Философия любви Вл. Соловьёва: от платоновского Эроса к вселенской сизигии
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-4-23-34
Аннотация
Цель. Доказать, что в статье «Жизненная драма Платона» и в публичной лекции в 1898 г. Соловьёв подытожил свои размышления о философии любви у Платона и сформулировал основы собственного учения.
Процедура и методы. В статье используется ряд философских подходов – онтологический, антропологический, гносеологический; принципы источниковедческого анализа, философской компаративистики и историко-генетического методов. А также историко-философский, сравнительный, контекстный, аналитический методы.
Результаты. В. С. Соловьёв в философско-онтологическом плане показал, что Эрот у Платона является промежуточной силой соединения двух миров, сопряжения тех пластов бытия, которые сами по себе соединиться не могут. Русский философ сопоставил мифический образ платоновского Эрота и мистический образ Софии, выявив в них общие и различные черты. В результате теоретических исследований, а также на основе личного опыта взаимодействия с небесной Девой Софией Соловьёв констатирует онтолого- эстетический и онтолого-этический смысл любви как осуществление изначальной мировой цели. Именно в ней, по убеждению русского мыслителя, в полной мере отражается истинное предназначение человека, который в своём творческом взаимодействии с природной средой способен воплотить идею всемирной сизигии.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в концептуализации малоисследованного направления в соловьёвском учении о любви, которое представляется чрезвычайно актуальным в свете современных космо-философских и мистико-философских исследований учения великого русского философа. Результаты работы могут дать возможность расширить границы современного философско-эстетического, этического и космо-мистического дискурса о возможностях и духовных перспективах подлинной человеческой любви.
Об авторе
В. В. КравченкоРоссия
Кравченко Виктория Владимировна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры теологии
119304, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38/1
Список литературы
1. Бужор Е. С. Смысл любви в философии всеединства Вл. Соловьёва // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 43–47.
2. Кравченко В. В. Вестники русского мистицизма. М.: Издатцентр, 1997. 300 с.
3. Кравченко В. В. Владимир Соловьёв и София. М.: Аграф, 2006. 384 с.
4. Кравченко В. В. К вопросу о несостоявшемся путешествии В. С. Соловьёва в Индию // Вестник Тверского госуниверситета. Серия: Философия. 2018. № 3. С. 96–107.
5. Кравченко В. В. Симфония человеческой культуры. М.: Аграф, 2017. 384 с.
6. Максимов М. В. Владимир Соловьёв и Максим Исповедник: метафизика и богословие любви // Соловьевские исследования. 2020. Вып. 1 (65). С. 31–46.
7. Подвойский Л. Я. Философия любви и совершенства В. С. Соловьева // Вопросы элитологии. 2020. № 1. С. 46–76.
8. Пугачева Н. С. Любовь и свобода в нравственном учении Вл. С. Соловьёва. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. 216 с.
9. Соловьёв В. С. Жизненная драма Платона // Соловьёв В. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 582–634.
10. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. 384 с.
11. Шейнман-Топштейн С. Я. Платон и ведийская философия. М.: Наука, 1978. 199 с.
12. Faivre A. Sensuous Relations with Sophia in Christian Theosophy // Hidden Intercourse: Eros and Sexuality in the History of Western Esotericism / ed. J. Hanegraaff, J. J. Kripal. Leiden; Boston: Brill, 2008. P. 281–308.