Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

Историография философии бенгальского вишнуизма в колониальной Индии

https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-3-30-42

Аннотация

Цель. Выявление и классификация различных позиций и их мировоззренческих оснований в историографии философии бенгальского вишнуизма или гаудия-веданты в колониальный период.

Процедура и методы. Проведён анализ взглядов исследователей, их идентичности и стратегии интерпретации истории, философии и образа жизни бенгальских вишнуитов. Выделены также основные проблемы философии гаудия-веданты, являющиеся предметом расхождения различных групп исследователей.

Результаты. Получена классификация из четырёх групп исследователей: 1) гаудия-вайшнавы, 2) миссионеры протестанты, 3) литературоведы, 4) неоведантисты. Основные проблемы: методология исследования, божественность Чайтаньи, преемственность и моральность учения, иррационализм и системность философии гаудия-веданты. Обнаружено взаимовлияние философии гаудиев и русской философии через переписку с Л. Н. Толстым.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в объяснении существующего положения гаудия-веданты в академической среде Индии и позволяют более объективно подойти к исследуемому материалу.

Об авторе

Д. Н. Попов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Маяпурский институт Бхактиведанты
Россия

Попов Дмитрий Николаевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин; научный сотрудник исследовательского отдела,

125167, г. Москва, пр-т Ленинградский, д. 49/2;

741313, Западная Бенгалия, г. Маяпур, Чандродая Мандир (Индия).



Список литературы

1. Бурмистров С. Л. Абсолют и история в историко-философских концепциях С. Дасгупты и Г. Гегеля // Евразийство и мир. 2013. № 1. С. 91–101.

2. Бурмистров С. Л. Индийские историки философии в ХХ веке: выбор позиции // Письменные памятники Востока. 2012. № 1 (16). С. 138–150.

3. Бурмистров С. Л. Движущие силы историко-философского процесса в философии неоведантизма // Вопросы философии. 2008. № 12. С. 153–162.

4. Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2005. 405 с.

5. Ватман С. С. Вишнуитский трактат «Бхакти-расамрита-синдху», его структура, содержание и доктринальная роль // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 3. С. 212–225.

6. Псху Р. В., Крыштоп Л. Э. История индийской философии в средневековой Индии и начало рецепции индийской философии в европейском интеллектуальном пространстве // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 148–160.

7. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 2 / под ред. В. И. Кальянова. М.: Миф, 1993. 732 c.

8. Филь Ю. С. Бхактивинода Тхакур в свете современной рациональной критики традиционных убеждений // Gaudeamus Igitur. 2020. № 1. С. 22–28.

9. Carney G. T. Baba Premananda Bharati: his trajectory into and through Bengal Vaiṣṇavism to the West // The Legacy of Vaiṣṇavism in Colonial Bengal. Abingdon: Routledge, 2020. P. 135–160.

10. De S. K. The Vaishnava faith and movement in Bengal from Sanskrit and Bengal sources. Calcutta, 1942. 556 p.

11. Wong L. Gauḍīya Vaiṣṇavism and Modernity // The Journal of Hindu Studies. 2020. № 13 (1). P. 1–9.

12. Kennedy M. T. Caitanya Movement: Study of Vaishnavism of Bengal. London: Oxford University Press, 1925. 290 p.

13. Nicol M. Indian Theism. Delhi: Munshiram Manoharlal, 1915. 292 p.

14. Malik G. N. Philosophy of Vaishnava Religion (with special reference to the Kṛṣṇaite, and Gouraugite Cults). Vol. 1. Lahore: Punjab Sanskrit Book Depot, 1927. 486 p.

15. Wong L., Sardella F. The Legacy of Vaishnavism in Colonial Bengal. Routledge, 2019. 280 p.


Рецензия

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)