Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

Русская философия в школе как важный фактор формирования современного прогрессивного мировоззрения

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2023-1-107-114

Аннотация

Цель. Показать актуальность преподавания русской философии в школе и обозначить её роль в формировании мировоззрения. Проанализировать зарубежный опыт внедрения школьной философии. Раскрыть факторы, методы, стратегии включения русской философии в образовательные программы школы.

Процедуры и методы. Рассмотрено современное состояние изучения русской философии в системе образования как одного из важных компонентов российского мировоззрения. Методологией исследования выступает социально-философский анализ проблемы включения русской философии в образовательный процесс школы, а также общенаучные методы теоретического познания, методы системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме изучения знаний по русской философии как целостного организма и основных его принципов: логики и мышления, любви и справедливости, веры и России – как необходимого ядра современного прогрессивного мировоззрения в условиях расширения роботизации, искусственного интеллекта, внедрения цифровых инструментов в живых биологических индивидов.

Результаты. На основании изучения цельного знания в русской философии и анализа зарубежной литературы по преподаванию философии в школе авторы приходят к выводу, что в сложившихся условиях неопределённости и социальной сингулярности обучение русской философии в школе является острой необходимостью и важным фактором формирования современного прогрессивного мировоззрения для сохранения человеческого в человеке.

Теоретическая и/или практическая значимость. Преподавание русской философии в школе на самых ранних этапах становления личности формирует критическое мышление и гражданскую ответственность на основе высоконравственных принципов, согласующихся с государственной целостностью, традиционными для нашей страны ценностями, с научным сознанием.

Об авторах

В. П. Майкова
Государственный университет просвещения
Россия

Майкова Валентина Петровна – доктор философских наук, профессор кафедры философии

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



М. Микосиба
Университет г. Тиба
Япония

Митио Микосиба – доктор философских наук, почётный профессор 

263-8522, преф. Тиба, г. Тиба, р-н Инагэ, ул. Яёй, д. 1–33



Список литературы

1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Юрайт, 2021. 282 с.

2. Дугин А. Г. Бытие и Империя. Онтология и эсхатология Вселенского Царства. М.: АСТ, 2022. 786 с.

3. Киреевский И. В. Разум на пути к истине: Философские статьи, письма, дневник. М.: Правило веры. 2002. 662 с.

4. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 418 с.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / ред. Е. Булгакова. М.: АСТ, 2020. 320 с.

6. Сковорода Г. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. 511 с.

7. Хомяков А. С. Всемирная задача России // отв. ред. О. А. Платонов. 2-е изд. М.: Институт русской цивилизации: Благословение. 2016. 784 с.

8. Bialystok L. Philosophy across the Curriculum and the Question of Teacher Capacity // Journal of Philosophy of Education. 2017. № 51 (4). P. 827–836.

9. Philosophy in Schools / eds. M. Hand, C. Winstanley. London: Continuum, 2008. 194 p.

10. Sandel M. Public Philosophy: Essays on Morality and Politics. Cambridge: Harvard University Press, 2006. 304 p.


Рецензия

Просмотров: 289


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)