Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

Синергетический подход в исследовании аксиосферы

https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-3-138-149

Аннотация

Цель. Рассмотреть интерпретацию концепта «ценности», который считается междисциплинарным. В первую очередь анализируется гуманитарное антропомерное измерение ценностей.

Процедура и методы. Аксиосфера анализируется с точки зрения синергетики как сложная, открытая самоорганизующаяся система, которая обладает различными взаимосвязанными и взаимозависимыми уровнями организации, отличается эмердженнтностью и способностью к самопостроению. Аксиосфера – диссипативная система, в которой временно устойчивые конфигурации смыслов и ценностей формируются в качестве среза в неравновесной, динамической среде. Синергетический подход предполагает изучение аксиосферы как сложной саморазвивающейся системы – многомерной, подверженной влиянию разнообразных факторов, обусловливающих динамику её развития, её эмерджентность и бифуркационность, связанной и взаимодействующей со многими другими системами и подсистемами.

Результаты. В отечественной традиции существует три основных подхода к феномену ценностей. Первый рассматривает их способность удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Второй к ценностям относит высшие общественные идеалы. Третий осуществляет синтез первого и второго подхода. По существу, ценностями как объектами ценностного отношения могут считаться все многообразные проявления и продукты человеческой жизнедеятельности, социальных отношений и вовлечённых в спектр их производства и функционирования явлений природы. Все они могут получать оценку в контексте должного и недолжного, добра и зла, справедливого и несправедливого, прекрасного и безобразного, истины и заблуждения и пр.

Теоретическая и/или практическая значимость. Человек всегда воспринимает ценности субъективно, по мере индивидуального становления его как личности он приобретает способность к критическому анализу и творческому пересмотру ранее воспринятых ценностей, в результате чего у него формируется определённая, глубоко индивидуальная, личностно особенная совокупность аксиологических категорий, ориентаций, а также идеалов, норм и пр. Аксиосфера – мир ценностей и ценностного отношения человека к миру. Аксиосфера детерминируется онтологическими, географическими и историческими факторами. Отсюда её этнокультурная специфика. Аксиосфера как таковая представляет собой синкретичную квинтэссенцию множества личностных, индивидуально ориентированных аксиосфер. Аксиосфера в силу своей идеальной природы –
диалектическое единство субъективного и объективного, единичного и всеобщего, индивидуального и коллективного.

Об авторе

А. В. Тимофеев
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
Россия

Тимофеев Александр Вадимович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и технологий,

443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34.



Список литературы

1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. 412 с.

2. Валицкая А. П. Аксиосфера: содержание понятия и его инструментальный статус // Аксиосфера современности: философско-эстетический анализ и нравственное обоснование социокультурных практик. СПб: Астерион, 2023. С. 5–14.

3. Веденеева Г. И. Аксиосфера краеведения и её роль в нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа плюс. До и После. 2021. № 3. С. 77–80.

4. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 1996. 148 с.

5. Инглхарт Р. Модернизация – ценности – счастье: Россия и мир [Электронный ресурс] // Контекст: международный лекторий. URL: http://www.contextfound.org/events/y2012/m12/n79 (дата обращения: 11.06.2024).

6. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

7. Кирьякова А. В. Теория ценностей – методологический базис аксиологии образования [Электронный ресурс]. // Аксиология и инноватика образования. 2020. № 1. С. 2–32. URL: http://www.orenport.ru/axiology/?doc=3 (дата обращения: 09.06.2024).

8. Козменко М. В. Синкретичность трансценденции аксиосферы культуры [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2013. № 1. URL: www.st-hum.ru (дата обращения: 11.06.2024).

9. Сагатовский В. Н. Деятельность как философская категория // Философские науки. 1978. № 2. С. 47–55.

10. Суворова И. М. Аксиосфера культуры как синергетическая система // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2. С. 352–355.

11. Фактор А. М., Камолов С. Г., Никандрова А. А. Человеческие ценности в цифровую эпоху [Электронный ресурс] // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019. № 2 (21). С. 86–103. URL: http://moit.vivt.ru (дата обращения: 08.06.2024).

12. Фромм Э. Психоанализ и этика / сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит. М.: Республика, 1993. 415 с.

13. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / пер. Е. Осиповой. М.: Новости; Catallaxy, 1992. 304 с.

14. Южанинова Е. Р. Аксиология Интернета и ее морфология // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 1 (150). С. 80–86.

15. Rolston Н. Philosophy Gone Wild. New York: Prometheus Books, 1989. 269 p.


Рецензия

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)