtungen der wachsenden persönlichkeitsbildung unter modernen sozioökonomischen bedingungen // Сибирский учитель. 2021. № 3 (136). С. 5–7.