Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БУДДИЗМА И «НАРОДНОЙ РЕЛИГИИ» РУССКИХ В ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ В XVII-XIX ВВ.

Аннотация

Статья посвящена процессам взаимо- действия традиций тибетского буддизма и религиозно- сти населения России. Представлено сравнение раз- личных структурных уровней, буддизма и религиозности русского населения, на основании чего автор приходит к выводу, что слои, связанные с обычной религиозно- стью, имели практическое значение для выживания русских в Забайкалье. Сотрудничество буддизма и культуры русских говорит о высокой степени адаптации буддизма, а также о том, что причина распространения идей буддизма заключалась в том, что эта религия была адаптирована для культуры бурят, которая находилась в рамках патриархальной религиозности, природных культов и культов духов предков. Ламаизм стал од- ним из инструментов взаимодействия русских и бурят, предлагая не догматические, а простые средства для решения проблем природной и социальной адаптации. В итоге к XIX в. религиозное пространство Забайкалья было сформировано как сложноорганизованная сфера, в которой существовали не только православие, но и архаические и традиционные культы, шаманизм, реги- ональные варианты ламаизма и религиозности русско- язычного населения.

Об авторе

А. А. Жукова
Забайкальский государственный университет (г. Чита)
Россия


Список литературы

1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. - М., 1992. - 139 c.

2. Башаров И.П. Представления о духах-хозяевах местности у русского промыслового населения Восточного Прибайкалья // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. - Иркутск, 2003. - С. 14-16.

3. Бердяев Н.А. Проблема человека: К построению христианской антропологии // Самопознание. - Л., 1991. - С. 341-366.

4. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. - СПб., 2000. - 400 с.

5. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. - Новосибирск, 1994. - 148 с.

6. Бураева О.В. Вопросы русско-бурятского этнокультурного взаимодействия в трудах А.П. Щапова // Мир Центральной Азии. - Улан-Удэ, 2002. - Т. I. - С. 103-106.

7. Бураева О.В. Этнокультурное взаимодействие народов Байкальского региона в XVII-начале ХХ в. - Улан-Удэ, 2005. - 212 с.

8. Буряты / Отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М., 2004. - 633 с.

9. Герасимова К.М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. - Улан-Удэ, 2006. - 341 с.

10. Гомбоева М.И. Образ мироустройства хори-бурят. - Чита, 2002. - 189 с.

11. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. - М., 1977. - 200 с.

12. Жуковская Н.Л. Буддийская традиционная сангха России // Московский регион: этноконфессиональная ситуация. - М., 2000. - С. 63-66.

13. Идес И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай (1692-1995). - М., 1697. - С. 131-142.

14. История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки. - СПб., 1997. - 183 с.

15. Константинова Н.Н., Болонев Ф.Ф. Народы Забайкалья в XVII-XX вв. // Энциклопедия Забайкалья. - Новосибирск, 2000. - С. 204-206.

16. Лабутина Н.В. Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья (конец XX - начало XXI веков). - Улан-Удэ, 2007. - 259 с.

17. Ламаизм в Бурятии XVIII-начала XX в. Структура и социальная роль культовой системы / Галданова Г.Р. [и др. ]. - Новосибирск, 1983. - 236 с.

18. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В.Н. Лосский. - М., 1994. - 288 с.

19. Любимова Г.В. Град и засуха в народном календаре забайкальских старообрядцев // История, культура и язык старообрядцев Забайкалья. Тезисы региональной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2000. - С. 56-57.

20. Любимова Г.В., Голубкова О.В. Почитание крестов и культ гор в религиозно-обрядовой практике забайкальских старообрядцев // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2000. - С. 113-115.

21. Обухов А. Психология личности в условиях традиционной преемственности деревни Русского Севера // Развитие личности, 2001. - № 2. - С. 53-54.

22. Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы по этнографии Юго-Западного Забайкалья. - СПб., 1906. - 304 с.

23. Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья. - Улан-Удэ, 1999. - 129 с.

24. Преп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия // Творения преп. Максима Исповедника / Перевод, вступительная статья и комментарии А.И. Сидорова. - М., 1993. - Кн. 1. - С. 215-217.

25. Русские в Бурятии: история и современность / Коллективная монография / Отв. ред. В.И. Затеев. - Улан-Удэ, 2002. - 578 с.

26. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. - М., 2006. - 112 с.

27. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI - начало XX века. - Новосибирск, 1988. - 104 с.

28. Толстой Н.И. Славянские верования. Славянская мифология. - М., 1995. - С. 16-18.

29. Человенко Т.Г. Миф и логос: к вопросу о сравнительном анализе гносеологических позиций // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. - СПб., 2001. - Вып. №8 - С. 300.

30. Щапов А.П. Этнографическая организация русского народонаселения // Соч. А.П. Щапова. - СПб., 1906. - Т. 2. - С. 365-397.


Рецензия

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)