Индивидуальное понимание вещей: распределённые значения, экземпляры и уницепты
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-1-33-43
Аннотация
Цель. Исследование формирования и существования индивидуальных представлений людей о вещах и их связи с языковыми категориями.
Процедура и методы. Проанализированы сведения об исследованиях активности отдельных нейронов мозга, идеи теории когнитома и экземплярных теорий категоризации, философская концепция уницептов.
Результаты. Научные данные свидетельствуют об уникальности представлений каждого человека о вещах. Отдельным элементам субъективного опыта каждого человека соответствуют распределённые гиперсети нейронов. Языковые категории опираются на субъективный опыт взаимодействия с конкретными экземплярами. Коммуникация осуществляется не на основе всеобщих концептов, а на основе уникальных индивидуальных представлений – уницептов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Впервые в обобщённом виде формулируется идея распределённого кодирования значений, объединяющая то, как понимается кодирование значений вещей в нейропсихологии, в теориях категоризации, в концепции уницептов.
Об авторе
А. Е. СериковРоссия
Сериков Андрей Евгеньевич – кандидат философских наук, доцент кафедры философии
443086, г. Самара, ул. Московское шоссе, д. 34
Список литературы
1. Анохин К. В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности. 2021. Т. 71. № 1. С. 39–71.
2. Сериков А. Е. Понятиe конвенции Дэвида Льюиса и его современная рецепция // Аспирантский вестник Поволжья. 2023. Т. 23. № 3. С. 43–48.
3. Сериков А. Е. Понимание правил языка в биосемантике Рут Гаррет Милликэн // Семиотические исследования. 2023. Т. 3. № 3. С. 13–21.
4. An Instance Theory of Semantic Memory / R. K. Jamieson, J. E. Avery, B. T. Johns, M. N. Jones // Computational Brain & Behavior. 2018. Vol. 1. No 2. P. 119–136.
5. Ambridge B. Abstractions Made of Exemplars or ‘You’re All Right, and I’ve Changed My Mind’: Response to Commentators // First Language. 2020. Vol. 40. No. 5–6. P. 640–659.
6. Ambridge B. Against Stored Abstractions: A Radical Exemplar Model of Language Acquisition // First Language. 2020. Vol. 40. No 5–6. P. 509–559.
7. Lewis D. Convention: A Philosophical Study. Harvard: Harvard University Press, 1969. 213 p.
8. Lewis D. Languages and Language // Minnesota Studies in the Philosophy of Science / ed. by K. Gunderson. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1975. P. 3–35.
9. Matczak M. Ruth G. Millikan’s Conventionalism and Law // Legal Theory. 2022. Vol. 28. No. 2. P. 146–178.
10. Medin D. L. A Theory of Context in Discrimination Learning // The Psychology of Learning and Motivation. Vol. 9 / ed. by G. H. Bower. New York: Academic Press, 1975. P. 263–314.
11. Medin D. L., Schaffer M. M. Context Theory of Classification Learning // Psychological Review. 1978. Vol. 85. P. 207–238.
12. Millikan R. G. Beyond Concepts: Unicepts, Language, and Natural Information. Oxford: Oxford University Press, 2017. 240 p.
13. Millikan R. G. Language Conventions Made Simple // The Journal of Philosophy. 1998. Vol. 95. № 4. P. 161–180.
14. Millikan R. G. On Meaning, Meaning, and Meaning // Millikan R. G. Language: A Biological Model. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 53–76.
15. Murphy G. L. Is There an Exemplar Theory of Concepts? // Psychonomic Bulletin & Review. 2016. Vol. 23. P. 1035–1042.
16. Posner M. I., Keele S. W. On the Genesis of Abstract Ideas // Journal of Experimental Psychology. 1968. Vol. 77. № 3. Pt. 1. P. 353–363.
17. Single Neuron Studies of the Human Brain: Probing Cognition / ed. I. Fried, U. Rutishauser, M. Cerf, G. Kreiman. Cambridge, MA: MIT Press, 2014. 382 p.
18. Smith E. E., Medin D. L. Сategories and Concepts. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. 203 p.