Механизмы функционирования толерантности в российском образовании
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2023-3-86-92
Аннотация
Цель. Выявить особенности функционирования механизмов толерантности в российском образовании.
Процедура и методы. Путём выборки материалов российского философского и педагогического дискурсов провести философский анализ механизмов функционирования толерантности в школах и вузах России.
Результаты. В ходе философского анализа был выявлен ряд уникальных мировоззренческих особенностей, которыми характеризуется феномен толерантности в российском образовании.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет определить основные характеристики механизмов функционирования толерантности в российском образовании, а также обосновать их отличия от западных.
Об авторе
Е. В. ЗеновРоссия
Зенов Егор Всеволодович – аспирант кафедры философии и социальных наук
183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15
Список литературы
1. Балданова Е. А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. № 1 (75). C. 110–116.
2. Быстров В. Ю. Границы толерантности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. Вып. 1. С. 24–34.
3. Галимов Б. С. Философия толерантности // Вестник Башкирского университета. 2015. № 3. С. 1080–1081.
4. Дайнова Г. З. Толерантность в аспекте философии науки // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 13–16.
5. Емтыль Р. Х. Формирование этнокультурной толерантности при изучении гуманитарных дисциплин в школе и вузе // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 1 (68). С. 135–139.
6. Ионин Л. Г. Политкорректность: дивный новый мир. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 112 с.
7. Коптилова М. В. Проблемы формирования толерантных взаимоотношений младших школьников в рамках инклюзивного образования // Интерактивная наука. 2021. № 9 (64). С. 40–42.
8. Котлярова В. В. Толерантность и её границы [Электронный ресурс] // APRIORI. Серия: гуманитарные науки. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-i-ee-granitsy-1 (дата обращения: 01.05.2023).
9. Логинов А. В. Религиозный аргумент в публичной сфере: толерантность и идентичность // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 2 (34). С. 229–235.
10. Малородова Е. Н. Культура толерантности в студенческое среде // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2015. № 2. С. 68–71.
11. Морозова А. П. Фестиваль народов как средство воспитания межкультурной толерантности школьников // Человек в мире культуры. 2016. № 2. С. 56–59.
12. МустафаеваА. Р. Педагогическое просвещение родителей в области нравственного формирования личности и профилактики экстремизма // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 66–68.
13. Мушарова В. М. Основные направления формирования межэтнической толерантности как общекультурной компетенции у студентов технического вуза // Казанский педагогический журнал. 2017. № 3 (122). С. 78–81.
14. Рожков М. И. Экзистенциальный подход к воспитанию толерантности у школьников // Учёные записки: электронный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). URL: http://scientific-notes.ru/pages/index (дата обращения: 01.05.2023).
15. Садыкова О. В. Насилие и ненасилие: теория и реальность // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). С. 49–53.
16. Тимошков И. Н. Проблема формирования межэтнической толерантности у школьников в процессе обучения истории // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6–1. С. 197–200.
17. Хуснутдинова М. Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 26–45.
18. ШачинаА. Ю., Шачин С. В. Признание как альтернатива толерантности, или К вопросу о статусе толерантности в системе целей и ценностей образования // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С. 112–116.
19. Якубова Ф. Р. Инклюзивная культура – ключевой фактор успешности инклюзивного образования // Наука и школа. 2020. № 1. С. 123–129.