История научного метода: основные этапы
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-2-35-48
Аннотация
Цель. Раскрыть содержание основных этапов эволюции представлений философов и учёных о научном методе, его сущности и возможностях.
Процедура и методы. На основе материала истории науки и философии реконструированы основные этапы развития представлений о содержании научного метода, его природе, сущности и познавательных возможностях. Показано, что эти изменения были вызваны как содержанием научного знания в разные эпохи, так и социокультурным контекстом.
Результаты. Обосновано положение, что в истории науки и философии никогда не было однозначных представлений среди учёных и философов о научном методе, его природе, сущности и познавательных возможностях. Это имело место на всех этапах истории науки и философии, включая наше время. Основанием такой неоднозначности являются: качественно различная структура научного знания (разные области науки, уровни научного познания, виды научного знания), изменение предметного содержания научного знания, уровень философской рефлексии научного познания. Показано, что в истории методологии науки с самого начала конкурировали две исследовательские программы научного метода: монистическая и плюралистическая. Сторонники монистической программы исходили из идеи существования единого, универсального научного метода, инвариантного по отношению к различным предметам научного познания, сторонники плюралистической парадигмы подчёркивали зависимость содержания научного метода от содержания предмета исследования и указывали на факты использования в реальной науке любой эпохи разных методов познания. Анализ эволюции представлений о научном методе показывает, что в длительной исторической конкуренции монистической и плюралистической парадигм методологии науки победа оказалась на стороне последней. Методологический плюрализм в науке оказался естественным и закономерным следствием предметного и структурного разнообразия научного знания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Доказано, что методологический плюрализм в науке является естественным и закономерным следствием предметного и структурного разнообразия научного знания, что методологическая истина в науке столь же конкретна, как и всё остальное научное знание. Осознание этого обстоятельства должно стать необходимым элементом методологической культуры современного учёного.
Об авторах
С. А. ЛебедевРоссия
Сергей Александрович Лебедев, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры
кафедра философии
105005; ул. Бауманская 2-я, д. 5, стр. 1; Москва
М. С. Мазякин
Россия
Максим Сергеевич Мазякин, аспирант
факультет энергомашиностроения
105005; ул. Бауманская 2-я, д. 5, стр. 1; Москва
Список литературы
1. Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. 315 с.
2. Витгенштейн Л. Из книги «Логико-философский трактат» // Философия науки : хрестоматия / отв. ред.-сост. Л. А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 906–909.
3. Кун Т. Структура научных революций / пер. И. З. Налетова. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
4. Лебедев С. А. Индукция как метод научного познания. М.: Московский университет, 1980. 192 с.
5. Лебедев С. А. Критика гипотетико-дедуктивной модели научного познания // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1982. № 5. С. 18–28.
6. Лебедев С. А. Научный метод: история и теория. М.: Проспект, 2018. 448 с.
7. Лебедев С. А. Современная философия науки. М.: Проспект, 2023. 312 с.
8. Лебедев С. А. Философия и методология науки. М.: Академический проект, 2021. 626 с.
9. Лебедев С. А. Философия науки: позитивно-диалектическая концепция. М.: Проспект, 2021. 448 с.
10. Лебедев С. А. Философия научного познания: основные концепции. М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2014. 272 с.
11. Лебедев С. А. Философия. Методология. Наука: избранные статьи. М.: Проспект, 2023. 720 с.